Дебют года: в Лас-Вегасе впервые с 1982 года прошла гонка «Формулы-1»
Посетители остались недовольны ценами, а пилоты – трассойПроблемный дебют
Американская компания Liberty Media, владеющая «Формулой-1» с 2017 г., делает серьезную ставку на рынок США. У местной аудитории пытаются вызвать интерес к гоночной серии всевозможными способами: это и запуск документального сериала «Драйв выживания» (с 2018 г. на сервисе Netflix вышло уже пять сезонов), и увеличение числа Гран-при «Формулы-1» в США. В 2022-м к этапу в Остине добавился этап в Майами, а с 2023-го гонки принимает еще и Лас-Вегас. Дебют новой трассы состоялся на выходных с 17 по 19 ноября.
Этап в игорной столице США проходит прямо на городских улицах. Трасса длиной 6,1 км проходит через бульвар Лас-Вегас-Стрип, мимо отелей-казино The Venetian, Caesars Palace и новой арены Sphere. Пилоты преодолевают 50 кругов и 17 поворотов, развивая скорость до 340 км/ч. Гонка организуют в ночных условиях, так что горящие неоном вывески создают неповторимый антураж.
Организация этапа необычна для «Формулы-1». Как правило, независимые промоутеры платят организаторам чемпионата за право принимать гонки. В Лас-Вегасе в качестве промоутера выступает Liberty Media. В числе прочего компания взяла на себя траты на покупку недвижимости в конце бульвара Стрип для строительства паддока и постоянного здания пит-стопа. Общая сумма инвестиций превысила $500 млн.
Этап в Вегасе собрал достаточно критики. Организаторы обещали региону $1,2 млрд за выходные, но не факт, что прогнозы оправдались. Ближе к мероприятию билеты на трибуны подешевели почти вдвое, с $2000 до $1060, а в последний месяц цены еще снизились. То же самое происходило с отелями – по данным CNN, в среднем цена за ночь упала на 24%. В некоторых отелях было зафиксировано падение цен на 83%.
Недовольными остались и гонщики. Еще до проведения гонки голландец Макс Ферстаппен из «Ред Булл», ставший в 2023-м трехкратным чемпионом мира, раскритиковал этап в Лас-Вегасе за отсутствие высокоскоростных поворотов на трассе и попыткам организаторов отдать приоритет развлекательной части события. «В новом этапе 99% шоу и 1% спорта», – сказал он.
Не обошлось и без инцидентов. Так, во время свободных заездов под машиной пилота «Феррари» Карлоса Сайнса сорвало дренажный люк. Наказание при этом понесли не организаторы гонки, а сам пилот. За замену элементов двигателя ему выписали штраф в 10 позиций на стартовой решетке.
Сайнс попал в аварию во время первой свободной практики. После этого на трассе стали проверять остальные люки, в связи с чем начало второй практики было отложено на два с половиной часа. Это повлекло за собой другой инцидент. Болельщикам не дали посмотреть вторую свободную практику – людей стали выводить с трибун. Лишь позднее им компенсировали траты на билеты (порядка $200), предоставив ваучеры на аналогичные суммы в сувенирный магазин «Формулы-1». После этого против организаторов этапа в Вегасе был подан коллективный иск от имени 35 000 болельщиков, которых лишили права посмотреть вторую часть свободных заездов.
«Американизация» продолжится
Тем не менее гонка все же порадовала организаторов эпичным развитием сюжета. Первым к финишу ожидаемо пришел Ферстаппен, зато в борьбе за вторую позицию Шарль Леклер из «Феррари» обогнал второго пилота «Ред Булл» Серхио Переса на последнем круге. Этот обгонный маневр был признан лучшим в «Формуле-1» в 2023 г.
Несмотря на организационные проблемы, этап вызвал значительный зрительский и спонсорский интерес. Гран-при Вегаса собрало 315 000 болельщиков, оказавшись в топ-10 самых посещаемых гонок сезона, а канал ESPN отчитался о том, что гонку посмотрели 1,3 млн человек – это лучшие цифры «Формулы-1» в США за полгода. «Формула-1» привлекла в Лас-Вегас и новые бренды. В частности, здесь был представлен мобильный оператор T-Mobile, спонсирующий подобные состязания впервые. А пивоваренная компания Heineken выкупила права на название этапа.
Есть и еще одна причина, по которой критики в адрес Гран-при Лас-Вегаса станет меньше. Дело в трепетном отношении Liberty Media к собственной репутации. По сообщениям ряда СМИ, тот же Ферстаппен прямо по ходу этапа в Лас-Вегасе получил предупреждение за свои высказывания, после чего быстро изменил риторику. По итогам гонки голландец заявил, что с радостью вернется сюда в следующем году. Кроме того, профилактические беседы состоялись с Тото Вольфом и Фредериком Вассером – руководителями команд «Мерседес» и «Феррари». Они также позволили себе недипломатические высказывания во время гоночного уик-энда.
Сейчас контракт Лас-Вегаса с «Формулой-1» заключен лишь до 2025 г., при этом обе стороны видят потенциал в продлении сотрудничества. В феврале власти округа Кларк выдали разрешение на проведение гонок на Стрип вплоть до 2032 г. При этом чиновники взяли на себя ответственность за регулирование и ограничение уличного движения в дни заездов.
Важно и сохранение общего курса на «американизацию» «Формулы-1». В обозримом будущем количество Гран-при на территории США может увеличиться до четырех. На очередной этап претендует Атлантик-Сити – курортный город в штате Нью-Джерси. В 2023-м местные власти утвердили возведение гоночной трассы за $3 млрд. Проект, в который входят постройки жилого района, торговых площадок, а также трасса, спроектированная по стандартам «Формулы-1», уже был подписан мэром Атлантик-Сити Марти Смоллом-старшим. Предполагается, что на реализацию проекта уйдет от шести до девяти лет.