Как посвященные звездам спорта музеи становятся трендом

    В честь Новака Джоковича откроют экспозицию в Белграде, сеть The Messi Experience планирует тур
    Zuma/TASS
    Zuma/TASS

    Новак Джокович еще не закончил карьеру, а в его честь в Сербии построят музей. О планах открыть в Белграде экспозицию, рассказывающую о жизни и достижениях Новака Джоковича, сообщил президент страны Александр Вучич. Повод тоже нашелся: 4 августа серб выиграл золото Игр в Париже и стал пятым теннисистом в истории, которому помимо Олимпиады покорились все четыре мэйджора. Вучич назвал будущей музей новой достопримечательности столицы и намекнул на большой туристический потенциал – у Джоковича хватает поклонников не только на родине, но и по миру, например в Китае. 

    Новаку 37 лет, и пока заканчивать карьеру он не планирует, так что музей в Белграде пополнит список тех, что посвящены действующим спортсменам. Пока перечень небольшой, но постепенно расширяется. 

    По стопам Надаля

    Если идея музея о Джоковиче – это инициатива местных властей, то экспозиция, рассказывающая о Рафаэле Надале, появилась благодаря самому спортсмену. В 2008-м испанец открыл собственную теннисную школу, а через шесть лет задумал создать на родной Майорке академию с десятками кортов. Центр назвали в честь Рафы, им заведует его дядя и первый тренер Тони Надаль. Попасть туда очень престижно, в нем занимаются перспективные юниоры, в том числе и из России. Например 18-летний Ярослав Демин, недавно запустивший профессиональную карьеру. Академия заработала осенью 2016-го, а чуть раньше Рафаэль посетил ее, чтобы открыть музей. 

    Поначалу это была типичная выставка с трофеями и наградами из коллекции испанца, его ракетками и формой. Но со временем экспозиция стала более масштабной и технологичной. Главными объектами стали разнообразные аттракционы: например, VR-комната, где можно поиграть в виртуальный теннис. А еще имитирующий систему Hawk Eye стенд: на экране показывают эпизоды матчей Надаля и предлагают угадать, попал ли мяч в аут или нет. 

    Экспозиция не зациклена только на теннисе. Рафа обожает другие виды спорта, в детстве он здорово играл в футбол, а еще один его дядя – Мигель Анхель Надаль – восемь сезонов выступал за «Барселону» и выиграл с ней Кубок чемпионов. Отсюда целая секция, посвященная этой игре. И не просто архивные фото и набор вымпелов, а, например, площадка с интерактивными воротами, в которых в роли вратаря выступает теннисист. Любовь Рафаэля к авто- и велоспорту воплощают симуляторы Формулы 1 и шоссейной гонки. Есть и тренажеры, позаимствованные у профессионалов, в частности – из академической гребли.

    По сути музей Надаля гораздо в меньшей степени посвящен теннису и 22-кратному победителю турниров «Большого шлема». Он призван познакомить семейную и детскую аудиторию со спортивным образом жизни, в том числе – отдыхающих на Майорке. И, судя по отзывам на туристическом портале Tripadvisor, спрос на аттракционы есть: посетители жалуются на длинные очереди на входе и забитую парковку, хотя в целом оценка у достопримечательности высокая – 4 из 5. 

    Музей и отель

    Криштиану Роналду обзавелся музеем еще раньше. Экспозицию в городе Фуншал на Мадейра открыли в конце 2013 г., с тех пор музей переехал в помещение побольше – в здание отеля. Собственно, музей – это совместный проект первого клуба португальца «Спортинга», гостиного оператора Pestana Group и самого игрока. Причем партнерство гораздо шире, чем просто выставка достижений Криштиану. С 2015 г. все пять отелей компании работают под брендом CR7, и на Мадейре лишь один из них. Остальные находятся в Лиссабоне, Мадриде, Нью-Йорке и Марракеше. 

    Музей называется точно так же – CR7. Перед входом стоит бронзовый монумент нападающему, внутри – восковые фигуры Роналду, большие полотна с его изображением, мячи, которыми он играл на больших турнирах и бесконечные стеллажи с личными наградами. Ничего интерактивного создатели музея не предложили:  экспозиция очень традиционная и не выходит за грани темы Криштиану Роналду. 

    Недавно музей попал в скандал. Испанские медиа сообщали о расследовании итальянской прокуратуры по делу о мошенничестве вокруг контрактных футболок. В 2020 г., когда Криштиану выступал за «Ювентус», его брат Уго Динарте Сантос Авейру заказал большую партию из комплектов формы, очень похожей на официальные джерси туринцев. Главное отличие – отсутствие логотип спонсора, вместо него поместили эмблему музея – CR7. Вместо значка клуба – напечатанный автограф звезды. 13 000 таких футболок произвела малоизвестная компания Pegaso, выпускающая в том числе форму для мексиканских команд. Контрафактные футболки попали в музейный магазин, но несколько лет они никого не беспокоили, пока весной 2024 г. ими не заинтересовались итальянские власти. Судебный процесс продолжается. 

    Опыт Месси

    У вечного соперника Роналду Лионеля Месси не один музей, а целая сеть, работающая под брендом The Messi Experience. Аргентинец перебрался в «Интер Майами» год назад, а уже осенью 2023 г. компании Primo Entertainment и Moment Factory, занимающиеся мультимедиа и аттракционами, объявили о планах создать во Флориде крытый парк развлечений. В Майами он открылся в апреле, в июле точно такой же появился в Лос-Анджелесе, а совсем недавно, 10 августа, The Messi Experience заработал в Буэнос Айресе. 

    То, что экспансия музеев, посвященных аргентинской легенде, началась именно с Флориды – не случайно. В этом штате большая концентрация парков развлечений: Disney World от знаменитой студии анимации, огромная тематическое пространство от их коллег из Universal, парк Гарри Поттера, Legoland, природно-развлекательный парк Discovery Cove и многое другое. Так Флорида обеспечивает огромный туристический поток – 16 млн гостей ежегодно.The Messi Experience – еще один повод посетить штат.

    Новая достопримечательность полностью интерактивна. Вместо привычных экспонатов – мультимедийные экраны, голограммы и цифровые стены. Посетители могут «проехать» на автобусе вместе с футболистами сборной Аргентины сразу после победы на чемпионате мира, совершить с Месси «путешествие» в Барселону и попробовать повторить за ним сложные финты. 

    Главное преимущество парка – в его тиражируемости. Все аттракционы и интерактивные возможности легко установить на любой площадке. Правда, стоит это дорого – испанская Marca писала, что Primo Entertainment и Moment Factory инвестировали в проект $50 млн. За эти деньги помимо трех уже открытых постоянных центров The Messi Experience планируется провести тур по 150 городам мира.