«Эвалар» спасает хищника
В июле 2023 г. группа сотрудников компании «Эвалар» выехала в национальный парк «Сайлюгемский», что находится в Кош-Агачском районе Республики Алтай. Цель поездки не преследовала маркетинговых целей: высоко в горах сотрудники вместе с учеными проверяли уже установленные и ставили новые фотоловушки для съемки редкого зверя – снежного барса или ирбиса, как его еще называют.
Популяция ирбиса распространена в Алтае-Саянском регионе на территории сразу двух стран – России и Монголии. В этих местах звери нередко подвергаются опасности: то на них охотятся браконьеры, то их теснят занимающиеся хозяйственной деятельностью люди, то им не хватает еды из-за сокращения популяции горных баранов аргали, которыми они питаются. Из-за этого барсы уходят с обжитых территорий и могут нападать на домашний скот. В ответ чабаны (так в тех местах называют пастухов) начинают защищать свое хозяйство.
«Эвалар» получил предложение поддержать совместную российско-монгольскую программу по мониторингу трансграничной популяции ирбиса в 2022 г. (сам проект ученые начали еще в 2018 г.), рассказывает председатель совета директоров «Эвалара» Наталия Прокопьева. По ее словам, программа изучения условий жизни снежных барсов стала очередным этапом общего проекта по сохранению биоразнообразия Алтая «Сохраним уникальную природу Алтая вместе!», который «Эвалар» реализует уже несколько лет.
Ранее компания совместно с учеными исследовала ареал обитания редких лекарственных эндемиков – родиолы розовой и родиолы холодной и параллельно участвовала в изучении популяции баранов аргали. Для аргали родиола – важный элемент кормовой базы, а сами аргали служат пищей снежным барсам, замечает Прокопьева.
«Пищевые цепочки показывают, как все тесно связано в этом мире. Поэтому мы реализуем комплексный проект, направленный на сохранение биоразнообразия всего региона», – говорит она. И добавляет: компания «Эвалар» родилась на Алтае, уникальная экология региона и многовековые традиции использования лекарственных трав определили бизнес-модель компании. Сохранять природу региона для компании особо важно: без алтайской природы не было бы «Эвалара».
Защита животных обходится недешево. Например, на проект по изучению снежных барсов «Эвалар» выделила несколько миллионов рублей, сообщили в пресс-службе компании. На эти деньги были закуплены и установлены фотоловушки с максимально долгим режимом автономной работы, большим глазом обзора и инфракрасной подсветкой высокой дальности для круглосуточной съемки: всего их для исследования понадобилось 140.
Исследовательские работы ведутся зачастую в труднодоступных местах высоко в горах (именно там обитают снежные барсы), поэтому «Эвалар» выделила деньги на ремонт автомобильной техники, которая работает в экстремальных условиях, и закупку автозапчастей. Кроме того, компания привлекла за свой счет несколько профильных ученых, рассказала Наталия Прокопьева.
Исследование снежных барсов проходило в несколько этапов. Весной была изучена картография Сайлюгемского хребта, подготовлено и закуплено оборудование. Летом на российской стороне горного кряжа состоялась экспедиция с установкой фотоловушек.
Итоги исследования планировалось подвести к концу 2023 г., но собрать все данные помешал высокий снежный покров. Результаты планируется дополнить с монгольской стороны в феврале-марте 2024 г. Однако на этом наблюдение за животными не закончится: оно будет продолжаться весь этот год.
Изначально проект по защите экологии Алтая задумывался исключительно как благотворительный, подчеркивает Наталия Прокопьева. Со временем он приобрел системный характер, и хотя никогда не рассматривался компанией как маркетинговый, неожиданно нашел отклик у аудитории.
«В прошлом году мы провели социологическое исследование, в котором, в том числе, выясняли, насколько российской аудитории важна тема экологии: по итогам 2500 интервью оказалось, что о нашем проекте знают до половины респондентов», – рассказывает Прокопьева.
Нефинансовые отчеты российских компаний показывают: защитой животных и сохранением биоразнообразия занимаются в России как компании, чьи цепочки стоимости включают животных (сельскохозяйственные предприятия, производители товаров и услуг для питомцев), так и те, чья деятельность никоим образом не связана с животным миром, рассказывает Вероника Мисютина, руководитель направления социальных инвестиций и филантропии Центра устойчивого развития Московской школы управления «Сколково».
По ее наблюдениям, бизнес чаще всего поддерживает волонтерские проекты своих сотрудников и актуальные социальные инициативы на территориях присутствия – многие из этих инициатив нацелены как раз на недопущение исчезновения или восстановление отдельных видов животных и их пищевых цепочек.
Сегодня не менее 75% молодежи озабочено экологической повесткой и готово платить дороже за продукт, если он будет произведен с заботой о природе, приводит данные последнего исследования Вероника Мисютина. И, что не менее важно, 85% опрошенных молодых людей готовы, судя по опросу, выбрать в качестве работодателя именно компанию, уделяющую внимание устойчивому развитию, даже если при этом им придется проиграть в зарплате.