Лаборатории прошли тест
За счет чего сети лабораторной диагностики удерживают спрос после пандемииЛабораторные сети адаптировались к снижению спроса на тесты после резкого спада заболеваемости коронавирусом в 2022 г. Спрос сместился в сторону комплексных исследований, аллергодиагностики, пренатальных и генетических тестов. Затраты игроков выросли, но рост цен сдерживает высокая конкуренция, что влияет на прибыльность. Игроки рынка полагают, что в 2024 г. выручка сетей лабораторной диагностики продолжит увеличиваться, однако существенного роста пациентопотока или количества проводимых исследований ожидать не приходится.
Первый год без пандемии
В мае 2023 г. глава Всемирной организации здравоохранения объявил о завершении пандемии коронавируса COVID-19 как глобальной угрозы, хотя и предупредил, что «коронавирус остается и продолжает мутировать». В России Роспотребнадзор снял все ковидные ограничения раньше, 1 июля 2022 г., в связи с «устойчивым снижением интенсивности эпидемического процесса по COVID-19». Для рынка клинической лабораторной диагностики 2023-й стал первым годом, когда спрос на услуги не поддерживался массовым ковидным тестированием.
По данным аналитической компании BusinesStat, в пандемию COVID-19 в России резко выросло число людей, пользующихся услугами медлабораторий. Если за 2019 г. лабораторные исследования проводились для 105,4 млн человек, то в 2021 г. – для 116,9 млн человек. После падения заболеваемости удержать темпы роста не удалось: в 2022 г. численность пациентов выросла уже незначительно – на 0,4%, сообщал BusinesStat.
По итогам 2023 г. крупнейшие лабораторные сети отмечают рост выручки, но по отношению к просевшему послековидному 2022 году. В «Инвитро», по данным компании, выручка в 2023 г. составила 37,4 млрд руб., что на 10% больше результата предыдущего года, но все еще на 5% меньше, чем в 2021 г. Медицинский директор лаборатории «Гемотест» Татьяна Пескова утверждает, что выручка и количество услуг в сети в 2023 г. сопоставимы с 2022 г. В «ЛабКвесте» общую выручку не называют, но говорят, что по всем видам тестов, кроме ковидных, она выросла на 40%, а количество всех оказанных услуг – на 3%.
В 2022 г. рост численности пациентов лабораторной диагностики сдерживался уменьшением количества тестирований на COVID-19, отмечают в BusinesStat. В 2023 г. тенденция продолжилась, и число ковидных тестов уменьшилось. В «Гемотесте» спрос на самые востребованные ковидные анализы сократился в 2022 г. в 7 раз, а в 2023 г. – в 40 раз по сравнению с пиком 2021 г., указывает Пескова. В «ЛабКвесте» в 2023 г. количество услуг, связанных с COVID-19, снизилось на 79%. В «Инвитро» выручка от линейки ковидных тестов уже в 2022 г. уменьшилась на 83% к предыдущему году.
Опыт с COVID-19 сети используют в диагностике других заболеваний. Например, «ЛабКвест» в пандемию автоматизировал и расширил ПЦР-лабораторию. Это пригодилось зимой 2022–2023 гг. во время вспышки гриппа А и всплеска заболеваемости штаммом гриппа H1N1 («свиной грипп»), а в первом полугодии 2023 г. – кори, говорит генеральный директор лаборатории Дарья Пикалюк. По ее словам, в сети планируют и дальше расширять линейку ПЦР-тестов.
Анализируй это комплексно
Спрос уже в 2022 г. начал смещаться на «традиционные» лабораторные исследования, отмечают аналитики BusinesStat. В Lab4U практически не работали с ковидными тестами, но сейчас отмечают смещение спроса в сторону гормональных исследований, тогда как в COVID-19 больше делали коагулогические и биохимические исследования. «Это может говорить о том, что люди перешли из экстремальной медицины в плановую», – резюмирует владелец сервиса Валерий Саванович.
Кроме того, в Lab4U отмечают рост спроса на комплексные исследования. В «ЛабКвесте» он вырос на 148%, подтверждает Пикалюк. В «Гемотесте» также востребована запущенная в конце 2022 г. программа комплексной проверки здоровья «Страна Гемотест» с базовыми скрининговыми исследованиями (оценка обмена веществ, проверка работы печени, почек и т. д.). В 2023 г. она была расширена. Саванович объясняет такой тренд тем, что люди все чаще идут к врачу уже с результатами анализов на руках – например, после телемедицинской консультации, предпочитая экономить время и деньги.
В «Инвитро» снижение ковидной выручки компенсировали за счет роста аллергодиагностики и запуска новых продуктовых предложений. К примеру, неинвазивных пренатальных тестов. В «Гемотесте» в 2023 г. тоже начали выполнять пренатальные тесты на основе трансфера технологий от разработчика, а также сосредоточились на развитии генетических тестов – проводят секвенирование (расшифровку ДНК) по Сэнгеру, пиросеквенирование, более быстрое и дешевое секвенирование нового поколения (NGS), цитогенетические исследования FISH.
В «ЛабКвесте» отмечают рост спроса на генетические тесты и исследования на Torch-инфекции при беременности – на 141 и 186% соответственно. Пикалюк видит в этом подтверждение тому, что люди стали внимательнее относиться к своему здоровью и планированию семьи. Кроме того, продажи в «ЛабКвесте» по направлениям «инфекции» выросли на 217%, скрининга аллергенов методом молекулярной аллергологии – на 192%.
Затраты растут быстрее цен
Опрошенные «Ведомости. Здоровье» лабораторные сети повышали цены в 2023 г., но ниже уровня инфляции. В «Инвитро» говорят о «мягкой точечной индексации цен» в среднем на 3%, в «Гемотесте» – на 3–5%, в «ЛабКвесте» однократно повысили цены на 6%. Стоимость отдельных исследований в «Инвитро» и «Гемотесте» не менялась или даже снижалась, утверждают их представители.
В Lab4U цены выросли в среднем на 2–4%, но затраты увеличились на 10–15% из-за роста цен на реагенты и логистику, говорит Саванович. При этом процесс перестройки на новые логистические каналы и производителей не завершен, уверяет он, и почти все вендоры уже подняли цены на 2024 г. Иногда и новые поставщики, пользуясь своей безальтернативностью, завышают цены, жалуются в «Инвитро». Пикалюк из «ЛабКвеста», напротив, говорит, что переход на новых поставщиков завершен. Дефицита по исследованиям, кроме аллергодиагностики (в 2022 г. с российского рынка ушел поставщик «золотого стандарта» молекулярных тестов на аллергию Thermo Fisher Scientific), по ее словам, сейчас нет. При этом, как утверждает Саванович, рынок не готов к более серьезному повышению цен из-за высокой конкуренции.
Снижения потребительской активности, по мнению представителей сетей, пока не наблюдается. В «Инвитро» пациентопоток в 2023 г. вырос на 5% like-for-like при росте среднего чека на 10%, в «ЛабКвесте» средний чек вырос на 6% до 3850 руб. Сохранение платежеспособного спроса, по мнению Пикалюк, подтверждает и рост спроса на комплексные анализы.
Тем не менее дискаунтеры выросли выше рынка. Работающий в этом сегменте Lab4U нарастил выручку на 40%, говорит Саванович. В 2022 г. запустился дискаунтер «АнализыТут». Lab4U экономит за счет того, что, имея собственную лабораторию «Бион», работает с партнерскими медцентрами, где осуществляется забор анализов. «АнализыТут» делает исследования в партнерских лабораториях, обещая за счет этого цены на 40% ниже «стандартных на рынке». Сейчас дискаунтером управляет АО «Лабушка», владельцы которого не раскрываются.
Лабораторная служба «Хеликс» в августе 2022 г. запустила сеть лабоматов – пунктов бесконтактной сдачи анализов. Гендиректор «Хеликса» Юрий Андрейчук тогда говорил «Ведомостям», что такой способ сдачи анализов позволит людям сэкономить – цена в лабоматах будет на 30% ниже, чем в традиционной лаборатории. Одновременно в момент запуска в Санкт-Петербурге открылось 30 лабоматов. За 1,5 года, по данным сайта службы, появилось еще 35.
Директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов полагает, что работа дискаунтеров пока не привела к обострению конкуренции в регионах присутствия крупных лабораторно-диагностических сетей и такие игроки опасаются давления скорее со стороны государственной медицины.
Новые инвестиции и трансформация рынка
Последние два года отметились несколькими крупными сделками в отрасли лабораторной диагностики. В 2022 г. «Медси» приобрела пермскую сеть клиник и пунктов забора анализов «Лабдиагностика», незадолго до этого основав собственную сеть SmartLab. А «Медскан» в конце того же года приобрел KDL – четвертую сеть по размеру выручки за 2021 г., по версии журнала Vademecum. Полгода спустя частью KDL стали 55 московских лабораторий NovaScreen. Крупнейшая сделка на рынке за последние годы прошла уже в середине 2023 г.: основатель «Инвитро» Александр Островский вышел из бизнеса, который приобрел инвестор на рынке недвижимости Роман Мирончик. Стоимость сделки генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк оценивал в 30 млрд руб.
Беспалов считает, что период наиболее крупных сделок уже прошел. По его мнению, они могли быть продиктованы в том числе ростом себестоимости услуг и в ряде случаев проведены в пользу крупных игроков, которые могут себе позволить на данном этапе развития относительно невысокую маржинальность.
Рынок лабораторной диагностики в целом переживает трансформацию из-за сложившейся после COVID-19 высокой конкуренции и переизбытка предложения, полагает Саванович. По его словам, после расширения в пандемию игроки закрывают нерентабельные точки. Например, темп открытия новых медофисов в «Инвитро» замедлился: в 2022 г. сеть расширилась на 265 точек, а в 2023 г. – на 90. В «Инвитро» говорят, что внимательно анализируют эффективность каждого офиса. «Рынок приближается к насыщению, и потенциал новых точек невысок», – объясняют в компании. Тем не менее «Гемотест» открыл в 2023 г. 123 отделения и 26 лабораторий, Lab4U вырос на 30% до 510 точек, «ЛабКвест» – на 16 медицинских офисов и готовится открыть еще 23.
Заметно и закрытие проектов, появившихся в период высокой заболеваемости COVID-19, указывает Саванович. Одна из крупнейших частных сетей клиник – «Мать и дитя» в 2021 г. начала развивать сеть пунктов забора анализов MD Lab и успела открыть три точки, но к середине 2023 г. свернула проект в рамках «программы оптимизации ковидных мощностей», сказано в сообщении на сайте компании.
В «Инвитро» прогнозируют рост рынка лабораторных исследований в 2024 г. на 7–10%, в Lab4U – на 10–15%. Сами сети обещают развиваться быстрее. Темпы роста рынка в выручке возвращаются к доковидным показателям, когда они составляли 5–7% в год, считает Пикалюк из «ЛабКвеста». Пациентопоток же, по ее словам, может вырасти скромнее – на 1–1,5%, а количество исследований останется на уровне 2023 г. Не ожидают в «ЛабКвесте» и изменений потребительского поведения. «В целом 2024 г. мы видим достаточно спокойным», – говорит Пикалюк. В «Гемотесте» прогнозируют дальнейшее увеличение продаж в сегменте высокотехнологичных услуг (патоморфология, генетика, микробиология).