Темпы климатических изменений растут

Однако связанные с этим риски до сих пор не осознаны

В современном мире влияние людей на окружающую среду не сводится только к локальному загрязнению, а носит уже планетарный характер. Из-за деятельности человека меняется химический состав атмосферы, что приводит к усилению парникового эффекта. Таким образом, ключевой вопрос в глобальной экологической повестке – негативное воздействие антропогенного фактора на климат. Как остановить или хотя бы замедлить этот процесс? Некоторые ученые с мировым именем вполне серьезно, а не с целью привлечения общественного внимания к проблеме называют ее экзистенциальным вызовом для человечества.

Это вопрос не долгосрочной перспективы, а ближайшего будущего. Ситуация меняется стремительно. Всего лет 20 назад о климатической повестке как о ключевой действительно можно было рассуждать в контексте будущего. Сегодня же мы видим, что темпы изменений растут.

Так, по данным Всемирной метеорологической организации, последнее «полное календарное» десятилетие, с 2011 по 2020 г., было самым теплым. Согласно оценке Межправительственной группы экспертов по изменению климата, представленной в июне этого года, в минувшие 10 лет (2014–2023) наблюдаемое глобальное потепление составило 1,19 градуса относительно доиндустриального периода (1850–1900). А 2023 г. европейская климатическая служба Copernicus признала самым жарким за всю историю наблюдений. Все это происходит на наших глазах.

Для России проблема климатических изменений особенно актуальна. 40 регионов, одновременно пострадавших от паводка в этом году, когда под воду уходили гигантские территории, – явление беспрецедентное. При этом в нашей стране, по оценкам ученых, темпы роста среднегодовой температуры в 2,5 раза выше общепланетарных, а в Арктической зоне – в 3–4 раза. Такая реальность создает колоссальные риски.

Основные кладовые природных ресурсов России находятся на севере. Три года назад на Таймыре произошла крупнейшая в Арктике экологическая катастрофа, когда из-под бака хранения дизтоплива ушла свая. Это наглядный пример последствий таяния вечной мерзлоты. А по соседству – Ямал, где сосредоточено много газовых месторождений. Если на полуострове произойдет аналогичная катастрофа, то без электричества останется вся европейская территория страны, где доминирующей генерацией является газовая. Такое развитие ситуации – существенный удар по энергетической безопасности европейской части России, где живет основная часть населения страны. То есть экономические потери – прямое следствие изменения климата.

Основная опасность состоит в том, что соответствующие риски до сих пор до конца не осознаны. Например, на картах, которые несколько лет назад представлял Росгидромет, северные территории – зоны относительно небольшого экологического риска.

Очевидно, что ни одна страна в одиночку проблемы глобального потепления решить не может, усилия должны быть коллективными. Меняющийся климат, угрозы, связанные с этим, те действия, которые мировое сообщество предпринимает по смягчению климатических изменений, энергопереход – в современной трактовке не только экологический, но и мощнейший экономический вызов. И для России как крупнейшего поставщика углеводородов – в первую очередь, поскольку глобальное потепление потенциально создает угрозу нефтяным месторождениям. При таянии многолетней мерзлоты происходит процесс их заболачивания – они могут оказаться физически недоступными. При этом нефтепродукты обеспечивают внутреннюю энергетическую безопасность страны и являются главной статьей российского экспорта.

С другой стороны, коллективные действия мирового сообщества, направленные на ограничение глобального потепления, подразумевают отказ от ископаемого топлива. Это еще один риск для российского топливно-энергетического комплекса – падение мирового спроса на углеводороды.

Основной вопрос – каким образом мы сможем ответить на вызов, связанный с изменением климата, и просчитать все последствия своих действий. Адресован он в первую очередь научному сообществу.