Надаль заработал на рекламе и инвестициях $390 млн, больше только у Федерера
Спонсорские контракты и бизнес-проекты принесли испанскому теннисисту две трети доходаВ июне Рафаэлю Надалю исполнится уже 38 лет, но испанский гений не сдается. Почти весь 2023 год он приводил себя в порядок, чтобы блеснуть на Australian Open, но получил новую травму на одном из подготовительных турниров. К счастью, ничего серьезного (растяжение мышцы левого бедра), и Рафа обещал вернуться на корт на февральском турнире в Дохе, но за несколько дней до старта снялся, но анонсировал свое появление в Индиан-Уэллсе в марте. Как бы в итоге ни сложилась прощальная гастроль, чемпион готов к покорению новых вершин – вне корта.
Главный спонсор – Nike
На счету Надаля 22 титула турниров «Большого шлема» и $134,6 млн призовых – больше только у Новака Джоковича ($181,6 млн). Но по рекламным и инвестиционным доходам испанец опережает сербского спортсмена – $390 млн против $340 млн, утверждает Forbes. Круче показатели только у гения маркетинга Роджера Федерера, первым из теннисистов покорившего отметку в $1 млрд суммарного заработка.
«Его страсть номер один – это деньги. Все, что он делает, направлено на деньги», – полгода назад The Athletic процитировал одного из друзей Лионеля Месси по случаю перехода аргентинца в «Интер Майами». Эта характеристика вполне подойдет и для Надаля – за испанцем тоже закрепилась слава молчуна, который никогда не упустит своего. Несмотря на пропуск почти всего сезона-2023, Рафаэль занял пятое место по заработкам среди теннисистов по версии Forbes: $15,5 млн, из которых $14 млн ему принесли активности вне корта.
Надаль особенно дорожит соглашением с Nike, который спонсирует теннисиста на протяжении всей карьеры. После того как в 2018 г. Федерер ушел от американского производителя одежды и обуви к Uniqlo, Рафа стал главным теннисным амбассадором компании. Компания платит испанцу $10 млн в год и продвигает личную линейку Рафы «Бешеный бык».
В 2024-м исполняется 20 лет сотрудничеству испанца с другим крупным брендом – автогигантом Kia Motors Corporation. Поставщика теннисного инвентаря – Babolat – Надаль тоже не менял на протяжении всей карьеры. Кроме того, в спонсорском портфолио теннисиста крупнейший испанский банк Santander, модные бренды Armani и Tommy Hilfiger, а также марка роскошных часов Richard Mille. Суммы большинства спонсорских сделок не разглашаются, но в пиковые годы карьеры рекламные соглашения приносили Надалю более $30 млн в год, утверждает Forbes.
Налоговые схемы
Для управления своими активами Рафа еще в 2006 г. создал венчурную компанию Aspemir, которую зарегистрировал не дома, на Балеарских островах, а в Гипускоа, провинции на севере Испании в составе автономного сообщества Страна Басков. До 2011 г. в этом регионе регистрировалось много бизнес-структур из-за низкой налоговой ставки, но позже она выросла. Издание El Confidencial выяснило, что с 2006 по 2009 гг. Aspemir задекларировала прибыль на сумму 47,3 млн евро, заплатив в казну всего 10 319 евро.
Оказалось, что идею с регистрацией Aspemir в Гипускоа Рафе подкинул его друг, бывший вратарь футбольного «Логроньеса», а впоследствии тренер «Реала» и сборной Испании Хулен Лопетеги. В итоге Надалю повезло больше, чем теннисистке Аранче Санчес-Викарио, которую в январе 2024 г. за похожие схемы приговорили к двум годам тюрьмы условно. К Рафе санкций не применили, он перерегистрировал компанию в родном Манакоре, но налоговики по-прежнему пристально за ним следят. В 2019 г. El Confidencial писал о нарушениях при строительстве теннисной академии Надаля и неуплате Aspemir местных налогов – теннисист назвал это клеветой, а история не получила продолжения.
В последней опубликованной отчетной ведомости Aspemir, за 2021 г., прибыль компании составила 20 млн евро, пишет Cinco Días. Это на 102% больше, чем в 2020 г. С помощью Aspemir Надаль контролирует более 20 компаний – роль директоров выполняют родители звезды, Ана Мария Парера и Себастьян Надаль. Основную долю дохода приносит строительная фирма Mabel Capital, на счету которой возведение роскошных апартаментов на площади Пласа-де-ла-Вилья-де-Парис в Мадриде. Mabel Capital построила академию Надаля в Манакоре и продолжает отвечать за ее развитие – в 2021 г. территория комплекса увеличилась на 54%.
Aspemir вкладывает в предприятия, занимающиеся возобновляемыми источниками энергии, а также инвестирует в продюсерскую компанию Komodo, которая является организатором музыкального фестиваля Mad Cool и продвигает испанские сериалы на Netflix. На счету Aspemir 18 объектов недвижимости, в том числе в престижных районах Мадрида и Барселоны, а также рестораны Tatel (открыты совместно с певцом Энрике Иглесиасом) в столице Испании, Ибице, Валенсии и шести других городах мира.
В 2023 г. Рафа заключил партнерскую сделку с американской сетью ресторанов быстрого питания Subway и появился в рекламных интеграциях вместе со звездой НБА Стефеном Карри. Также теннисист присоединился к лиге первого в мире чемпионата на полностью электрических гоночных лодках E1 в качестве нового владельца команды UIM.
Мечта стать президентом «Реала»
В последние годы приоритетом Надаля стало развитие гостиничного бизнеса. В конце 2022 г. Рафа совместно с популярной сетью отелей Meliá Hotels International представили совместный бренд Zel, который за пять лет планирует открыть 20 отелей. Он будет ориентирован на роскошный развлекательный туризм и гибридную концепцию отдыха и бизнеса в Европе, Америке, Ближнем Востоке и Азии. Около 80% из 20 отелей уже построены, первый из них открылся в 2023 г. на Майорке.
В Aspemir также входит благотворительный фонд спортсмена Fundación Rafa Nadal, который помогает детям из неблагополучных семей. В 2023 г. Надаль стал лицом флагманского проекта ЮНЕСКО «Пригоден для жизни», основанного на спорте и направленного на поддержку инклюзивной и комплексной политики и улучшение благосостояния молодых людей во всем мире.
Амбиции у Рафы после окончания карьеры огромные – в прошлом году он заявил, что в будущем хотел бы стать президентом «Реала». «Сейчас об этом нет смысла говорить, потому что у нас самый лучший президент Флорентино Перес. Но в жизни происходит много поворотов, так что я не исключаю такой возможности», – цитирует теннисиста Marca.
Мечта действительно крутая, но для ее реализации необходимо обладать безупречной репутацией, а с этим у Надаля есть проблемы. В разгар карьеры его обвиняли в употреблении допинга. Не пошли на пользу имиджу Рафы схемы с уменьшением налоговой нагрузки и отказ участвовать в учрежденной Джоковичем Ассоциации профессиональных теннисистов (PTPA), защищающей права менее успешных игроков. В начале 2024 г. теннисисту досталось за согласие стать послом тенниса Саудовской Аравии.
«Для меня непонятна позиция помогать в продвижении стране, в которой женщин забивают камнями, если они не носят хиджаб на публике, а права человека ограничены. Похоже, когда речь идет о больших деньгах, исчезает достоинство и честь. Неужели стоило жертвовать принципами ради нескольких лишних миллионов?» – цитирует El Pais одного из болельщиков Надаля.