Почему научные амбиции России не привлекают школьников к занятиям математикой
Причиной может быть дискалькулия и тревожность, а не только качество преподаванияВ октябре в КНР открылась Клиника пространственных и математических трудностей в обучении, сообщало издание China Youth Daily. Она рассчитана на детей младшей и средней школы, испытывающих проблемы с математикой: трудности с усвоением основ счета, запоминанием чисел, решением пространственных задач.
Клиника создана при сотрудничестве специалистов Шанхайского детского медицинского центра (SCMC) и школы психологии Шанхайского университета Цзяотун (SJTU). После постановки диагноза «неспособность к пространственному и математическому обучению» врачи будут проводить с детьми визуально-пространственные тренировки и занятия на счетах. Их также научат сочетать компьютерные и пространственные навыки и, если потребуется, выпишут лекарства. «Ведомости. Здоровье» направили запрос в клинику с просьбой уточнить, о каком именно медикаментозном лечении идет речь.
В России неспособность к пространственному и математическому обучению не является диагнозом, но в случае, если такие особенности выявляются у детей, они включены в группу «Умственная отсталость» по действующей международной классификации болезней (МКБ-10), говорит директор Института клинической психологии и социальной работы Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н. И. Пирогова Вера Никишина. Распространенность этого нарушения в детской популяции в разных источниках варьируется от 1,5 до 3%, причем основной вклад делает умственная отсталость легкой степени, добавила она.
Вместе с тем риски снижения уровня математических способностей у детей возникают не только при умственной отсталости, но и при задержке психического развития, добавила она. «Распространенность этих нарушений значительно больше. В постсоветский период статистику по ним организованно не вели, но в авторских исследованиях этот показатель доходил до 20%», – рассказала Никишина.
Математические цели России
Для России научно-технологическое развитие – один из стратегических приоритетов, говорится в февральском указе президента Владимира Путина. Чтобы обеспечить кадрами высокотехнологичные области экономики, нужно начинать воспитывать их со школьной скамьи. Премьер-министр Михаил Мишустин 19 ноября объявил, что правительство разработало план по повышению качества преподавания математики и естественнонаучных предметов в российских школах. В 2025/26 учебном году ЕГЭ по профильной математике будет обязательным для поступления в российские университеты по 10 специальностям. А в будущем, согласно поручению Путина, число направлений высшего образования, где нужны будут высокие знания по этому предмету, может только увеличиться.
В то же время количество выпускников российских школ, сдающих ЕГЭ по профильной математике, с каждым годом сокращается: в 2023 г. – 282 000 человек, в 2022 г. – 302 000, в 2021 г. – 393 000, в 2020 – 362 000 (цитата по «Российской газете»). В Рособрнадзоре и Минпросвещения не ответили на вопрос «Ведомостей» о числе сдававших этот предмет школьников.
Существует в МКБ-10 и дискалькулия – отдельное расстройство, которое нельзя объяснить умственной отсталостью или неадекватным обучением в школе. Это неспособность обрабатывать числовую информацию, выполнять основные математические операции, такие как сложение или вычитание.
Согласно исследованию журнала Frontiers in Public Health, 8,97% учащихся начальной школы в Китае испытывают трудности с математикой, в средней и старшей школе этот показатель составляет 10,07 и 4,76% соответственно. В целом дискалькулией страдают 3–7% всех детей, подростков и взрослых в мире, следует из статьи Deutsches Ärzteblatt International, официального журнала Федеральной медицинской ассоциации Германии.
Люди с дискалькулией предрасположены к проявлению математической тревожности, следует из статьи, опубликованной в научном журнале Behavioral and Brain Functions. Это эмоциональное напряжение, мешающее человеку совершать обычные арифметические операции и другие действия с числами, а также решать математические задачи.