Быстрорастущие компании раскрывают экспортный потенциал
Как российский технологический бизнес находит новые рынки за рубежом в условиях нестабильности и ограниченийПосле ухода крупных зарубежных игроков с российского технологического рынка целый ряд отечественных атлантов инновационного бизнеса начали осторожно расправлять плечи. Начиная с 2022 г. среднегодовой темп роста выручки членов Ассоциации «Национальных чемпионов», объединяющей российские частные компании из широкого перечня технологических отраслей (от ИТ и электроники до медицинской промышленности и фармацевтики), составлял в среднем 40-50% в год. Для сравнения: до 2022 г. их среднегодовой рост выручки находился в пределах 20-25%. А благодаря выходу на фондовый рынок отечественных технологических компаний (Positive Technologies, Astra, Iva Technologies) они стали известны далеко за пределами профессионального сообщества.
При этом, начиная с 2022 г., работа российских инноваторов на зарубежных рынках была, как правило, связана не с экспортом технологической продукции, а с импортом необходимых комплектующих, компонентов и материалов. В условиях ограниченных связей со странами Европы и Северной Америки технологические компании не проявляли большого интереса и к выходу со своей экспортной продукцией на другие рынки, например в Азии или Африке. Зачем конкурировать с технологическими гигантами из Fortune 500 в зарубежных юрисдикциях, пусть даже на рынках БРИКС+, когда есть возможность снимать сливки с российского рынка?
Однако, по нашим наблюдениям, все начало меняться в середине 2024 г. У топ-менеджмента отечественных технологических компаний появилось понимание, что ниши, связанные с импортозамещением, начинают перенасыщаться. Чтобы расти такими же темпами, как раньше, российского рынка будет недостаточно, нужно выходить на экспорт и диверсифицировать бизнес.
Согласно опросу членов Ассоциации «Национальных чемпионов», проведенному в начале 2025 г., лидеры среди направлений по действующему экспорту технологической продукции ‒ страны ближнего зарубежья (Казахстан, Беларусь, Азербайджан, Узбекистан, Армения). Но в перечне наиболее перспективных направлений лидируют совсем другие страны, в первую очередь относящиеся к БРИКС+. Например, Объединенные Арабские Эмираты ‒ эту страну назвали чуть более трех четвертей компаний – «национальных чемпионов». ОАЭ сегодня рассматриваются российским технологическим бизнесом не только как логистический и финансовый центр, но и как хаб для доступа на рынки других стран Персидского залива, за исключением обособленного Ирана.
В регионе Персидского залива у российских технологических компаний уже есть успехи. Например, компания «Геоскан» является одним из лидеров на рынке световых шоу дронов. Заказчиками выступают организаторы крупнейших деловых, спортивных и фэшн-мероприятий. «Геоскан» традиционно занимает первые места в International Drone Show Competition и в свое время установил мировой рекорд по количеству дронов (2198), участвующих в шоу. В дальнейшем рекорд был обновлен китайскими компаниями, но конкуренция на этом рынке сохраняется.
Более 70% компаний – «национальных чемпионов» считают наиболее перспективным для экспорта направлением Индию. По темпам роста экономики эта страна уже опережает Китай. Согласно данным ОЭСР, рост ВВП Индии за 2024 г. составил 6,7%, Китая – 5%. В последние полгода Индия в условиях экономической и политической конкуренции с Китаем ограничивает присутствие компаний из Поднебесной на своем рынке. Это создает значительные перспективы для российских производственных компаний, например, в сфере композитных материалов и беспилотных авиационных систем. Как сообщала The Times of India в феврале этого года, Министерство обороны Индии расторгло контракты с поставщиком беспилотников, когда узнало, что они содержат китайские компоненты. Аналогичная политика в целом характерна и для дронов гражданского назначения. Кроме того, Индия как самая густонаселенная страна мира (более 1,45 млрд жителей на конец 2024 г.) является огромным рынком для технологических решений в сегменте B2C. В то же время с фармацевтической продукцией или цифровыми решениями российским компаниям идти на индийский рынок особого смысла нет, поскольку там есть сильные локальные игроки.
Стоит отметить, что и Индия и ОАЭ заинтересованы в локализации производственных мощностей зарубежных компаний на своем рынке, пусть даже частичной. Это открывает доступ российским технологическим компаниям к участию в крупных проектах, а также к работе на рынке с государственным заказчиком.
В списке перспективных экспортных направлений и африканские страны, где есть платежеспособный спрос на технологические решения со стороны крупных корпораций, которые занимаются разработкой полезных ископаемых или инфраструктурными проектами. Но заказ может появиться и у государственного сектора. В будущем целый ряд стран региона займутся цифровизацией систем государственного управления – от создания своих аналогов «Госуслуг» до личного кабинета налогоплательщика.
Высокий потенциал для экспорта в африканские страны у решений в сфере безопасности (системы периметральной охраны, системы распознавания лиц с использованием ИИ, а также мониторинг с применением беспилотных авиационных систем). Хорошие перспективы на этом рынке имеют цифровые платформенные решения в сфере финансов и транспортной мобильности. Кроме того, в регионе есть ниши для российских фармацевтических препаратов, в частности направленных на борьбу с диабетом и ВИЧ.
Что нужно сегодня российским компаниям для наращивания технологического экспорта и создания совместных предприятий с локальными партнерами?
В первую очередь льготное финансирование со стороны государства. Отечественные компании конкурируют на рынках БРИКС+ с крупными американскими или китайскими корпорациями, которые готовы «подсаживать» заказчиков на свои решения, работая первое время в ноль, а зачастую и в минус. Российские технологические компании такую роскошь позволить себе не могут.
Кроме того, отечественным компаниям необходима кооперация для создания комплексных технологических решений «под ключ». Эти проекты могут объединять неконкурирующие, взаимодополняющие решения целого ряда компаний в сфере безопасности, умного города или логистической инфраструктуры. Локомотивами в такой работе могли бы выступить крупные российские корпорации. Пробив «окно» на зарубежный рынок, они могут включать в свои предложения для местных партнеров технологии российских нишевых игроков. Крупная корпорация в этом случае увеличит лояльность партнеров за счет создания широкой палитры предложений и может заработать дополнительную комиссию от продаж.
Выйти на зарубежный рынок можно, сотрудничая с локальными университетами, создавая с ними профильные лаборатории. С одной стороны, такие лаборатории по профильным специальностям будут готовить потенциальных заказчиков на основе российских технологических решений. С другой стороны, такой подход позволит сделать сотрудничество российских технологических компаний с зарубежными партнерами более выгодным. Вместо сделок купли-продажи оно будет направлено на локализацию и поддержку на уровне правительств.
На начальных этапах работы за рубежом может показаться, что это направление ‒ «топка», в которой сжигаются финансовые ресурсы, необходимые для домашнего рынка. Хотя эта работа дает компании новые компетенции, а также возможность познакомиться с лучшими практиками и продуктовыми аналогами зарубежных игроков. Такая проверка на прочность в конечном счете позволит российским технологическим компаниям успешно работать и на домашнем рынке.