Производство СПГ в России должно вырасти в 4 раза к 2035 году

Этому помогут господдержка, а также развитие собственных технологий сжижения газа
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

В прошлом году сократился экспорт российского газа по трубопроводам в Европу, которая до недавнего времени была его основным рынком сбыта. Около 60% голубого топлива в 2021 г. направлялось на Запад, по данным Международного энергетического агентства (МЭА).

Европейские страны не вводили эмбарго на поставки газа из России, но объявили о планах отказаться от российских энергоносителей к 2027 г. Однако поставки из РФ начали сокращаться уже в первой половине 2022 г.

По данным Минэнерго, в 2022 г. экспорт газа из России уменьшился на 30,7% в годовом выражении до 170,6 млрд куб. м, а добыча – на 11,7% до 673,8 млрд куб. м. «Газпром», обладающий монополией на экспорт газа по трубопроводам, ранее сообщал, что поставки топлива в дальнее зарубежье (Европа, Турция, Китай) по итогам прошлого года сократились в 1,8 раза до 100,9 млрд куб. м. Исходя из данных по экспорту в Китай поставки «Газпрома» в Европу, включая Турцию, уменьшились вдвое по сравнению с 2021 г. и составили 85,4 млрд куб. м.

В этом году экспорт трубопроводного газа из России в Европу может сократиться еще на 35 млрд куб. м, прогнозировало МЭА в мае 2023 г.

Сейчас поставки газа по трубопроводам в Европу продолжаются транзитом через Украину. Заявка «Газпрома» на 1 августа составляла 42,4 млн куб. м, также по ответвлению от «Турецкого потока» в этот день было прокачано 47,5 млн куб. м.

Решение проблемы

На фоне сокращения импорта российского газа по трубопроводам ЕС в 2022 г. нарастил ввоз сжиженного природного газа (СПГ), в том числе из РФ, так как поставил цель заполнить подземные хранилища газа (ПХГ) перед отопительным сезоном. Для этого Евросоюз привлекал поставщиков сжиженного газа со всего мира высокими ценами, чтобы производители перенаправили экспорт из Азии в Европу. К тому же поставки СПГ менее «политизированы».

По данным консалтинговой компании Б1, поставки СПГ из России в ЕС и Великобританию в 2022 г. выросли на 19% в годовом выражении, а всего российский экспорт сжиженного газа увеличился на 8% до более 32 млн т.

В текущей ситуации производство СПГ более оправданно с точки зрения перспектив экспорта, считает заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. По его словам, строительство СПГ-завода такой же мощности, как «Северный поток» (55 млрд куб. м в год), стоило бы в 5 раз дороже трубопровода. Однако, продолжает эксперт, завод дает преимущество в мобильности: поставки СПГ с него можно отправлять по морю в любую страну мира. Хотя это не означает, что нужно отказываться от строительства трубопроводов: российский газопровод «Сила Сибири», например, повышает энергобезопасность Китая, так как поставки по нему нельзя прекратить, перекрыв, к примеру, Малаккский пролив, уточнил он.

Согласно Энергетической стратегии России, к 2035 г. производство крупнотоннажного СПГ должно увеличиться до 80–140 млн т в год, сообщили в пресс-службе Минэнерго. Там напомнили, что в стране уже работают СПГ-заводы общей мощностью около 33,3 млн т в год, а также планируется запустить еще несколько проектов. По итогам этого года Минэнерго ожидает роста производства СПГ в России на 2% до 33,6 млн т. Для стимулирования развития СПГ-отрасли действует несколько мер господдержки, в том числе нулевая ставка по НДПИ для СПГ-проектов на полуостровах Ямал и Гыдан, а также нулевая экспортная пошлина.

Обеспечить рост производства СПГ до 100 млн т в год к 2030 г. помогут новые СПГ-заводы на Ямале, отмечал вице-премьер Александр Новак. Также для увеличения производства нужно найти ресурсную базу для СПГ-проектов еще на 34 млн т в год, добавлял он. По его данным, с учетом строящихся заводов в Усть-Луге, а также «Арктик СПГ – 2» Россия выйдет на производство 66 млн т СПГ в год.

Для достижения этой цели необходимы масштабные вводы новых мощностей по сжижению природного газа, считает директор по исследованиям компании «Имплемента» Мария Белова. Сейчас в стадии строительства находятся заводы «Арктик СПГ – 2» «Новатэка» мощностью 19,8 млн т в год, а также «Балтийский СПГ» «Русхимальянса» мощностью 13 млн т. Также, продолжила Белова, до 2030 г. могут быть реализованы проекты, по которым еще не принято окончательное инвестиционное решение: «Обский СПГ» (6,6 млн т) и «Мурманский СПГ» (19,8 млн т) «Новатэка», «Якутский СПГ» ЯТЭКа (мощность до 18 млн т). 

«Таким образом, в случае принятия инвестиционных решений и своевременной реализации данных проектов обозначенная цель по объему экспорта российского СПГ к 2030 г. может быть даже перевыполнена», – полагает Белова.

Нужно импортозамещение

Однако сроки реализации таких проектов сдвинулись после усиления антироссийских санкций. Евросоюз весной 2022 г. запретил поставлять в Россию установки для сепарации углеводородов при производстве СПГ, криогенные теплообменники и насосы, а также технологические установки для охлаждения и сжижения газа в СПГ-процессе. В последние годы Россия закупала такое оборудование в Европе или США.

В результате часть иностранных подрядчиков и поставщиков оборудования и технологий вышли из проектов. Например, из-за ухода немецкой нефтесервисной компании Linde «Русхимальянс» (СП «Газпрома» и «Русгаздобычи») переносит строительство завода по переработке и сжижению газа в Усть-Луге на два года. Об этом сообщил губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко 1 августа. Но, по его словам, у компании уже есть партнеры, которые гарантировали предоставление технологий.

Крупнотоннажные СПГ-заводы – это комплексные инженерные сооружения, которые требуют большого количества оборудования различных типов, однако их производство не во всех случаях локализовано в России, рассказала Белова. В Долгосрочной программе развития производства СПГ, утвержденной правительством, говорится, что теплообменники, газовые турбины и ряд других отечественных решений, подходящих для использования на заводах большой мощности, еще не были коммерциализированы, добавила она.

Представитель Минпромторга сообщил, что сейчас в России проходит 28 НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. – «Ведомости. Промышленность») при поддержке министерства, а на их реализацию в 2020–2022 гг. выделили из бюджета 15 млрд руб. Для разработки оборудования компании могут получить субсидии в размере до 70% от затрат на НИОКР или льготные кредиты. В Минпромторге отметили, что в ближайшие годы российские компании начнут выпускать компрессоры отпарного газа, спиральновитой криогенный теплообменник, жидкостные детандеры, криогенную арматуру и другое оборудование, которое ранее не производилось в России. Например, сейчас созданы опытные образцы насосов отгрузки, криогенной запорной арматуры и мембранной пластины для резервуаров СПГ, рассказали в Минпромторге.

Также у российских компаний есть собственные технологии для сжижения природного газа, указала Белова. «Новатэк» в 2018 г. разработал и запатентовал среднетоннажную технологию сжижения газа «Арктический каскад» мощностью 950 000 т в год. В июне 2021 г. компания запустила четвертую очередь СПГ-завода «Ямал СПГ» на основе собственной технологии. А в июне 2023 г. «Новатэк» запатентовал крупнотоннажную технологию сжижения «Арктический микс» мощностью более 6 млн т в год, поделилась Белова.

Развитие критично

На фоне сокращения поставок российского газа по трубопроводам в Европу развитие СПГ-отрасли критически важно, чтобы сохранить долю России на мировом рынке, пояснила Белова. Поставки СПГ по морю, в отличие от трубопроводных, дают доступ к широкому перечню рынков, при этом наибольший рост спроса на газ ожидается в удаленных от России странах Юго-Восточной Азии – Индии, Пакистане, Таиланде и др., добавила она. Евросоюз решил отказаться от импорта российских энергоносителей к 2027 г. и стать независимым от поставок газа по трубопроводам. Однако об отказе от российского СПГ заявили лишь несколько стран. Остальные же продолжают его закупать, а некоторые компании остаются в российских СПГ-проектах.

СПГ можно реализовывать и на внутреннем рынке, добавил Фролов. Его можно использовать для заправки автомобилей, в том числе большегрузных, поэтому к 2030 г. планируется увеличить количество криоАЗС в 5 раз. СПГ используют и для бункеровки судов, а также для автономной газификации удаленных районов. «Не обязательно тянуть к удаленному потребителю трубу. Иногда проще и доступнее создать у него на территории объект хранения СПГ и за его счет осуществлять газификацию», – подчеркнул Фролов. 

При строительстве газопроводов, считает Белова, следует учитывать удаленность потенциального покупателя от ресурсной базы. «Сегодня с этих позиций перспективным для строительства новых труб является Китай, поэтому с ним и ведутся переговоры о «Силе Сибири – 2», – отметила она.