Инвестиция года: в ММА и кольцевых автогонках развивают VR-технологии

    UFC и NASCAR хотят привлечь новую аудиторию и заработать больше на рекламе
    Благодаря новым технологиям реклама в UFC стала более заметной и менее раздражающей
    Благодаря новым технологиям реклама в UFC стала более заметной и менее раздражающей /Zuma/TASS

    В 2023 г. ведущий бойцовский промоушен UFC и Национальная ассоциация гонок серийных автомобилей (NASCAR) активно инвестировали в технологии виртуальной реальности. В частности, в октябре UFC объявил о подписании трехлетнего контракта с платформой для монетизации видео 4D Sight, а NASCAR подтвердил сотрудничество с корпорацией Meta (признана экстремистской и запрещена в РФ). «Ведомости. Спорт» рассказывает, какие выгоды всемирно известные спортивные организации планируют извлечь от новых партнерств. 

    Ненавязчивая реклама

    Компания 4D Sight, с которой договорился UFC, базируется в Сан-Франциско. Она разработала технологическую платформу SSP (Supply Side Platform), с помощью которой рекламные баннеры разного размера можно гармонично интегрировать в видеоигры и ТВ-трансляции (причем неважно, идет прямой эфир или запись). В результате у зрителя создается ощущение, что реклама – это часть происходящего, а не что-то навязчивое или раздражающее.

    4D Sigh возглавляет ее генеральный директор Эрхан Цирис. Бизнес-модель компании основывается на комиссионных сборах: 4D Sight взимает с платформы потокового видео 5% от прибыли с 1000 показов рекламы. Среди партнеров организации популярные платформы Twitch, YouTube Gaming, Mixer, Huya и другие. 

    UFC и 4D Sight запустили пилотный проект в августе 2021-го. Новая технология по внедрению рекламы была опробована в главном бою номерного турнира UFC 278 между американцем Камару Усманом и британцем Леоном Эдвардсом. Опыт оказался успешным. Глава UFC Дэйна Уайт тогда заявил, что в руках промоушена «оказался эффективный инструмент по монетизации бренда, способный приносить от $100 млн в год». 

    Старший вице-президент UFC по глобальным партнерствам Грант Норрис-Джонс говорил, что услуги 4D Sight очень пригодятся для достижения важной коммерческой цели – получения прибыли от контрактов с производителями алкогольных напитков. «У нас появится возможность чаще размещать логотипы таких компаний в разных частях октагона, – уточнял Норрис-Джонс. – Они будут заметны для рекламодателя и незаметны для несовершеннолетних зрителей. Каждая рекламная интеграция будет адаптирована под место проведения того или иного поединка». Джонс говорил, что бои с использованием технологии динамичной рекламы будут тщательно отбирать, акцент сделают на поединках с высоким потенциалом по оформлению платных подписок (PPV).  

    Также в октябре 2023 г. UFC отчитался о заключении рекордного спонсорского соглашения с международной пивоваренной корпорацией Anheuser-Busch InBev (AB InBev). По договору бренд Bud Light спустя 15 лет вновь стал официальным напитком бойцовского промоушена. Как сообщали «Ведомости. Спорту» в пресс-службе AB InBev, на совместные активности UFC выделил из бюджета свыше $10 млн. Дэйна Уайт подчеркивал, что Bud Light «обязательно будет интегрирован в соцсети и мультимедийные сервисы UFC, которые охватывают свыше 200 млн пользователей по всему миру».

    Активность UFC в виртуальной реальности (VR) во многом связана с личным интересом Дэйны Уайта. Через интернет он периодически рекламировал VR-игру для тренировок по боксу The Thrill of the Fight. Уайт отмечал, что она «помогает поддерживать форму и хорошее настроение таким отставным боксерам, как он сам». 

    Осенью 2022 г. UFC и Meta заключили соглашение, в рамках которого с подпиской UFC Fight Pass (через нее фанаты получают доступ к прямым трансляциям и возможностям по управлению контентом) можно смотреть бои по смешанным единоборствам в VR. На своих площадках в соцсетях UFC сообщал, что в августе 2023 г. через VR-гарнитуры поединки смотрели 10-15 человек, а к сентябрю их число выросло до 35. Причем большинство пользователей вели себя довольно активно, в комментариях подмечая недостатки той или иной трансляции. 

    Гоночный опыт

    По стопам UFC пошли и в NASCAR. Там задались целью «привнести реалистичный гоночный опыт в гарнитуры виртуальной реальности Meta Quest 2 и Meta Horizon Worlds». В 2023 г. по договоренности NASCAR с Meta обладатели гарнитур смогли увидеть несколько гонок плей-офф с восьми динамичных ракурсов. Причем не только в прямом эфире: контент загружался в специальное приложение, где хранился 48 часов. 

    Meta запустила возможность смотреть спортивные трансляции на устройствах Quest в партнерстве с приложением XTADIUM в 2022 г. Пользователям доступна виртуальная реальность с обзором в 180 градусов и с качеством видео до 8K. Чтобы ничего не пропустить, зрители имеют возможность ставить трансляцию (или игру) на паузу, а также приглашать к просмотру друзей.  

    «Мы всегда ищем способы экспериментировать с новыми технологиями, чтобы обеспечить наших поклонников динамичным контентом, – отмечал глава департамента высоких технологий NASCAR Митч Расмуссен. – Смешанная реальность представляет собой захватывающий для болельщиков опыт общения с любимым видом спорта. Мы работаем с Meta, чтобы самые смелые мечты наших фанатов по части показа гонок непременно воплотились в жизнь».  

    Расмуссен подчеркивал, что если опыт окажется удачным, то NASCAR и Meta в будущем проведут «переговоры о глобальных миллионных сделках». Публично о результатах трансляций в метавселенной NASCAR и Meta не отчитывались. По данным британской консалтинговой компании GlobalData, спонсорский портфель NASCAR на начало 2023-го оценивался в $425 млн: было заключено 58 сделок, включая самую крупную – на $26,2 млн в год с американским производителем нефтепродуктов Sunoco (официальный поставщик топлива NASCAR).

    В отчете GlobalData также упоминалось, что 95% спонсоров NASCAR – из США. Все они стали активно работать с национальной гоночной серией после завершения Всемирного экономического кризиса 2008-го, когда у людей стало высвобождаться больше денег на развлечения и спорт.

    В августе 2023 г. NASCAR объявил о запуске потоковой платформы NASCAR Classic – проекта в честь 75-летия серии. Она включает свыше 1000 гонок разных лет, зарегистрированные пользователи могут посмотреть их бесплатно. Любой зритель имеет возможность управлять просмотром: наблюдать за соревнованиями с разных ракурсов и обсуждать происходящее в режиме реального времени.