За кулисами Эрмитажа

Ювелирный дом Posié принял участие в реставрации исторических экспонатов

В прошлом году на российском ювелирном рынке появился яркий игрок – Дом Posié. Впрочем, этот дебют нельзя назвать классическим. Бренд громко заявил о себе коллекцией high jewellery, превратив ее в экспонат выставки «Записки ювелира. Бриллиантовая история» в Государственном историческом музее.

Лишь после этого клиентам были представлены регулярные коллекции украшений, в том числе «Коронация», навеянная Большой императорской короной – главным творением Иеремии Позье.

Но создание драгоценностей из золота и бриллиантов – только часть программы Posié. По задумке основателей бренда его миссия значительно выше и благороднее: ее видят в исследовании и возрождении национального ювелирного наследия, изучении художественных и технических приемов русской ювелирной школы, поддержке образовательных и выставочных программ.

В рамках масштабного культурно-просветительского проекта #вСветеPosié ювелирный Дом планирует целый ряд инициатив, направленных на поддержку музейных институций и молодых талантов.

Первым в этом ряду стал совместный проект с Государственным Эрмитажем. Компания «Алроса», под крылом которой появился Posié, уже два десятка лет сотрудничает с главным художественным музеем страны. Кроме того, именно здесь хранятся бесценные экспонаты, созданные руками и творческим гением Иеремии Позье, вдохновляющие коллекции современного бренда (его название созвучно фамилии придворного ювелира).

Дом Posié принял участие в реставрации пяти исторических экспонатов из собрания Эрмитажа, а собственно восстановительные работы проводили специалисты лаборатории научной реставрации драгоценных и археологических металлов под руководством Игоря Карловича Малкиеля. На се­годняшний день это один из передовых центров реставрации, оснащенный по последнему слову техники.

«Позье филигранно владел многими ювелирными техниками и технологиями своего времени, что требовало усидчивости и мастерства. Во многом он был новатором и, безусловно, творческим человеком. Некоторые предметы и сейчас воспроизвести очень сложно», – считает Малкиель.

Для работы были отобраны пять предметов, изготовленные Иеремией Позье в 1740–1760-е годы. Среди них три табакерки: фигурная, покрытая чеканкой и орнаментом из бриллиантов и рубинов; с цветочной корзинкой из бриллиантов и сапфиров; из чеканного золота с бриллиантовым вензелем Елизаветы Петровны. А также две мушечницы (коробочки для мушек, делавшихся из тафты или бархата и крепившихся на лицо) – с двуглавым орлом зеленой эмали и с изображением двуглавого орла черной эмали и бриллиантовым вензелем Елизаветы.

Отбором ювелирных изделий руководила Ольга Григорьевна Костюк, заведующая отделом западноевропейского прикладного искусства и хранитель Галереи драгоценностей музея.

Перед реставрацией проводились научные исследования металлов, драгоценных камней и материалов, из которых были выполнены ювелирные изделия, – это помогло в определении реставрационных методик.

В процессе работы с экспонатами удалось установить, что бриллианты и сапфиры были подсвечены фольгой с красочным слоем, для закрепки бриллиантов в кастах использовали мягкие припои (олово и свинец) и иногда природный воск, а зеркала в мушечницах покрывали серебряной ртутной амальгамой, которая в результате испарения ртути с годами разрушалась и отслаивалась. Под зеркалом одной из мушечниц был обнаружен фрагмент игральной карты крестовой масти.

Специалисты-реставраторы провели лазерную очистку для устранения следов загрязнений, с помощью лазерной сварки устранили трещины и разрывы, заново закрепили драгоценные камни там, где это было необходимо. И все пять шедевров Иеремии Позье вновь заняли свое место в витринах Галереи драгоценностей Эрмитажа.