Волонтер, босс или инфлюенсер: что значит президент МОК для мирового спорта

    В марте 2025 года олимпийское движение получит нового руководителя
    dpa / picture-alliance / ТАСС
    dpa / picture-alliance / ТАСС

    На финише Олимпиады-2024 глава Международного олимпийского комитета (МОК) Томас Бах анонсировал уход с поста в 2025 г. – на мартовских выборах он баллотироваться не будет. Президент МОК – одна из ключевых публичных фигур мирового спорта, чья известность едва ли уступает руководителям главных футбольных организаций – Международной федерации футбола (ФИФА) и Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА).

    При этом МОК остается организацией, где ключевые решения принимаются коллегиально. Это значит, что даже самые лояльные России кандидаты в случае избрания будут действовать с оглядкой на других членов комитета.

    Наследники Баха

    В Олимпийской хартии указано, что срок полномочий президента МОК – восемь лет с возможностью переизбраться еще на четыре года. По закону Томас Бах, возглавляющий комитет с 2013 г., обязан уступить место преемнику. Хотя в прошлом у МОК случались руководители с более длительным стажем. Например, Айвери Брэндедж был президентом 20 лет (1952–1972), а Хуан Антонио Самаранч (отец одного из кандидатов на выборах-2025) – 21 год (1980–2001).

    В октябре 2023-го в комиссии по правовым вопросам МОК предложили переписать Олимпийскую хартию, чтобы Бах не ушел в отставку после истечения нынешнего срока. Он отказался. В сентябре 2024 г. определился список кандидатов на пост – всего семь человек. Среди них президенты World Athletics Себастьян Коу (Великобритания), Международной федерации гимнастики Моринари Ватанабэ (Япония), Международного союза велосипедистов Давид Лапартьян (Франция) и Международной федерации лыжного спорта и сноуборда Йохан Элиаш (Швеция). Также на пост претендуют вице-президент Международной федерации современного пятиборья Хуан Антонио Самаранч-младший (Испания), член исполкома МОК Кирсти Ковентри (Зимбабве) и глава олимпийского комитета Иордании Фейсал ибн Хусейн.

    Кандидаты представят предвыборные программы в январе на конференции в Лозанне. Других возможностей открыто заинтересовать избирателей у них не будет – любая агитация запрещена. Выборы президента пройдут в рамках 143-й сессии МОК в Греции с 18 по 21 марта 2025 г. Голосование будет тайным, в нем примут участие 111 членов МОК, в том числе один представитель от России – президент Федерации тенниса Шамиль Тарпищев.

    Начальник спорта?

    Президент МОК – главное публичное лицо организации, и Олимпийская хартия предоставляет ему довольно широкие полномочия. По сути, президент – один из трех ключевых органов управления комитетом, наряду с сессией (в ней заседают все члены МОК) и исполкомом (отвечает за реализацию принятых на сессии решений). При этом глава организации входит в исполком вместе с четырьмя вице-президентами, избранными членами МОК (сегодня их 10), генеральным директором и (если такие есть) почетными президентами.

    Глава МОК определяет процедуру проведения всех выборов (кроме собственных), под его контролем – протокол заседаний, а еще он может самостоятельно принимать решения, «если по причине сложившихся обстоятельств вопрос не может быть решен сессией или исполкомом МОК». Последним правом руководители организации не пользуются, ведь даже такие решения должны быть затем согласованы с «компетентным органом». Тем не менее первое лицо имеет широкие возможности влиять на решения и неофициально – через интервью и обращения. «Из его заявлений можно составить карту ожиданий будущих решений МОК, включая изменения в Олимпийской хартии, – объясняет «Ведомости. Спорту» Алексей Кыласов, профессор кафедры менеджмента спорта и активного досуга РЭУ им. Г. В. Плеханова. – Но решения президента зависят от поддержки членов МОК, а также транснациональных компаний, из спонсорских взносов которых образуется бюджет МОК».

    Полномочия президента, как и организации в целом, ограничивают и международные федерации, существующие параллельно с МОК. Даже если они поддерживают олимпийское движение (а значит, обязаны следовать хартии), в рамках своих видов спорта федерации сохраняют самостоятельность и вправе принимать решения без согласования с МОК. Например, по допуску атлетов и правилам проведения турниров. «Причины современного кризиса МОК кроются в слишком вольной интерпретации зафиксированных в хартии положений, порой в игнорировании, – отмечает в разговоре с «Ведомости. Спортом» Лев Белоусов, ректор Российского международного олимпийского университета. – Нередко принятие самых сложных решений МОК отдает на откуп международным федерациям. Да, МОК – одна из самых влиятельных неправительственных организаций в мире, но отнюдь не всемогущая. Центры управления такими популярными игровыми видами спорта, как футбол, хоккей, баскетбол, находятся не в Лозанне».

    Официально МОК – некоммерческая структура, поэтому юридически ее руководители – волонтеры без зарплаты. Тем не менее им компенсируют расходы на командировки и прочие траты, связанные с работой. В 2015 г. эти данные стали открытыми: в год на президента потратили 225 000 евро. С тех пор сумма выросла до 376 000. Даже если считать эти деньги зарплатой, доходы главы МОК не впечатляют. К примеру, по данным Sky News, президент ФИФА Джанни Инфантино в 2023 г. заработал 4,2 млн евро, включая бонус в 1,76 млн.

    Голубая кровь

    Действующий президент МОК Томас Бах – серебряный призер Игр-1976 в фехтовании, но в целом среди руководителей олимпийского движения мало топ-атлетов. Разве что предшественник Баха бельгиец Жак Рогге, выступавший в парусном спорте на трех Олимпиадах (1968, 1972 и 1976 г.), и американец Айвери Брэндедж, который участвовал в Олимпиаде-1912. Из нынешних кандидатов спортивная карьера сложилась только у Коу (золото в беге на Играх-1980 и -1984) и Ковентри (медали в плавании в Афинах-2004 и Пекине-2008). Ватанабэ занимался гимнастикой, но на крупных соревнованиях не выступал. Впрочем, отсутствие спортивного опыта не означает некомпетентность. «Президентом должен быть человек, способный твердо отстаивать принципы олимпизма и выдерживать прессинг со стороны внешних сил. А кем он будет – спортсменом, бизнесменом или кем-то еще по профессии, не так уж и важно», – говорит Белоусов. По его словам, главным критерием при выборе нового президента должна стать его способность противостоять внешнему давлению со стороны политиков, транснациональных корпораций, медийного лобби, спортивных брендов и федераций.

    Возможно, с такой ролью справятся люди из бизнеса. Предпринимательский опыт есть у двух кандидатов – Элиаша и Лапартьяна. Швед до 2021-го руководил австрийской фирмой Head, производящей ракетки, лыжи и прочие спортивные товары. Француз прославился в том числе как руководитель компании Rhuys Sport Bike, которая организовывала веломногодневки. Попутно он строит политическую карьеру, возглавляя департамент Морбиан – регион на западе страны.

    Иорданец Фейсал ибн Хусейн может продолжить давнюю олимпийскую традицию. Из 10 руководителей МОК шесть имели аристократическое происхождение: от барона де Кубертена до маркиза Самаранча. Фейсал – брат короля Иордании Абдаллы II и носит титул принца. «Так повелось исторически, – объясняет феномен Белоусов. – В XIX в. спорт был привилегией аристократов, поскольку только они располагали достаточным временем и материальными возможностями. Их главным увлечением были элитные виды спорта: конная выездка и фехтование, широко распространенные в армейской среде. А армейская служба была престижна в среде аристократов». К слову, ибн Хусейн с военным делом тоже связан – в Иордании дослужился до генерал-лейтенанта.