Лекарство для роста
За счет чего развиваются российские фармацевтические компании
По оценке Высшей школы бизнеса ВШЭ (ВШБ), среди российских быстрорастущих компаний немало представителей фармбизнеса. Основным драйвером их роста остается импортозамещение, которое далеко еще не завершилось как в секторе госзакупок, так и в розничных продажах лекарств. Но компании отрасли уже сейчас закладывают основы для продолжения интенсивного развития, создавая собственные оригинальные препараты и присматриваясь к экспортным рынкам.
Импортозаместить импортозаместимое
Ставка фармотрасли на импортозамещение поддерживается государством с 2009 г., когда была утверждена первая стратегия развития фармацевтической промышленности. В 2015 г. было принято правило «третий лишний» при госзакупках лекарств – оно предусматривает отклонение заявки участника, предлагающего импортную продукцию, если на торги вышли как минимум два поставщика с товаром, происходящим из стран ЕАЭС.
Новый импульс пришелся на 2022 г. – некоторые зарубежные фармкомпании ограничили активность на российском рынке и сократили свой портфель, прекратив отгрузки лекарств, в том числе жизненно важных.
Например, американская компания MSD с 2022 г. прекратила поставлять вакцины от ветряной оспы, кори, краснухи и паротита, препарат против ВИЧ – ралтегравир, а также в 2023 г. уведомила Росздравнадзор о прекращении поставок популярного препарата от гепатита С, писали «Ведомости».
В ответ на это министр здравоохранения Михаил Мурашко рассказал в августе 2023 г., что в России 13 отечественных компаний уже получили разрешения на клинические исследования препаратов от гепатита С.
Быстрее рынка
К быстрорастущим компаниям, или «газелям», относятся предприятия, у которых в течение трех лет подряд выручка растет на 20% и более. Среди фармкомпаний к таким можно отнести, в частности, «Биннофарм групп», «Генериум», «Биокад», «Фармасинтез», «Герофарм», «ПСК Фарма», «Велфарм». Все они росли опережающими темпами в 2020–2023 гг., обгоняя общий рост лекарственного рынка.

Однако, несмотря на все усилия, потенциал импортозамещения еще далеко не исчерпан. По оценкам консалтинговой компании IQVIA (ранее Quintiles и IMS Health), за 12 месяцев – с ноября 2023 г. по октябрь 2024 г. включительно – доля отечественных производителей в России выросла в деньгах на 1,2 п. п. до 36,5%, а в упаковках – на 0,2 п. п. до 62,3%, писали в декабре 2024 г. «Ведомости».
Похожие цифры приводит и Минпромторг – по данным ведомства, в I квартале 2024 г. доля отечественных лекарственных препаратов в общем объеме рынка составила более 38% в деньгах и почти 65% в натуральном выражении.
«Огромное количество закупаемых государством в настоящее время лекарственных препаратов являются полностью импортными», – указывает заместитель генерального директора по корпоративным связям и коммуникациям биотехнологической компании «Биокад» Алексей Торгов.
В «ПСК Фарма» уверены, что необходимо и дальше усиливать локализацию – организуя не только полный цикл производства препаратов, но и смежные направления. По мнению генерального директора компании Евгении Шапиро, нужно развивать инфраструктуру и поддерживать бизнес по созданию собственного лекарственного сырья (фармсубстанций), материалов, первичной и вторичной упаковки.
Бюджет поможет
По данным Headway Company, сумма заключенных в 2024 г. госконтрактов на поставку лекарств увеличилась на 36% до 1,2 трлн руб.
Фармкомпании используют разные стратегии для ускоренного роста в госзакупках. Например, «Герофарм» сосредоточился на сегменте закупаемых за счет бюджета препаратов от диабета. По данным RNC Pharma, он входит в число лидеров российского рынка инсулинов: по итогам 2024 г. компания заняла около 16% рынка общим объемом 32 млрд руб. (в ценах дистрибуторов с учетом НДС), в упаковках – 22,5% (всего было продано 15,5 млн упаковок), приводят данные аналитики. Представитель «Герофарма» подчеркивает, что компания создает все новые препараты в этом сегменте и нацелена «выпускать биоаналоги всех существующих инсулинов».
В «ПСК Фарма» сказали, что бюджетный рынок остается для компании основным направлением развития. Там «уделяют большое внимание ожиданиям отечественной системы здравоохранения как на федеральном, так и на региональном уровне», говорит Шапиро.
Объем госзакупок растет, объясняет она. В частности, ниша, которую выбрала «ПСК Фарма» в госзакупках, – ингаляционные препараты для терапии астмы и хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ). По данным «ПСК Фарма», в этом сегменте рынка по итогам 2024 г. компания заняла 43% и планирует в дальнейшем наращивать долю.
«Биокад» также ориентирован на госсегмент, хотя представлен и в рознице. Фокус «Биокада» – препараты для терапии онкологических, аутоиммунных и орфанных (редких) заболеваний. Стратегия компании направлена на разработку и вывод инновационных препаратов, включая оригинальные лекарства и биоаналоги, объясняет рост выручки Торгов.
В сфере терапии онкозаболеваний компания оперативно выводит на рынок аналоги популярных лекарств, успевая занять существенную долю рынка. Например, в конце 2022 г. «Биокаду» удалось по ускоренной процедуре зарегистрировать аналог блокбастера «Китруда» (пембролизумаб) от американской MSD на фоне признания Росздравнадзором рисков дефектуры оригинального лекарства. Это иммуноонкологический препарат для лечения злокачественных опухолей.
В итоге, уже по результатам 2023 г., по данным Headway Company, «Биокад» поставил госклиникам и органам здравоохранения свой пембролизумаб «Пемброриа» на 22,4 млрд руб., это 86,3% от всего объема закупленного за год пембролизумаба. Также компания проводит исследования аналогов других дорогостоящих лекарств на основе моноклональных антител, следует из реестра клинических исследований: противоопухолевого ниволумаба (оригинальный препарат «Опдиво» закуплен в 2024 г. на 18,9 млрд руб., по данным Headway Company), окрелизумаба от рассеянного склероза (15,4 млрд руб.), даратумумаба от множественной миеломы (15,1 млрд руб.).
Здоровье в розницу
Широкая представленность в розничном сегменте также способствует быстрому росту фармкомпаний. У «Биннофарм групп» выручка по этому направлению в 2024 г. увеличилась на 20%. Кроме того, группа развивает сегмент препаратов для эстетической медицины, продажи которых в 2024 г. выросли на 50%, рассказывает гендиректор компании Рустем Муратов.
Препарат датской Novo Nordisk семаглутид, используемый для терапии диабета второго типа и для похудения, в последние годы находится на пике популярности во всем мире. Прекращение его поставок в Россию дало возможность отечественным предприятиям оперативно выпустить свои аналоги, сформировав и наполнив новый рынок. Например, продажи препаратов с семаглутидом «Семавик» и «Семавик Некст» от «Герофарма» в аптеках, по данным RNC Pharma, с 1 января по 15 декабря 2024 г. составили 5,8 млрд руб. В результате «Герофарм» стал по итогам 2024 г. лидером по приросту объема продаж в рознице, по версии AlphaRM этот показатель у компании вырос на 151%. Вторым стал «Промомед»: продажи собственного семаглутида привели к росту розничной выручки на 76%.
В ряд компаний, которым удалось с нуля создать нишу на розничном рынке, директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов ставит Тульскую фармацевтическую фабрику с назальным спреем «Синусэфрин». Продукт появился в конце 2022 г., а уже по итогам 2024 г., по данным аналитиков RNC, его продажи в рознице достигли 2,27 млн упаковок на 1,2 млрд руб. Сейчас «Синусэфрин» обеспечивает 28% розничного оборота Тульской фармфабрики, указывает Беспалов. «Это пример того, как относительно небольшая компания делает в общем-то несложный продукт, строит успешную стратегию продвижения и обеспечивает отличную динамику», – отмечает он.
Цель – придумать новое
Стратегия дальнейшего развития многих опрошенных «Ведомости. Инновации и технологии» фармкомпаний строится в том числе на разработке собственных лекарств. «Биокад» за последние три года выпустил на российских рынок пять оригинальных препаратов, включая лекарство для терапии болезни Бехтерева – сенипрутуг и препарат для лечения рассеянного склероза – дивозилимаб.
При этом доля собственных разработок в выручке «Биокада» составляет около 20% в деньгах, говорит Торгов. Он объясняет это длительным циклом включения инноваций в систему здравоохранения и отложенным эффектом такого включения. Но доля собственных разработок в портфеле продолжает расти, указывает он.
Долгосрочной целью «Герофарма» представитель компании называет формирование портфеля с преобладанием оригинальных лекарств в разных терапевтических областях. В 2025 г. на новые препараты, по его словам, будет приходиться 18% портфеля компании. Сейчас «Герофарм» разрабатывает четыре оригинальных лекарства, в том числе инсулин с недельным профилем действия, и работает над следующим поколением лекарств для борьбы с ожирением, продолжает он.
У «Фармасинтеза» в портфеле два оригинальных лекарства: зарегистрированный в 2012 г. «Перхлозон» (тиоуреидоиминометилпиридиния перхлорат) от туберкулеза и «Сатерекс» (гозоглиптин) для лечения сахарного диабета второго типа (зарегистрирован в 2016 г.). Компания также завершила клинические исследования еще двух лекарств – вамотиниба для лечения взрослых пациентов с хроническим миелоидным лейкозом и «Серогарда» (адезмапимод + вимдемер) для профилактики спаечной болезни после оперативных вмешательств, отмечает представитель компании.
«Биннофарм групп» также планирует «усилить разработку инновационных лекарств в сотрудничестве с ведущими научными учреждениями», указывает Рустем Муратов. По его словам, в ближайшее время компания подпишет соглашение с одним из научных институтов по совместной работе над новым проектом.
Здоровый экспорт
Россия поставляет в 160 государств около 45 000 т лекарств в год на сумму около 180 млрд руб., писала в январе «Российская газета».
По продвигаемым за рубежом лекарственным препаратам рост выручки «Биннофарма» составил в 2024 г. 49%, рассказал в интервью «Ведомостям» Муратов.
«Мы стремимся быть конкурентоспособными в мировом масштабе, а не за счет господдержки», – поясняет он, добавляя, что долгосрочная стратегия группы – создание международной компании наряду с укреплением позиций на внутреннем рынке. Сейчас, по его словам, экспорт составляет около 10% от общего объема продаж «Биннофарм групп», тогда как целевой показатель – 30% (при сохранении роста продаж на внутреннем рынке).
В экспорте видят перспективу и другие игроки рынка. «Герофарм», например, уже работает с 14 странами и планирует расширение географии: поставки в новые страны-партнеры на Ближнем Востоке и в Латинской Америке, делятся планами в компании.
Развивать экспортное направление, по словам Шапиро, намерены и в «ПСК Фарма».