Леса России могут стать частными

В марте 2020 года, выступая на форуме «ЛПК 360°: со всех точек зрения», министр промышленности Денис Мантуров заявил, что правительство готово поддержать введение института частной собственности в лесной сфере. А в сентябре того же года было принято постановление Правительства РФ № 1509 о легализации древесной растительности на заросших землях сельскохозяйственного назначения. Вступив в силу 1 октября, этот документ фактически узаконил появление частного лесовладения, но вызвал много разногласий, связанных не столько с появлением новой формы собственности, сколько с особенностями использования этих земель и растущего на них леса. В результате постановление вернули на доработку, а вопрос о приватизации лесов, зазвучавший неожиданно громко, вынесли на обсуждение в ГД.
Чей это лес?
Частные леса – явление распространенное и давнее. Еще легендарный Робин Гуд был вынужден постоянно прятаться от шерифа после того, как убил оленя в королевском лесу. Сейчас в Европе в частном владении находится примерно половина всех лесных угодий. Авторы исследования How Private are Europe’s Private Forests, опубликованного в июле 2018 года, обнаружили, что практически в каждой из европейских стран государство так или иначе регулирует, что можно, а что нельзя делать в частном лесу.
Например, если речь заходит о заготовках древесины, то только в 13 странах объем разрешенных заготовок определяется лесовладельцем, и то с некоторыми ограничениями, а в 9 странах собственники участка вообще не имеют права определять объем заготовленной древесины. Зато в большинстве случаев у хозяина леса есть право вводить ограничения на сбор грибов. И только в 10 странах собирать в лесу грибы остается «правом каждого человека».

В США в частных руках находится 60% лесных площадей. Для нашей страны частная форма собственности на леса – тоже не новость. В дореволюционной России казенными было 63% лесных угодий. Но после 1917 года и по сей день все 100% лесного фонда являются собственностью государства. Правда, в 1993 году был принят федеральный закон, разрешающий аренду лесного участка на срок от 10 до 49 лет. Тем не менее на протяжении более 100 лет частной собственности на леса в нашей стране не было, и потому, по мнению экспертов, любые изменения существующей системы могут оказаться болезненными.
Не просто лес
«Лес – это один из ключевых ресурсов страны, с которым связана не только лесная промышленность, а множество экологических вопросов, вопросы социальные, вопросы свободного передвижения и доступа граждан к лесным ресурсам, – предупреждает Николай Николаев, председатель Комитета ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. – В странах, где существует частная собственность на леса, лесное законодательство складывалось сотнями лет, проходило множество усовершенствований. Создать законодательство о частных лесах с нуля, на мой взгляд, без множества ошибок, просто невозможно».

«Возможно, со временем и российское общество, и государство придут к необходимости передачи лесов в частное владение. Но сейчас введение частной собственности на леса Гослесфонда преждевременно потому, что лес в России воспринимается как государственная собственность, и такой шаг будет воспринят как ограничение прав большинства граждан, – считает Андрей Щеголев, директор лесной программы WWF Россия. – Сейчас, наверное, было бы правильно провести эксперимент на бывших сельхозземлях, которые заросли лесом сами собой. Фактически у нас уже есть частные лесовладельцы – это владельцы участков сельхозземель, заросших лесом. И нужно сформировать понятные правила игры, чтобы люди могли этим лесом пользоваться».
«Историческое развитие любой страны, в том числе и лесного хозяйства, лесного законодательства, имеет свои закономерности. Поэтому, на мой взгляд, приватизация лесов неизбежна, но она – не единственное условие для устойчивого ведения лесного хозяйства, – отмечает профессор Владимир Петров, заведующий кафедрой лесной политики, экономики и управления Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С. М. Кирова. – Россия – это лесная держава, а лес – это государствообразующий ресурс, поэтому вопрос о приватизации лесов – общенациональный. Решая эту проблему, необходимо подготовить определенные условия, одним из которых является мнение населения».
Выгоды и риски
А население между тем относится к идее такой приватизации без всякого энтузиазма. «По моим опросам, которые я провожу ежегодно начиная с 1997 года, – продолжает Петров, – количество сторонников частной собственности на леса стремительно снижается. Если в конце 1990-х идея появления частных лесов была довольно популярной, то сегодня она вызывает по большей части негативное отношение. 90% опрошенных – против приватизации лесов. Люди опасаются, что, попав в частные руки, леса будут стремительно вырубаться, что владельцы станут продавать их иностранцам, что простые граждане попросту не смогут пойти в лес и т. д.».
Более того, предупреждает эксперт, наряду с положительными последствиями приватизации лесов (одномоментное пополнение госбюджета, снижение бюджетных расходов, рост рыночной капитализации компании-покупателя и т. д.) возникает множество серьезных рисков как для государства, так и для частных инвесторов.
«На данный момент абсолютно не ясно, какой будет система налогообложения для частной компании, которая решится купить лесной участок, какой будет государственная лесная политика в этом вопросе», – отмечает он.
Более того, есть опасность, что новые владельцы просто не сумеют справиться со свалившимся на них богатством. «Многие из тех, кто выступает за приватизацию лесов, а таких всего 10%, относятся к покупке/продаже лесных участков как к сделкам с недвижимым имуществом, имея представление о лесном участке как о собственных «шести сотках. Это большое заблуждение, – предупреждает профессор. – Сегодня во всем мире есть понимание, что лес – это живой организм, сложная экологическая система. Эксплуатация и содержание лесного участка требует специального лесного образования, без которого грамотно ухаживать, защищать и эксплуатировать такой ресурс – невозможно. В противном случае частные леса, если и сохранятся, станут низкопродуктивными, с запретом входа и въезда для тех, кто не является собственниками этих лесов».
Если разобраться, с проблемами сохранения лесов с их природным многообразием сталкиваются даже в такой законопослушной стране, как Финляндия, где в частной собственности находится около 70% лесных площадей. По свидетельству сотрудников финской Лесной службы, даже при строгом Лесном кодексе не всегда удается сохранять места обитания ценных видов животных, насекомых и птиц – если это может нанести ущерб финансовым интересам владельца этого лесного участка.