Павел Воронин: «За пару лет MWS достигнет самостоятельной стоимости в 300 млрд рублей»

Глава новой бигтех-компании экосистемы МТС – о планах на 2025 год
Генеральный директор MWS Павел Воронин
Генеральный директор MWS Павел Воронин /Предоставлено МТС TECH

В конце прошлого года МТС объявила о том, что трансформируется в холдинговую структуру, частью этих изменений стало выделение ключевых IT-активов экосистемы в отдельную вертикаль под брендом MWS. Ранее под этим названием МТС представляла только свои облачные сервисы. Какая стратегия будет у новой компании, какие продукты выйдут на рынок, сколько прибыли могут принести, планируется ли выход на IPO – об этом и многом другом «Ведомости. Технологиям» рассказал генеральный директор MWS Павел Воронин.

«Искусственный интеллект – это супервостребованная история для потенциально большой группы бизнесов»

– В конце декабря вышло официальное сообщение МТС о трансформации в холдинг и выводе IT-активов в отдельную структуру под брендом MWS. То есть компания отходит от роли провайдера облачных решений?

– Облачный бизнес в МТС существует долгое время и активно наращивает обороты. Например, в 2024 г. выручка выросла более чем на 30%. А в таком направлении, как виртуальная инфраструктура с GPU-ускорителями для обучения ИИ, бизнес вырос вдвое. Как при таких показателях можно отойти от направления? Разумеется, мы продолжим и дальше развивать облака и в этому году прогнозируем по ним рост выручки более чем на 50%. При этом возможности новой компании гораздо шире.

Под брендом MWS мы строим бигтех, куда входят и клауд, и разработка, и AI-решения (решения на базе искусственного интеллекта. – «Ведомости. Технологии»), и платформы под разные задачи бизнеса. По сути, это полный спектр решений, начиная от искусственного интеллекта (ИИ) и заканчивая инфраструктурой. Название МТС Web Services (MWS) хорошо отражает суть – ключевые IT-сервисы соединены в одном месте, с единым управлением.

– То есть, получается, вы будете и вендором, и интегратором – что называется, все в одном?

– Для МТС как группы мы и так давно «все в одном». А теперь становимся таковыми и для рынка: поставщиком решений по ИИ, большим данным, технологическим платформам и облакам – т. е. по инфраструктурному слою. Все направления, вошедшие в MWS, и раньше были тесно связаны друг с другом, а за счет объединения экспертизы в один контур интеграция станет еще глубже. Это позволит нам эффективнее работать как с внешними, так и с внутренними заказчиками.

Павел Воронин

генеральный директор MWS
2012 г.
окончил механикоматематический факультет МГУ им. Ломоносова
2012–2016 гг.
СТО технологических стартапов
2016–2020 гг.
заместитель, затем первый заместитель генерального директора группы S7 по информационным технологиям
2020–2021 гг.
вице-президент по технологическому развитию дочерних и зависимых обществ экосистемы Сбербанка
июнь 2021 г.
первый вице-президент по технологиям МТС
2025 г.
генеральный директор МТС Web Services
Завкафедрой МТС по глубинному машинному обучению на факультете компьютерных наук Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ). Основатель крупнейшего IT-комьюнити в стране True Tech.
– Кому MWS будет предлагать свои решения?

– Мы фокусируемся на компаниях, которые проходят стадию трансформации, меняют свой IT-ландшафт. Как я уже сказал, наши решения тесно интегрированы и объединяют в себе экспертизу сразу всех направлений.

Например, у нас есть MWS GPT – это оркестратор LLM, который дает возможность создавать своих AI-агентов, работать с разными моделями, меняя их на ходу в зависимости от задач. Этот продукт вырос из нашей внутренней платформы для разработчиков. Когда мы начали фиксировать более 1,2 млн обращений к ней в день – вывели на рынок. Первым делом представили облачную версию, в том числе чтобы снизить порог входа для малого и среднего бизнеса.

Очевидно, что искусственный интеллект – это супервостребованная история для потенциально большой группы бизнесов с точки зрения повышения эффективности и производительности. Здесь есть понятные области применения – ИИ-помощники для юристов, HR, аналитиков, операторов колл-центров в любой отрасли. Мы даем конкретный удобный инструмент, который, по сути, нужен всем. Но кому-то больше. В частности, тем, кто хочет быстро получить бизнес-эффект от ИИ.

– А что касается инфраструктурных услуг, при текущем уровне ключевой ставки компаниям все же интереснее облако?

– Этот фактор, безусловно, значимый, но роль играет и размер бизнеса. Например, малому предпринимательству облако интереснее при любом уровне ключевой ставки. Иметь собственную инфраструктуру МСП очень сложно: нужно собрать сетевиков, инфраструктурщиков, закупить оборудование – это обойдется дорого. А если у бизнеса еще и плохая инфраструктурная, сетевая команда – непременно будут серьезные ошибки.

Для крупных заказчиков публичное облако не всегда подходит. Они предпочитают on-premise (развертывание ПО и приложений на собственной инфраструктуре. – «Ведомости. Технологии») из-за особых требований к защите информации. Специально для таких компаний мы запустили облачный интегратор. Мы сможем создавать уникальные частные, гибридные и мультиоблачные среды. Это позволит крупному бизнесу пользоваться всеми преимуществами облака, но при этом оставлять свои данные в периметре компании.

Нередко для энтерпрайзов облачные версии продуктов становятся try-and-buy вариантом. Они покупают их и используют внутри отдельных продуктов, а убедившись в эффективности, берут on-prem.

Мы стараемся быть гибкими и предоставлять клиентам обе модели. Поэтому все наши платформы, ИИ-ассистенты, языковые модели доступны как в облаке, так и для развертывания в контуре заказчика.

– Какие продукты у вас ключевые?

– Мы выделяем несколько ключевых трендов, вокруг которых играем. Я уже их перечислил. Это искусственный интеллект, платформы и облака.

Наши продукты можно разделить на две линейки: тактическую и стратегическую. Первые – те, что мы выводим на рынок, вторые – активно дорабатываем и упаковываем. Первым делом мы представляем платформы для бесшовной интеграции сервисов; удаленного тестирования мобильных приложений и сайтов; создания приложений без кода на основе таблиц; работы с данными, управления LLM и т. д.

Также мы продолжим развивать уже знакомые рынку решения на базе ИИ – LLM-модели, сервис речевой аналитики, платформы синтеза и распознавания речи, ИИ-ассистента разработчика, видеоаналитику.

В части облачной инфраструктуры одни из самых передовых сервисов: ИИ-облако, объединяющее инфраструктуру, сервисы для работы с искусственным интеллектом и импортозамещенное облако – виртуальная инфраструктура на российском ПО и оборудовании.

– А какие решения вы только готовите к масштабированию?

– Продукты в стратегической линейке – это те решения, которые изначально мы разработали для экосистемы. Чтобы масштабировать их на внешний рынок, нужно расширить возможности кастомизации, как раз этим мы сейчас занимаемся. Дорабатываем решения для IT-производства (полный цикл: от постановки задач до разработки), также делаем помощников для разработчиков, решения для IT-operations, т. е. полный спектр для управления существующими IT-решениями – управление работой с инцидентами, мониторингом, работой с конфигурационной базой данных и т. д.

У нас также есть решения для быстрого создания фронтальных приложений, в том числе с использованием генеративного искусственного интеллекта. Это работает так: даешь какой-то промпт (запрос к ИИ. – «Ведомости. Технологии») – и ИИ создает нужное тебе приложение; даешь дополнительный промпт – он что-то меняет в нем. Причем сразу это делается в трех наиболее востребованных платформах – Web, Android и iOS.

«В последние несколько лет мы нанимали по 200 и более специалистов в месяц»

– Получается, что для всех задач вам нужен очень большой штат разработчиков. Где вы берете людей?

– Около трех лет назад мы приняли стратегию технологической трансформации. Чтобы ее реализовать, нужно было набрать качественный и достаточно большой IT-штат. Забегая вперед, мы с этим справились, сейчас у нас работает более 10 000 айтишников.

Чтобы их привлечь, мы перестроили команду, практически все процессы, переработали архитектуру сервисов. Сформировали технологическую культуру, внедрили системы краткосрочной и долгосрочной мотивации, непрерывного обучения, организовали гильдии – внутренние сообщества по направлениям, где люди общаются и делятся знаниями.

А еще создали самое большое в стране IT-комьюнити True Tech, сейчас в нем более 25 000 специалистов разных уровней и стеков. Все эти люди участвуют в наших профильных митапах и техноконференциях, чемпионатах, хакатонах и летних кэмпах, обмениваются опытом и драйвят тем самым развитие отрасли.

– Сейчас у многих российских IT-компаний идут сокращения. Вы будете брать новых людей с рынка?

– В последние несколько лет мы нанимали по 200 и более специалистов в месяц. Теперь мы можем говорить о том, что стабилизировали команду и у нас есть все необходимые ресурсы с точки зрения кадров. При этом по ключевым направлениям бизнеса мы все же будем привлекать людей, и это будут звезды рынка.

– Где вы будете брать деньги на развитие компании? Планируете ли, например, выходить на IPO? Есть ли вообще планы по привлечению в холдинг внешних инвестиций?

– Внешние инвестиции привлекать планируем, они для нас являются показателем зрелости компании. Но это не конечная цель – провели IPO, открыли шампанское и успокоились. Относимся к этому как к важной вехе, которую нужно пройти, но при этом спокойно. Мы думаем, что за пару лет наша новая бигтех-компания достигнет самостоятельной стоимости в 300 млрд руб. Задача – монетизировать часть компании и реинвестировать полученные средства в развитие продуктов.

– Во что планируете инвестировать полученные средства?

– В продукты из стратегической и тактической линеек, о которых я говорил. Полно других задумок, которые мы хотим реализовать. В ближайшее время запускаем на рынок новый сервис для коллаборативной работы – это в некотором роде российский аналог международной компании Loom (недавно ее купила Atlassian за $1 млрд). И таких наработок у нас достаточно много. Будем их постепенно выводить на рынок.

Также будем усиливать наши существующие решения. Часть из них находится в конкурентной среде, а не в голубом океане – нужны средства для их улучшения.

– А вы сами никого не хотите купить?

– Постоянно над этим думаем и смотрим потенциальные объекты для покупки.

– А кого смотрите? Стартапы, которые вырастут впоследствии?

– Уже не только стартапы. Мы хотим расширять портфель за счет сделок M&A. Не секрет, что для IT-компаний это возможность быстро добавлять в портфель новые продукты и сервисы. Так, например, Microsoft купила GitHub за $7,5 млрд, чтобы усилить свои позиции в разработке ПО, а Google приобрела YouTube, тем самым укрепив свои позиции на рынке видеоконтента. Экосистема МТС тоже регулярно растет за счет покупок решений, зарекомендовавших себя на рынке. Так, мы приобрели сервис для бизнес-коммуникаций «МТС линк» (прежнее название – Webinar.ru), кикшеринг «Юрент», по части IT – долю в компании по созданию программных роботов Primo RPA, а также в решениях, связанных с аналитикой в промышленности и других сферах – в основном вокруг AI. Но как IT-холдинг будем смотреть шире – даже уже есть некоторые цели, на которых сосредоточены.

«Хотим показать серьезный рост по платформам: почти с нулевой рыночной выручки до 500 млн – 1 млрд руб. за год»

– Где вы готовы усиливаться за счет M&A?

– В направлениях, комплементарных нашим продуктам и сервисам, нашей стратегии. У нас есть компания VisionLabs – номер один согласно многим международным рейтингам. У нее десятки решений на основе нейросетей для распознавания лиц, силуэтов, транспортных средств, отдельно хочется отметить решение по детекции дипфейков, мало у кого в мире оно есть. Ее мы тоже будем развивать: в этом году планируем как минимум 50%-ный рост выручки. В VisionLabs мы будем консолидировать новые активы, связанные с компьютерным зрением и биометрией.

Есть также решения по импортозамещению, которые комплементарны нашим. Их тоже будем смотреть.

Компания МТС

Ведущая компания в России по предоставлению услуг мобильной и фиксированной связи, передачи данных и доступа в интернет, кабельного и спутникового ТВ-вещания; провайдер цифровых сервисов, включая финтех и медиа в рамках экосистем и мобильных приложений; поставщик IT-решений в области объединенных коммуникаций, интернета вещей, мониторинга, обработки данных, облачных вычислений, кибербезопасности. В России и Белоруссии услугами мобильной связи Группы МТС пользуется более 88 млн абонентов. На российском рынке мобильного бизнеса МТС занимает лидирующие позиции, обслуживая крупнейшую 82-миллионную абонентскую базу. Фиксированными услугами МТС – телефонией, доступом в интернет и ТВ – охвачено около 10,7 млн абонентов, сервисами OTT и платного ТВ в различных средах – более 15 млн пользователей, общее количество экосистемных клиентов МТС составляет 17,5 млн. Компания располагает розничной сетью из более чем 4200 магазинов в России. Акции МТС котируются на Московской бирже под кодом MTSS.

– Какие у вас вообще по холдингу планы по выручке?

– Помимо кратного роста выручки по облакам и VisionLabs, планируем по ряду AI-решений практически с нулевой базы вырасти дополнительно на 1 млрд руб. Также хотим показать серьезный рост по платформам: тоже почти с нулевой рыночной выручки до 500 млн – 1 млрд руб. В целом планы весьма масштабные, но они подкреплены действиями.

– За счет чего вы планируете рост выручки? За счет вытеснения конкурентов? Или у нас все еще сохранились незанятые ниши?

– Зависит от направления. Возьмем облачные сервисы – этот рынок не насыщен. Здесь будем расти вместе с рынком, но, конечно, кого-то будем обгонять на повороте.

AI-рынок сам по себе быстрорастущий, в будущем он увеличится кратно. Здесь вопрос о конкуренции за долю даже не стоит.

По платформенным решениям есть ниши по замещению иностранных вендоров – кто-то ушел из России, появились возможности. Если предлагаешь хорошее отечественное решение, ты можешь воспользоваться ситуацией.