Музей по вертикали
Пятнадцатиэтажный музейный комплекс с концертным залом и мастерскими будет построен на Малой Почтовой улице в Москве. Что же стоит за новым «музейно-градостроительным» проектом нашей столицы?
Заказчиком нового музея выступает группа компаний «Тадем», чей основатель Николай Шутов известен и как коллекционер искусства.
Участок для строительства расположен на территории бывшей промзоны, ее прежде занимал комплекс заводских зданий МЗАТЭ-2 (Московского завода автотракторной электроаппаратуры, который входит в ГК «Тадем»). Теперь здесь появится не просто музей, а солидный творческий кластер.
Разработку архитектурного проекта музейной институции заказчик доверил Сергею Чобану, и неслучайно. По словам представителя компании, выбор определил еще и тот факт, что архитектор является не только автором знаковых музейных объектов, таких как «Центр Зотов», Музей современного искусства в «Зиларте», но и страстным собирателем графики. Для размещения и экспонирования коллекции Фонда Сергея Чобана архитектор построил в 2013 году Музей архитектурного рисунка в Берлине.
Здание музейного комплекса на Малой Почтовой имеет выраженную трехчастную структуру в соответствии с функциональной программой. Музейная часть с постоянной коллекцией и концертным залом на 326 мест будет занимать со 2-го по 5-й этаж. Она выделена с помощью нарядных, художественно оформленных фасадов.
Выше – лектории, конференц-зал, артистические и технические помещения, пространства для временных выставок.
Отдельный этаж отойдет под фондохранилище и фотолабораторию. Светопрозрачный объем с 11-го по 14-й этаж изначально, по проекту, предназначался под офисы, но сегодня рассматривается возможность размещения здесь разнообразных творческих мастерских.
Самый верхний уровень отведен под ресторан с видовой террасой. А на первом этаже запроектированы входные группы музейной части и мастерских, а также кафе, книжный магазин и экспозиционный зал для временных выставок.
На уровне первых пяти этажей, где экспозиционные залы соседствуют с габаритным пространством концертного зала, здание увеличивает свою площадь за счет симметричных консольных выносов.
Пятнадцатиэтажное здание, конечно, в первую очередь ассоциируется с офисным центром, но, когда рассматриваешь представленный проект, сомнений в том, что перед нами музейно-выставочный комплекс, не возникает. Благодаря интересным фасадным решениям легко считывается предназначение комплекса.
Архитектор предложил так называемый двойной фасад, где есть внутренняя и внешние стены. Материалы внутренней утепленной стены обусловлены тематикой коллекции музея. Например, дерево отвечает за «иконы», натуральный камень – за классическую живопись. А графические изображения и рисунки украшают внешний стеклянный слой.
В ночное время пространство между двумя частями фасадов подсвечивается, дополнительно «проявляя» главное предназначение многоэтажной башни.
Так через архитектурные решения современный музей взаимодействует не только с посетителем, но и с самим городом. Неслучайно в основу проекта, по мнению того же Сергея Чобана, положена идея о том, что музей как учреждение культуры и привлекательное общественное пространство является фундаментом для многогранной городской жизни.