Павел Воронин: «За пару лет MWS достигнет самостоятельной стоимости в 300 млрд рублей»
Глава новой бигтех-компании экосистемы МТС – о планах на 2025 год
В конце прошлого года МТС объявила о том, что трансформируется в холдинговую структуру, частью этих изменений стало выделение ключевых IT-активов экосистемы в отдельную вертикаль под брендом MWS. Ранее под этим названием МТС представляла только свои облачные сервисы. Какая стратегия будет у новой компании, какие продукты выйдут на рынок, сколько прибыли могут принести, планируется ли выход на IPO – об этом и многом другом «Ведомости. Технологиям» рассказал генеральный директор MWS Павел Воронин.
«Искусственный интеллект – это супервостребованная история для потенциально большой группы бизнесов»
– Облачный бизнес в МТС существует долгое время и активно наращивает обороты. Например, в 2024 г. выручка выросла более чем на 30%. А в таком направлении, как виртуальная инфраструктура с GPU-ускорителями для обучения ИИ, бизнес вырос вдвое. Как при таких показателях можно отойти от направления? Разумеется, мы продолжим и дальше развивать облака и в этому году прогнозируем по ним рост выручки более чем на 50%. При этом возможности новой компании гораздо шире.
Под брендом MWS мы строим бигтех, куда входят и клауд, и разработка, и AI-решения (решения на базе искусственного интеллекта. – «Ведомости. Технологии»), и платформы под разные задачи бизнеса. По сути, это полный спектр решений, начиная от искусственного интеллекта (ИИ) и заканчивая инфраструктурой. Название МТС Web Services (MWS) хорошо отражает суть – ключевые IT-сервисы соединены в одном месте, с единым управлением.
– Для МТС как группы мы и так давно «все в одном». А теперь становимся таковыми и для рынка: поставщиком решений по ИИ, большим данным, технологическим платформам и облакам – т. е. по инфраструктурному слою. Все направления, вошедшие в MWS, и раньше были тесно связаны друг с другом, а за счет объединения экспертизы в один контур интеграция станет еще глубже. Это позволит нам эффективнее работать как с внешними, так и с внутренними заказчиками.
Павел Воронин
– Мы фокусируемся на компаниях, которые проходят стадию трансформации, меняют свой IT-ландшафт. Как я уже сказал, наши решения тесно интегрированы и объединяют в себе экспертизу сразу всех направлений.
Например, у нас есть MWS GPT – это оркестратор LLM, который дает возможность создавать своих AI-агентов, работать с разными моделями, меняя их на ходу в зависимости от задач. Этот продукт вырос из нашей внутренней платформы для разработчиков. Когда мы начали фиксировать более 1,2 млн обращений к ней в день – вывели на рынок. Первым делом представили облачную версию, в том числе чтобы снизить порог входа для малого и среднего бизнеса.
Очевидно, что искусственный интеллект – это супервостребованная история для потенциально большой группы бизнесов с точки зрения повышения эффективности и производительности. Здесь есть понятные области применения – ИИ-помощники для юристов, HR, аналитиков, операторов колл-центров в любой отрасли. Мы даем конкретный удобный инструмент, который, по сути, нужен всем. Но кому-то больше. В частности, тем, кто хочет быстро получить бизнес-эффект от ИИ.
– Этот фактор, безусловно, значимый, но роль играет и размер бизнеса. Например, малому предпринимательству облако интереснее при любом уровне ключевой ставки. Иметь собственную инфраструктуру МСП очень сложно: нужно собрать сетевиков, инфраструктурщиков, закупить оборудование – это обойдется дорого. А если у бизнеса еще и плохая инфраструктурная, сетевая команда – непременно будут серьезные ошибки.
Для крупных заказчиков публичное облако не всегда подходит. Они предпочитают on-premise (развертывание ПО и приложений на собственной инфраструктуре. – «Ведомости. Технологии») из-за особых требований к защите информации. Специально для таких компаний мы запустили облачный интегратор. Мы сможем создавать уникальные частные, гибридные и мультиоблачные среды. Это позволит крупному бизнесу пользоваться всеми преимуществами облака, но при этом оставлять свои данные в периметре компании.

Нередко для энтерпрайзов облачные версии продуктов становятся try-and-buy вариантом. Они покупают их и используют внутри отдельных продуктов, а убедившись в эффективности, берут on-prem.
Мы стараемся быть гибкими и предоставлять клиентам обе модели. Поэтому все наши платформы, ИИ-ассистенты, языковые модели доступны как в облаке, так и для развертывания в контуре заказчика.
– Мы выделяем несколько ключевых трендов, вокруг которых играем. Я уже их перечислил. Это искусственный интеллект, платформы и облака.
Наши продукты можно разделить на две линейки: тактическую и стратегическую. Первые – те, что мы выводим на рынок, вторые – активно дорабатываем и упаковываем. Первым делом мы представляем платформы для бесшовной интеграции сервисов; удаленного тестирования мобильных приложений и сайтов; создания приложений без кода на основе таблиц; работы с данными, управления LLM и т. д.
Также мы продолжим развивать уже знакомые рынку решения на базе ИИ – LLM-модели, сервис речевой аналитики, платформы синтеза и распознавания речи, ИИ-ассистента разработчика, видеоаналитику.
В части облачной инфраструктуры одни из самых передовых сервисов: ИИ-облако, объединяющее инфраструктуру, сервисы для работы с искусственным интеллектом и импортозамещенное облако – виртуальная инфраструктура на российском ПО и оборудовании.

– Продукты в стратегической линейке – это те решения, которые изначально мы разработали для экосистемы. Чтобы масштабировать их на внешний рынок, нужно расширить возможности кастомизации, как раз этим мы сейчас занимаемся. Дорабатываем решения для IT-производства (полный цикл: от постановки задач до разработки), также делаем помощников для разработчиков, решения для IT-operations, т. е. полный спектр для управления существующими IT-решениями – управление работой с инцидентами, мониторингом, работой с конфигурационной базой данных и т. д.
У нас также есть решения для быстрого создания фронтальных приложений, в том числе с использованием генеративного искусственного интеллекта. Это работает так: даешь какой-то промпт (запрос к ИИ. – «Ведомости. Технологии») – и ИИ создает нужное тебе приложение; даешь дополнительный промпт – он что-то меняет в нем. Причем сразу это делается в трех наиболее востребованных платформах – Web, Android и iOS.
«В последние несколько лет мы нанимали по 200 и более специалистов в месяц»
– Около трех лет назад мы приняли стратегию технологической трансформации. Чтобы ее реализовать, нужно было набрать качественный и достаточно большой IT-штат. Забегая вперед, мы с этим справились, сейчас у нас работает более 10 000 айтишников.
Чтобы их привлечь, мы перестроили команду, практически все процессы, переработали архитектуру сервисов. Сформировали технологическую культуру, внедрили системы краткосрочной и долгосрочной мотивации, непрерывного обучения, организовали гильдии – внутренние сообщества по направлениям, где люди общаются и делятся знаниями.
А еще создали самое большое в стране IT-комьюнити True Tech, сейчас в нем более 25 000 специалистов разных уровней и стеков. Все эти люди участвуют в наших профильных митапах и техноконференциях, чемпионатах, хакатонах и летних кэмпах, обмениваются опытом и драйвят тем самым развитие отрасли.
– В последние несколько лет мы нанимали по 200 и более специалистов в месяц. Теперь мы можем говорить о том, что стабилизировали команду и у нас есть все необходимые ресурсы с точки зрения кадров. При этом по ключевым направлениям бизнеса мы все же будем привлекать людей, и это будут звезды рынка.
– Внешние инвестиции привлекать планируем, они для нас являются показателем зрелости компании. Но это не конечная цель – провели IPO, открыли шампанское и успокоились. Относимся к этому как к важной вехе, которую нужно пройти, но при этом спокойно. Мы думаем, что за пару лет наша новая бигтех-компания достигнет самостоятельной стоимости в 300 млрд руб. Задача – монетизировать часть компании и реинвестировать полученные средства в развитие продуктов.
– В продукты из стратегической и тактической линеек, о которых я говорил. Полно других задумок, которые мы хотим реализовать. В ближайшее время запускаем на рынок новый сервис для коллаборативной работы – это в некотором роде российский аналог международной компании Loom (недавно ее купила Atlassian за $1 млрд). И таких наработок у нас достаточно много. Будем их постепенно выводить на рынок.
Также будем усиливать наши существующие решения. Часть из них находится в конкурентной среде, а не в голубом океане – нужны средства для их улучшения.
– Постоянно над этим думаем и смотрим потенциальные объекты для покупки.
– Уже не только стартапы. Мы хотим расширять портфель за счет сделок M&A. Не секрет, что для IT-компаний это возможность быстро добавлять в портфель новые продукты и сервисы. Так, например, Microsoft купила GitHub за $7,5 млрд, чтобы усилить свои позиции в разработке ПО, а Google приобрела YouTube, тем самым укрепив свои позиции на рынке видеоконтента. Экосистема МТС тоже регулярно растет за счет покупок решений, зарекомендовавших себя на рынке. Так, мы приобрели сервис для бизнес-коммуникаций «МТС линк» (прежнее название – Webinar.ru), кикшеринг «Юрент», по части IT – долю в компании по созданию программных роботов Primo RPA, а также в решениях, связанных с аналитикой в промышленности и других сферах – в основном вокруг AI. Но как IT-холдинг будем смотреть шире – даже уже есть некоторые цели, на которых сосредоточены.
«Хотим показать серьезный рост по платформам: почти с нулевой рыночной выручки до 500 млн – 1 млрд руб. за год»
– В направлениях, комплементарных нашим продуктам и сервисам, нашей стратегии. У нас есть компания VisionLabs – номер один согласно многим международным рейтингам. У нее десятки решений на основе нейросетей для распознавания лиц, силуэтов, транспортных средств, отдельно хочется отметить решение по детекции дипфейков, мало у кого в мире оно есть. Ее мы тоже будем развивать: в этом году планируем как минимум 50%-ный рост выручки. В VisionLabs мы будем консолидировать новые активы, связанные с компьютерным зрением и биометрией.
Есть также решения по импортозамещению, которые комплементарны нашим. Их тоже будем смотреть.
Компания МТС
Ведущая компания в России по предоставлению услуг мобильной и фиксированной связи, передачи данных и доступа в интернет, кабельного и спутникового ТВ-вещания; провайдер цифровых сервисов, включая финтех и медиа в рамках экосистем и мобильных приложений; поставщик IT-решений в области объединенных коммуникаций, интернета вещей, мониторинга, обработки данных, облачных вычислений, кибербезопасности. В России и Белоруссии услугами мобильной связи Группы МТС пользуется более 88 млн абонентов. На российском рынке мобильного бизнеса МТС занимает лидирующие позиции, обслуживая крупнейшую 82-миллионную абонентскую базу. Фиксированными услугами МТС – телефонией, доступом в интернет и ТВ – охвачено около 10,7 млн абонентов, сервисами OTT и платного ТВ в различных средах – более 15 млн пользователей, общее количество экосистемных клиентов МТС составляет 17,5 млн. Компания располагает розничной сетью из более чем 4200 магазинов в России. Акции МТС котируются на Московской бирже под кодом MTSS.
– Помимо кратного роста выручки по облакам и VisionLabs, планируем по ряду AI-решений практически с нулевой базы вырасти дополнительно на 1 млрд руб. Также хотим показать серьезный рост по платформам: тоже почти с нулевой рыночной выручки до 500 млн – 1 млрд руб. В целом планы весьма масштабные, но они подкреплены действиями.
– Зависит от направления. Возьмем облачные сервисы – этот рынок не насыщен. Здесь будем расти вместе с рынком, но, конечно, кого-то будем обгонять на повороте.
AI-рынок сам по себе быстрорастущий, в будущем он увеличится кратно. Здесь вопрос о конкуренции за долю даже не стоит.
По платформенным решениям есть ниши по замещению иностранных вендоров – кто-то ушел из России, появились возможности. Если предлагаешь хорошее отечественное решение, ты можешь воспользоваться ситуацией.