Бизнес запустят в космос
Долгожданный законопроект о привлечении частных инвестиций в космос принят в первом чтенииГосдума 28 мая приняла в первом чтении законопроект о применении концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве (ГЧП) в сфере космической деятельности. Документ был внесен главой комитета Совета Федерации по экономической политике Андреем Кутеповым и его заместителем Муратом Хапсироковым.
«Объекты космической инфраструктуры, являющиеся федеральной собственностью (за исключением объектов космической инфраструктуры двойного и военного назначения), могут быть переданы лицу, являющемуся концессионером по концессионному соглашению или частным партнером по соглашению о государственно-частном партнерстве», – указывается в тексте законопроекта.
Законопроект сенаторов Кутепова и Хапсирокова закрепляет принцип защиты государством прав и законных интересов участников предпринимательской деятельности в космической сфере и наделяет госкорпорацию «Роскосмос» полномочиями по заключению концессионных соглашений от имени Российской Федерации.
Указанный документ продолжает серию инициатив, направленных на коммерциализацию космической деятельности в России. 27 марта в первом чтении также был принят законопроект о размещении рекламы на космической технике и объектах космической инфраструктуры, а 22 апреля президент подписал закон о государственных закупках данных дистанционного зондирования Земли из космоса. Но если законопроект о размещении рекламы оценивается экспертами прохладно и вызывает сомнения относительно величины и продолжительности своего коммерческого эффекта, инициатива, связанная с ГЧП, является для российского космоса системообразующей.
Не один год на парламентских слушаниях и в кулуарах представители частных космических предприятий указывали на необходимость включения космической техники и инфраструктуры в перечень объектов концессионных соглашений и соглашений о ГЧП.
Главная идея ГЧП заключается в том, чтобы предоставить частному бизнесу возможность оказывать услуги, используя инфраструктуру, созданную или создаваемую за счет государства. Концессия является формой ГЧП, договором создания или реконструкции объектов государственной собственности за счет средств инвестора, в результате которых сам инвестор получает возможность эксплуатировать такой объект на возмездной основе.
Кроме того, поскольку космическая отрасль отличается чрезвычайно высокой капиталоемкостью, проведение исследовательских работ по воспроизведению существующих технологий требует от частных компаний крупных вложений. Обладая серьезным технологическим заделом в различных аспектах разработки космических систем, государство и «Роскосмос» могут помочь космическим стартапам решить эту проблему путем трансфера технологий, т. е. проведения совместных государственно-частных исследований и разработок, а также передачи разработанных и/или контролируемых государством технологий (в том числе объектов интеллектуальной собственности) для их дальнейшего коммерческого применения частными компаниями. Кроме того, государство может предоставить частникам доступ к собственной инфраструктуре производства спутниковых компонентов, а также к испытательным полигонам по тестированию двигателей ракет-носителей и других компонентов космических систем.
Кооперация государства и частных компаний сейчас является глобальным драйвером космического рынка. В гонку за его долю включились и те страны, которые не ассоциируются с космическими лидерами даже на региональном уровне: ОАЭ, Южная Корея. В США ГЧП в космической сфере реализуется с помощью нескольких инструментов.
Во-первых, за счет трансфера технологий. Соглашения о совместных исследованиях и разработках CRADA, дающие частным операторам космических объектов право на возмещение части расходов, позволили американцам превратить свой сегмент Международной космической станции в национальную лабораторию. В 2011 г. НАСА заключило 10-летнее соглашение CRADA с Центром содействия развитию науки в космосе: общий объем возмещения операционных расходов центру в период 2011–2024 гг. составит $196 млн.
Второй инструмент, применяемый США: кооперации с частниками с использованием гибких контрактов Space Act Agreements (SAA). SAA работают по системе фиксированного финансирования при достижении частной компанией согласованных целей. После завершения эксплуатации шаттлов спланированные по системе SAA программы COTS и CCDev – проекты коммерческих орбитальных транспортных услуг и создания средств доставки экипажей – вернули американцам утерянный суверенитет в доставке грузов и астронавтов на орбиту. Первый пилотируемый (тестовый) полет по программе состоялся 30 мая 2020 г. на частном корабле SpaceX Crew Dragon компании SpaceX Илона Маска. Корабль CST-100 Starliner компании Boeing проходит обкатку. Сейчас по той же схеме США реализуют программы освоения Луны (CLPS) и возврата на Землю образцов марсианского грунта.
К 16 июня должны быть подготовлены поправки ко второму чтению законопроекта о концессиях в космосе. По отзыву комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, отдельные правовые конструкции законопроекта вступают в противоречие с базовыми положениями законодательства о ГЧП и нуждаются в доработке.
Во-первых, в силу части 2 статьи 5 ФЗ № 224 «О ГЧП» госкорпорация «Роскосмос», являясь юрлицом, созданным РФ, в принципе не может участвовать в ГЧП, а в заключаемых концессионных соглашениях, согласно федеральному закону № 115 «О концессионных соглашениях», может осуществлять лишь отдельные права и обязанности концедента – государства, предоставляющего концессию.
Во-вторых, процедура заключения соглашения о ГЧП, установленная в текущей редакции ФЗ № 224 («О ГЧП»), противоречит статье 14 закона «О космической деятельности», в которой госзаказ на производство космической техники и объектов космической инфраструктуры формируется только на основании федеральных космических программ в порядке, установленном для государственного оборонного заказа.
Но в том, что законопроект будет принят во всех чтениях к концу 2024 г., нет никаких сомнений. Замечания ответственных комитетов носят технический характер, а бизнес слишком долго ждал формального включения «космоса» в объекты ГЧП, чтобы делать разворот на полпути. Опыт зарубежных стран показывает, что снять регуляторные барьеры проще, чем кажется.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что «потребность в распространении механизмов ГЧП на сферу космической деятельности связана с необходимостью привлечения российских частных космических предприятий к развертыванию <...> орбитальных группировок космических аппаратов, обеспечивающих удовлетворение <...> потребностей социально-экономической сферы и науки <...> а также к участию в освоении и развитии Арктики».
На 1 декабря 2023 г. в составе отечественной орбитальной группировки, по данным «Роскосмоса», было 229 космических аппаратов, из них 163 – социально-экономического назначения. По количеству космических аппаратов на орбите Россия занимает четвертое место в мире после США, Китая и Великобритании со значительным отрывом от лидеров. Доля России в мировой орбитальной группировке составляет всего около 2,5% и постоянно уменьшается. Еще в декабре 2023 г. глава «Роскосмоса» Юрий Борисов заявлял, что привлечение частных компаний к созданию спутников и внедрение конвейерного производства позволят увеличить орбитальную группировку России в 15 раз к 2036 г. В случае реализации намеченных планов уровень обеспеченности космической информацией основных государственных потребителей составит не менее 70% – зависимость отечественных потребителей космической информации и услуг от иностранных операторов значительно сократится.