Спорт все больше смотрят в онлайне, но формат трансляций меняется медленно

    Внедрение новых функций стоит дорого, хотя у зрителей есть запрос на статистику и выбор ракурса
    Zuma / TASS
    Zuma / TASS

    По данным Verified Market Research, рынок спортивных онлайн-трансляций будет расти на 24% в год. В 2021 г. его оценивали в $18,6 млрд, а в 2030 г. он увеличится до $93 млрд. Главные факторы – распространение 4G и 5G, которые обеспечат хорошее покрытие и высокую скорость. Кроме того, развитию стримингов способствуют федерации и лиги – они ищут выход на новую аудиторию.

    Онлайн-платформы со спортивными трансляциями уже привычный способ доставки контента. Следить за игрой любимой команды можно так же, как за сериалом на Netflix или блогерами на YouTube. Кабельные, спутниковые или эфирные каналы больше не нужны. Правда, нового формата трансляций зрители пока не получили. У стримингов огромный потенциал, но сейчас их функциональность ограничена, как правило, лишь возможностью включить шум стадиона вместо голоса комментатора.

    Ракурсы и цифры

    Что болельщики хотели бы получить от онлайн-трансляций, выяснила консалтинговая компания Deloitte. Летом 2023 г. она провела в США исследование. По результатам опроса, самая востребованная функция спортивных стримингов – статистика в реальном времени по запросу пользователя. Сейчас, чтобы узнать, сколько раз команды пробили по воротам, нужно либо открыть нужный сайт или приложение, либо ждать, когда цифры выведет на экран режиссер трансляции. А зрителю зачастую нужна более детальная информация: сколько километров пробежал игрок, какую скорость он развил, насколько точны передачи на чужой половине поля. Эти данные в той или иной мере обычно собирают в режиме реального времени в топ-лигах, но болельщикам они не всегда доступны.

    «Внедрить статистику в трансляцию реально, – объясняет «Ведомости. Спорту» Вера Пугачева, директор департамента интернет-продуктов «Матч ТВ». – У нас на сайте уже доступна данная функция в плейере, пусть и не по всем видам спорта. Это связано с тем, что в 2022 г. телеканал перестал получать от партнеров спортивную статистику в автоматическом режиме. Процесс вывода статистических данных сейчас происходит с помощью ручного управления. К тому же довольно сложно реализовать данную функцию на всех девайсах. Например, на Smart TV это будет трудоемкой задачей. Но мы планируем внедрить такую статистику к следующему сезону РПЛ».

    Вторая по популярности ожидаемая функция, по данным Deloitte, – мультикам, т. е. выбор ракурса просмотра. На соревнованиях задействуют десятки камер, но в трансляции попадают кадры только с той, которую в конкретный момент выбирает режиссер. А болельщики хотят сами формировать картинку на экране. Это особенно актуально в автогонках или, скажем, биатлоне.

    Режиссер трансляции уделяет наибольшее внимание борьбе лидеров, но кому-то может быть интересна судьба любимого пилота «Формулы 1» или стрельба конкретного биатлониста. На третьем месте в опросе – похожая идея: просмотр соревнований от лица спортсмена, что пока сложно реализовать технически. В футболе уже пробовали использовать компактные нательные камеры, но не в официальных матчах.

    «Мультикам у нас тоже реализован, но все очень зависит от контента, который мы показываем, – рассказала Пугачева. – Наличие опции зависит от организации съемки матча и особенностей доставки сигнала. В первую очередь мы можем обеспечить мультикамерную трансляцию матчей РПЛ с показом с пяти камер. Но это не самая востребованная функция. По статистике, во время матчей ракурсы меняют 15–20% зрителей из тех, кому доступна такая возможность».

    В исследовании упомянуты и другие функции, но они не так востребованы. В их числе совместный просмотр игр с друзьями на расстоянии, лента соцсетей по соседству с картинкой матча, встроенные в трансляцию возможности для ставок и интеграция фаншопа. В опросе Deloitte не представлены общие цифры, а лишь с возрастной разбивкой. Например, за статистику проголосовала в основном молодая аудитория (43% миллениалов и 46% родившихся после 1997 г.), а людям постарше такая функция интересна меньше (35% – болельщики, родившиеся с 1965 по 1980 г., 23% – до 1965 г.). Зато респонденты разных возрастов единодушны по поводу добавления дополнительных ракурсов (разброс от 30 до 39%), беттинга (от 3 до 11%) и фаншопа (от 1 до 10%).

    «Мы не хотели бы сильно перегружать трансляцию, – говорит Пугачева. – Нам важно дать пользователю возможность смотреть матч. Очень многие потребляют контент на мобильных устройствах, а на небольших экранах высок риск, что [при появлении дополнительных функций] не будет видно саму трансляцию».

    Болельщик-консерватор

    В Okko, главном конкуренте «Матч ТВ» на рынке спортивных трансляций в России, также выступают за аккуратное внедрение новых функций. Причем некоторые из тех, о которых давно просили пользователи, в итоге оказались невостребованными. «Интершум мы попробовали, – рассказывал в 2019 г. в интервью YouTube-каналу Dash шеф-редактор «Okko Спорта» Владимир Стогниенко. – Так смотрят 0,8% [пользователей]. Было полтора процента, и то, мне кажется, полтора – это те, кто включал попробовать. И глубина очень маленькая. Огромное количество людей смотрят с комментатором. Но эта услуга должна быть». Тогда же Стогниенко предположил, что мультикам востребован у совсем небольшой аудитории болельщиков.

    «В первую очередь сервисы работают над теми функциями и технологиями, которые играют решающую роль для создания общего впечатления от соприкосновения с продуктом, – рассказывает «Ведомости. Спорту» Борис Корягин, ведущий менеджер по развитию Okko. – А также над теми, которые позволяют монетизировать внимание аудитории. Спортивный бизнес и аудитория спортивных трансляций довольно консервативны, поэтому целесообразность внедрения новых возможностей всегда тщательно оценивается».

    Корягин подчеркивает, что внедрение новых функций зависит не столько от запросов основной аудитории, сколько от общей готовности к интерактивным возможностям. Пока же у болельщиков сложилось традиционное представление, какой должна быть трансляция, и разрушать этот стереотип смысла нет. «Интерактивность востребована только в определенных границах, – добавляет Корягин. – Скажем, в рамках расширенной аналитики по нажатию кнопки или навигации по ключевым моментам матча. В любом случае в создании сложных решений для эпизодического применения нет экономической целесообразности – функция должна быть востребована».

    Привычка платить

    Возможно, главная инновация, связанная со спортивными стримингами, уже пришла – по крайней мере, в России. Раньше, чтобы смотреть, например, футбол в полном объеме, приходилось подключать кабельное или спутниковое ТВ. Это хлопотно: дополнительное оборудование, вызов специалиста по подключению и т. д. Теперь же стать пользователем потокового сервиса можно за пару минут. И онлайн-аудитория спорта растет. Сейчас трансляции «Матч ТВ» в интернете смотрит больше 25% от всех зрителей каналов. «Классическое телевидение, конечно, претерпевает изменения, большая часть аудитории переходит в интернет и ОТТ-сервисы. Но пока онлайн несоизмерим с охватом ТВ-аудитории», – поясняет Пугачева. И добавляет, что российское спортивное эфирное ТВ в ближайшее время точно не умрет.

    В 2021 г. был риск, что трансляции РПЛ полностью уйдут в интернет. Тогда истекал контракт лиги с «Матч ТВ», и на новое соглашение претендовало в том числе Okko, для которого онлайн – единственный способ доставки контента. В итоге права без тендера достались «Матч ТВ» – канал платит в среднем 7,15 млрд руб. за сезон. Портал Eurostavka писал, то Okko предлагал лиге только 6 млрд в год.

    «Матч» и Okko – крупнейшие, но не единственные игроки спортивного телерынка в России. Эфирный канал «Старт» показывает самые разные виды спорта – от волейбола до нард, причем значительную часть контента можно посмотреть только онлайн. Telesport показывает бразильский и бельгийский футбол, а также лыжный спорт. До 2021 г. существовал сервис «Яндекс. Эфир», где, в частности, транслировали, озвучивая своими комментаторами, матчи НХЛ. Проект закрыли, и спорт переехал на «Кинопоиск», который тоже принадлежит «Яндексу». В онлайн-кинотеатре можно смотреть РПЛ, КХЛ (все матчи) и другие события. Обычно картинка и звук те же, что у основных вещателей, но иногда к трансляциям привлекают популярных блогеров, а на некоторых играх работает эксклюзивная студия. Кроме того, пользователям браузерной версии доступна аудиодорожка с интершумом.

    В большинстве случаев спортивные онлайн-трансляции стоят денег. Месячная подписка на «Матч Премьер» (только российский футбол) обойдется в 299 руб., а пакет с международными турнирами – в 399 руб. Столько же придется заплатить за Okko (среди эксклюзивов – чемпионат Испании, Кубок Нидерландов, баскетбольная Евролига и другие соревнования). Конечно, у болельщиков остаются возможности смотреть пиратские трансляции, но привычка оформлять подписку уже укоренилась, считают в «Матч ТВ».

    «Аудитория платных пользователей у нас стабильная, – говорит Пугачева. – Мы немного отличаемся от европейских и американских сервисов. У нас очень популярна покупка отдельной трансляции. Подписка таких болельщиков, как правило, не интересует. У этого явления есть, на наш взгляд, две причины. Во-первых, наша аудитория – знающая и продвинутая, преимущественно мужчины, которые опасаются оставлять данные банковских карт. Во-вторых, обычно отдельные матчи покупают фанаты конкретного клуба и они хотят смотреть игры только своей команды. У нас есть пользователи, которые отменяют ежемесячные подписки, как только их клуб вылетает из турнира».