От конкурса красоты до прямого эфира: как менялась Историческая регата в Венеции

    «Ведомости. Спорт» о самом красивом состязании гребного спорта – гонке гондольеров
    EPA / ТАСС
    EPA / ТАСС

    В календаре венецианских массовых мероприятий многие связаны с водой, а главным спортивно-праздничным событием уже много лет остается Историческая регата (Regata Storica). Нынешнее название гонка гондольеров получила в 1899 г., но первые упоминания о ней датированы серединой XIII в.

    В этом году регата состоялась 1 сентября, собрав на венецианских набережных и мостах 65 000 зрителей. На этот раз гонку посвятили знаменитому в прошлом гондольеру Пальмиро Фонгеру, который умер за несколько дней до турнира в возрасте 92 лет. Он участвовал в 39 Исторических регатах и 12 раз становился чемпионом.  

    По традиции фестиваль открыл парад из 130 богато украшенных лодок во главе с флагманским 22-метровым судном. В свое время его пассажирами были и Михаил Горбачев, и папа римский Бенедикт XVI. А ближе к вечеру на старт вышли участники гонки (экипажи из двух человек в гондоле): мужчины и женщины разных возрастных категорий – от юношей до взрослых. У регаты-2024 была не только спортивная, но и социальная повестка. Участники выступили с призывом ограничить в Венеции скорость моторных лодок – они создают большие волны, мешающие гондольерам. «Если мы не вмешаемся как можно скорее, нам будет все труднее поддерживать эту традицию», – объяснила журналистам президент ассоциации гондольеров Voga Veneta Mestre Даниэла Костантини.

    Конкурс красоты

    Изначально никакой спортивной и тем более правозащитной задачи у регаты не было. В середине XIII в. она проводилась в рамках религиозного Праздника Марии, во время которого 12 бедных девушек Венеции «превращались в Золушек» и соревновались в красоте. В рамках торжества богатые семьи одаривали участниц украшениями и одеждой, а затем конкурсантки проплывали на лодках по Гранд-каналу. Посмотреть на такое зрелище съезжались не только из разных уголков Италии, но и из соседних стран.

    Традиция помпезности и яркости надолго закрепилась за регатой. Неотъемлемой частью мероприятия стал парад украшенных лодок. Участники не скупились, чтобы заявить о себе, но по завершении фестиваля старались вернуть затраты, распродавая «обмундирование» лодок. Так, после регаты 1856 г. фурнитура была выставлена на аукцион: коврики, позолоченные украшения носа гондол, ткани, перья продавались по 400–2000 лир (1 лира приравнивалась тогда к 4,33 г серебра).

    Долгое время организацию регаты финансировали частные лица, в том числе иностранные богачи и аристократы. Но в 1841 г. проведение фестиваля взяли на себя общественные организации, а муниципалитет Венеции обратился к австрийским властям (с 1815 г. город был частью Ломбардо-Венецианского королевства в составе Австрийской империи) с просьбой присвоить ежегодной гонке официальный статус.

    Смена ориентиров

    В 1866 г., когда Венеция стала частью Итальянского королевства, фестиваль получил статус празднования славной истории Венецианской республики. С тех пор регата собирала лучших гондольеров – они соревновались в заплывах по каналам не только за звание самого быстрого, но и за награды. Призерам вручали вымпелы, за четвертое место дарили живого молочного поросенка (теперь – изготовленного из муранского стекла), а за последнее – индейку. Позже участников стали поощрять и деньгами: в 1891 г. за победу платили 350 лир. Финансовые бонусы полагались не только за спортивные результаты, но и тем, кто лучше других украсил свои лодки. Так, в 1899 г. победителям творческого конкурса полагалось по 1000 лир.

    Именно в 1899 г. гонка впервые получила название Regata Storica. Его предложил мэр города Филиппо Гримани, желая подчеркнуть значимость события для Венеции и его жителей, а также этимологию слова regata. Термин, который теперь во многих языках обозначает соревнование лодок, произошел от глагола rigattare, что на венецианском диалекте было синонимом для слова «соревноваться».

    Магнит для туристов

    С развитием капитализма проводить Историческую регату на чистом энтузиазме стало невозможно. Для привлечения зрителей нужно было привлекать на гонку всех лучших гондольеров, а значит – увеличивать призовой фонд. Дополнительные средства требовались и на организацию мероприятия – рекламу, украшение набережных и т. д. В 1904 г. оргкомитет обратился за финансовой поддержкой к городским властям, аргументируя запрос тем, что проведение регаты выгодно для экономики Венеции. На фестиваль съедутся гости из соседних регионов и «город получит от них заметную прибыль», говорилось в обращении оргкомитета.

    В 1929 г. бюджет регаты составил уже 43 000 лир (порядка 46 000 евро на 2024 г. с учетом инфляции). Из них более 9700 лир было потрачено на медали и денежные призы. Отдельную статью расходов составлял торжественный обед для участников и важных зрителей – регату часто посещали члены королевской семьи Италии. Например, в 1912 г. в меню значились ризотто с печенью, жареная рыба, эскалоп из телятины, сыры, фрукты и, конечно же, итальянское вино.

    Спонсорами регаты выступали и органы местной власти, и коммерческие структуры: от кредитного учреждения Cassa di Risparmio di Venezia до газеты Giornale d’Italia. А когда финансирования не хватало, организаторы просили помощи у местных жителей: например, украсить дома на набережных по маршруту гонки.

    Понимая важную роль регаты для привлечения туристов, муниципалитет даже вводил специальные скидки на железнодорожные билеты в дни ее проведения.

    В послевоенное время гонка выполняла и важную социальную задачу. К мероприятию были приурочены лотереи. Билеты стоили по 100 лир, а вырученные деньги шли на помощь детям – сиротам войны.

    Выход на экраны

    1955 год стал прорывным для Исторической регаты: итальянский телеканал Rai впервые организовал ее прямую трансляцию, с тех пор ставшую традиционной. В 2024 г. эфир смотрело в среднем 505 000 зрителей. Его самой ожидаемой частью является почти 40-минутная гонка мужских гондол, проходящая в драматичных декорациях заката. «Техническое производство трансляции регаты довольно сложно, особенно в том, что касается логистики, – рассказывала журналистам Арианна Чензани, менеджер компании Videe, которая организует съемки. – Узкие и переполненные улочки Венеции, а также запрет на движение транспортных средств означают, что все оборудование должно быть перемещено по воде с помощью барж, а затем доставлено к месту назначения». При этом современные технологии помогают делать картинку регаты с каждым годом все более впечатляющей. «Расположение камер на балконах исторических зданий с видом на Гранд-канал, на лодках и беспилотниках оказалось ключевым фактором в съемке различных ракурсов и подчеркнуло зрелищность гонки», – заявил Джино Кампанья, координатор технического отдела Videe.

    Денежный вопрос

    К началу 1960-х бюджет регаты достиг 12,6 млн лир (214 000 евро на современные деньги), а вот доходы от продажи билетов не покрывали и 5% затрат. Так, в 1960 г. по этой статье удалось заработать лишь 575 000 лир.

    Росли ежегодно и призовые. В 1955 г. общий бонусный фонд (на девять пар призеров) равнялся 950 000 лир, что было не так уж и много: итальянский автомобиль Fiat 1400 в то время стоил почти 1,3 млн лир.

    Спустя пять лет призовые достигли 1,5 млн лир, а различные организации и бизнесмены учреждали дополнительные награды. Например, венецианский Международный центр искусства и костюмов выделил на поощрение участников 100 000 лир; граф Джованни Вольпи ди Мисурата, спонсор и менеджер команд «Формулы-1», вручал от своего имени золотые и серебряные медали, а миланский лакокрасочный бренд Ripolin дарил победителю кубок, а вице-чемпиону – набор своей продукции.

    В 2021 г. призовой фонд регаты составлял 25 900 евро, а женщины впервые стали получать наравне с мужчинами – почти 5000 евро победившей паре. Но это до сих пор не считается крупной суммой. Работа гондольером в Венеции приносит порядка 150 000 евро в год, а значит, участники гонятся не за деньгами, а за мечтой войти в историю.