Ученые выявили 15 основных мотивов поведения человека
Ученые из НИУ «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и Лондонской школы гигиены и тропической медицины установили 15 ключевых мотивов человеческого поведения, говорится в сообщении НИУ ВШЭ. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Personality and Individual Differences.
Ученые проанализировали мотивы поведения человека с точки зрения эволюционной теории. То есть они рассматривались как адаптации древнего человека, позволяющие приспособиться к окружающей среде. Эти же мотивы продолжают влиять на поведение людей и в наши дни.
Исследователи провели онлайн-опрос, в котором приняли участие более 500 человек. Респонденты оценивали 150 утверждений о повседневных предпочтениях, страхах, желаниях и социальных устремлениях. Мотивы, стоящие за определенным поведением, ученые выявляли с помощью стандартных психометрических методов.
В результате исследователи выявили, что поведение человека регулируют 15 ключевых мотивов. Они объединили их в пять групп: физиологические (страх, отвращение, голод, комфорт), репродуктивные (влечение, привлечение партнера, любовь, воспитание), психологические (любопытство, игра), социальные (принадлежность, статус, справедливость), а также мотивы, связанные с окружающей средой (накопление, созидание).
Одна из самых популярных концепций оценки мотивов человеческого поведения — иерархия потребностей, предложенная американским психологом Абрахамом Маслоу еще в середине XX века. Пирамида Маслоу используется в экономической теории, в частности, применяется для построения теорий мотивации и поведения потребителей. Идея Маслоу состоит в том, что у всех людей есть иерархия потребностей: когда базовые физиологические потребности и потребность в безопасности удовлетворены, человек хочет любви и чувства принадлежности, затем следует самоуважение и престиж и, наконец, потребность в самореализации.
В зависимости от пола и возраста выраженность мотивов оказалась разной, следует из результатов исследования. Женщины чаще проявляют интерес к мотивам заботы и комфорта, тогда как мужчины более склонны к мотивам статуса и влечения.
Молодые люди больше ориентированы на статус и игру, а у старшего поколения на первый план выходят страхи и забота о комфорте. «Страх удерживает нас от опасности, но чрезмерное его проявление может сдерживать любопытство, которое способствует познанию и инновациям», – отмечает младший научный сотрудник Центра социокультурных исследований НИУ ВШЭ Альбина Галлямова.
По мнению авторов исследования, полученные результаты могут быть полезны в разных сферах — от маркетинга до IT. В частности, понимание мотивов различных социальных групп позволит точнее настроить рекламу. Молодежи, ориентированной на статус и игру, стоит демонстрировать стимулы, связанные с престижем и развлечениями. Зрелой же аудитории важны безопасность, надежность и комфорт, говорится в сообщении НИУ ВШЭ. При создании систем искусственного интеллекта их можно настраивать более человекоцентрично, предлагая молодым пользователям геймификацию и социальное взаимодействие, а старшему поколению – удобство и простоту, считают авторы исследования.