Кто стоит на страже юных умов

Как государство и бизнес ищут пути сохранения киберпространства безопасным для детей
iStock
iStock

Цифровые сервисы развиваются так быстро, что родители и школа не успевают реагировать на те вызовы, которые могут ждать детей в интернете. Как сделать безопасность модной и зачем государству, бизнесу и общественным организациям объединяться для противодействия угрозам в цифровой среде, обсудили участники дискуссии, организованной «Ведомостями» и компанией «Вымпелком» (бренд «Билайн») на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2024).

Сила – в кооперации

Уровень цифровой грамотности детей снижается. Если в 2021 г. у детей 7–14 лет он оценивался на 7,4 из 10, то в 2023 г. – 6,15 из 10, привел данные Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) ее директор Сергей Гребенников. Ежегодно РАЭК проводит всероссийскую акцию «Цифровой диктант», цель которой – как раз измерить цифровую грамотность. «Дети доверяют своим гаджетам и искренне верят в то, что их смартфон «классный» и защитит от всего», – сообщил он.

За умы детей развернулась настоящая борьба, отметила начальник Управления президента РФ по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи Татьяна Матвеева. Злоумышленники распространяют не только запрещенную информацию, но и деструктивный контент, который отрицательно сказывается на социальном и психологическом развитии детей, вызывает повышенную тревогу и агрессию. Ограничить распространение такого контента и фейков должны принятые в последние годы законы. Среди них – вступивший в силу в 2021 г. закон о саморегулировании социальных сетей, по которому владельцы интернет-площадок самостоятельно выявляют и блокируют незаконный контент.

Чтобы эффективнее противостоять появляющимся онлайн-вызовам, необходима слаженная работа государства, бизнеса и общественных организаций, считает Матвеева. Одним из примеров такой кооперации она называет Альянс по защите детей в цифровой среде. В числе его участников – оператор связи «Вымпелком» и холдинг VK, один из ассоциированных членов – сервис объявлений «Авито». Компании альянса создают инструменты для борьбы с фишингом, ботами и спамом, а также проводят обучающие семинары и тренинги для повышения цифровой гигиены, отметила она.

Среди проектов альянса – «база хэшей» [хэш – уникальный цифровой отпечаток, который можно присвоить любому файлу: коду программы, музыкальному треку, научной диссертации или банковской транзакции. – Прим. «Ведомости. Технологии»]. Любой участник альянса, выявив деструктивный контент на своем ресурсе, помещает хэшированную информацию о нем в общую базу. Другие участники это видят и могут сразу удалить вредный контент со своих платформ.

Свои инструменты борьбы со злоумышленниками есть у операторов связи. Одни сами выявляют угрозы и действуют проактивно, другие можно настроить – например, запретить доступ к определенным ресурсам или заблокировать спам-звонки, рассказал директор по антифроду «Вымпелкома» Петр Алферов.

Также для защиты абонентов компания выстраивает вокруг них индивидуальный «купол безопасности». Обычно операторы защищают всю свою инфраструктуру, рассказывает Алферов, «Вымпелком» же выявляет потенциальную жертву и выстраивает вокруг нее индивидуальный периметр. «Мы смотрим, с какой периодичностью абонент получает звонки. Если это десяток звонков за 15–20 минут, то, скорее всего, он подвергается атаке. Тогда мы устанавливаем на него «купол безопасности», т. е. пропускаем только доверенные контакты. Ведь для «Билайна» безопасность абонента – на первом месте», – пояснил он.

Ежедневно «купол безопасности», по словам Алферова, накрывает около 100 000 клиентов и это число будет расти. 

Как сделать безопасность модной

Еще одно направление работы – это обучение. Малышей, например, с правилами поведения в сети знакомят «Смешарики», рассказывает Алферов. Но ключевой фокус – это тинейджеры: их нужно убедить в том, что безопасность может быть модной. Для них «Вымпелком» проводит хакатоны. Их идея – говорить с молодежью на равных и совместными усилиями искать решение из сложившейся ситуации. «И вот уже подростки придумывают кейсы и предлагают способы развития продуктов и коммуникации с ними», – указал Алферов.

Холдинг VK тоже много вкладывает в обучение подростков цифровой грамотности и кибербезопасности, отметила заместитель вице-президента по образовательным проектам компании Анна Степанова. VK работает с участниками альянса по проекту «Цифровой ликбез» и готовит собственные уроки по кибербезопасности. Так, на принадлежащей холдингу платформе «Учи.ру» ежегодно проходит олимпиада «Безопасный интернет». В 2023 г. к ней присоединилось свыше 2,3 млн школьников, привела пример она.

«Авито» – партнер «Цифрового диктанта», кроме того, у компании есть несколько собственных проектов, рассказал старший директор по данным и аналитике платформы объявлений Андрей Рыбинцев. В их числе – курс «Безопасный интернет», разработанный вместе с поисковым отрядом «ЛизаАлерт», а также игра «Стражи «Авито», которая знакомит детей с базовыми принципами цифровой гигиены. «Для детей игровой формат и просмотр видеороликов ближе, чем чтение текстов, привычное для старшего поколения», – отметил Рыбинцев.

Вызовы и возможности

Дети все чаще совершают онлайн-сделки, говорит Рыбинцев. В России появляется новая категория – платежеспособные дети и «мы не понимаем, как они будут распоряжаться деньгами в интернете», говорит Гребенников. Не стоит упускать из виду и гейминг, подчеркнула Матвеева, ведь дети покупают игровую атрибутику и общаются между собой.

«Авито» ежегодно тратит на безопасность около 5 млрд руб., по словам Рыбинцева. «Это как «подкапотные технологии», которые незаметны для посетителей и позволяют вычислить злоумышленников прежде, чем они успеют что-то сделать, так и видимые внешние подсказки», – рассказывает он. К последним относятся, например, рейтинг, отзывы или всплывающие предупреждения во встроенном мессенджере.

«Система предупредит, когда что-то идет не так: у вас просят номер мобильного или внести предоплату на карту. Кроме того, в чате «Авито» нельзя прислать фишинговую ссылку – система ее заблокирует», – сказал Рыбинцев.

Особое внимание участники дискуссии уделили международной повестке. Жители стран СНГ пользуются российскими IT-сервисами, поэтому игрокам пора выходить на международный рынок, пояснил Гребенников. Например, «Цифровой диктант» можно проводить в странах СНГ. А страны БРИКС заинтересованы в создании международного альянса по защите детей в интернете, продолжила председатель Альянса по защите детей в цифровой среде Елизавета Белякова.