Читайте также
«Живу в особняке в центре Москвы». Андрей Ковалев – о том, зачем вкладывает деньги в заброшенную усадьбу, которую не окупить
Что смотреть в кинотеатрах: пойдет ли зритель на индийские и корейские фильмы
5 подкастов о новой этике и старом этикете

Аида Гарифуллина: «Хочу, чтобы искусство не имело границ». О культуре отмены и конкуренции в опере

Оперная дива – о том, почему к восприятию полноценной оперы нужно готовиться с детства
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Аида Гарифуллина известна во всем мире своим сопрано. Девочка из музыкальной татарской семьи начала петь с пяти лет, училась в Высшей школе музыки в Нюрнберге и в Венском университете музыки. В 25 лет Аида стала победителем Первой премии международного конкурса оперных певцов Пласидо Доминго «Опералия-2013» и получила мировое признание. Сейчас она заслуженная артистка Татарстана и солистка Венской государственной оперы.

В конце марта Аида Гарифуллина дебютировала в роли Виолетты Валери в «Травиате» итальянского композитора Джузеппе Верди на исторической сцене Большого театра. По словам самой певицы, предложение поступило довольно неожиданно, входить в роль певице пришлось очень быстро. В перерыве между репетициями Аида Гарифуллина нашла возможность ответить на вопросы «Ведомости. Город».

- Как вы считаете, требует ли оперный вечер от зрителя какой-то предварительной подготовки?

- Думаю, что это принятие часто приходит через любовь к музыке, а иногда и к исполнителю. Это всегда некая тайна. Трудно предугадать. Если серьезно, к восприятию полноценной оперы нужно готовиться, можно сказать, с детства. 

Сергей Ведяшкин / Агентство «Москва»
Сергей Ведяшкин / Агентство «Москва»
- Как начинались ваши взаимоотношения именно с оперным искусством? Было ли это маминым влиянием (выбором) или чьим-то еще?

- Моя любовь к музыке проявилась очень рано благодаря моей маме – Ляйле Гарифуллиной. Она профессиональный музыкант, дирижер, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан. Мама прекрасно поет, играет на рояле. Будучи ребенком, я, как это водится, часто бывала у нее на работе, тихонько подпевала за детьми, быстро запоминала учебный репертуар. Частенько ставила домашние концерты, записывая себя на магнитофон. Помню, как я совсем маленькой играла с куклой и напевала ей арию Керубино «Уронила, потеряла, где теперь ее найти»… В общем, будущее было предрешено.   

- Помните, какая опера или исполнение произвели на вас сильное впечатление? Когда вы поняли, что этот путь может стать вашим?

- В четыре года мама привела меня в Казанский театр оперы и балета на балетный спектакль. Это были непередаваемые эмоции. Я еще не знала, кем стану, когда вырасту, но тогда уже поняла, что хочу быть на сцене и я хочу заниматься музыкой. Сначала были занятия в балетной группе, а потом уже в музыкальной школе по классу фортепиано и академического вокала.

- Опера, на мой взгляд, один из самых консервативных видов академического искусства. Какие трансформации могут сделать ее ближе и понятнее новой молодой публике?

- Я знаю, что некоторая молодежь любит оперу, но это определенная часть молодых людей, к тому же очень небольшая. Я считаю, что производить какие-то спецэффекты, трансформации для привлечения молодежи нет необходимости. Хотя, конечно, это очень привлекательно. Известно, что мультимедийные приемы, клиповые эффекты, авангардная сценография – все это безусловно направлено на современного зрителя. Но я думаю, что если современная опера написана талантливым композитором совместно с креативными режиссером, либретистом и постановочной группой, тогда опера будет интересна любому зрителю.

- Люди, которые работают в сфере искусства, например в Вене, говорят, что европейская публика сейчас очень четко делится на старшее поколение (меха, бриллианты, традиционные оперные постановки, роскошные декорации, пурпурные с золотом афиши) и поколение совсем молодых людей (современное искусство, арткластеры, видеоарт, минимализм, четкий социальный посыл). Эти поколения редко пересекаются, а между ними никого нет. Опера, соответственно, остается с естественным путем умирающей аудиторией, и с этим очень сложно работать. Чувствуете ли вы это? И что делаете сами для привлечения молодой аудитории?

- Не совсем с вами согласна. Я вижу на своих спектаклях (и раньше особенно в Венской опере как раз!) и молодых зрителей, и людей, как вы говорите, в мехах и бриллиантах. Хотя некоторые проблемы с привлечением все-таки существуют, это правда.

Я думаю, что для привлечения молодежной аудитории режиссеры ставят современные постановки, беря за основу классическую оперу. Мне посчастливилось участвовать в таких постановках. Это очень интересный процесс. Если вспомнить прекрасную премьеру в Венской опере «Ромео и Джульетты»: Хуан Диего Флорес в роли Ромео, Пласидо Доминго за дирижерским пультом и я (Джульетта) была в джинсах в майке и боа –  совершенно современная, гламурная Дива! А какая у меня в жизни однажды была шамаханская царица – роковая блондинка (смеется).

Большое влияние на популяризацию оперного искусства оказывает телевидение. Поэтому я с большим удовольствием участвую в телевизионных программах, в том числе в «Большой опере», где я не только была ведущей этого проекта, а также выступила в заключительном гала-концерте.

Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости
- Вы активно использовали «Инстаграм» для популяризации оперного пения и общения с поклонниками вашего творчества. Как будете действовать в новых условиях блокировки соцсетей? Не жаль терять эту аудиторию?

- Мои поклонники никуда не денутся, они со мной. Вспомните, раньше ведь не было интернета и соцсетей, но весь мир знал своих кумиров и следовал за ним по городам. К тому же у меня много записей на YouTube, французский телеканал, посвященный классической музыке, MEZZO почти каждую неделю показывает спектакли с моим участием, на сайте Мариинки есть записи с моим участием в роли Наташи Ростовой, Адины, Сюзанны и т. д.

- Как изменилась ваша профессиональная жизнь после 24 февраля 2022 г.? Чувствуете ли вы на себе «культуру отмены», как изменились ваши планы и гастрольный график?

- Я хочу, чтобы искусство не имело границ! Классика, как русская, так и зарубежная, останутся востребованы как для исполнителей, так и для слушателей.

Культуру отменить нельзя! Просто сейчас это вопрос времени, и все мы это понимаем…

- Как вам кажется, есть ли в нашей стране следующее поколение молодых оперных талантов, тех, кто подрастет и составит вам конкуренцию?

- Почему конкуренцию? У каждого свое место в искусстве, каждый настолько индивидуален, что нельзя даже привести пример хоть чем-то схожих исполнителей. Это сделать невозможно. 

- Каковы требования к оперному артисту сегодня? Что важно для успешной карьеры, кроме непосредственно таланта?

- Сегодня от артиста помимо таланта требуется мобильность, умение быстро войти в спектакль, коммуникативность, знание иностранных языков – русского, английского, итальянского, французского, потому что каждый спектакль исполняется на языке оригинала. Умение быстро восстанавливаться. Ну и, безусловно, – харизматичность.

Самое популярное
Свободное время
Мы из прошлого: что подготовили для гостей кинопарка «Москино» в эти выходные
Для москвичей и гостей столицы пройдет историческая реконструкция
Москва 2030
За три года в Москве построят более 250 км новых дорог
Это будет способствовать сбалансированному развитию транспортной системы города и росту качества жизни москвичей
Москва 2030
В Москве за три года построят 12 новых станций метро
В целом на развитие транспортной системы город потратит более 3 трлн рублей
Москва 2030
Новые школы и больницы, доплаты пенсионерам: на что пойдет бюджет Москвы
Социальной поддержкой будет обеспечен каждый третий москвич
Москва 2030
Более половины расходов бюджета Москвы на 2025 год пойдет на социальные нужды
В ближайшие три года за счет бюджетных и частных средств будет построено порядка 300 социальных объектов, в том числе 200 школ и детских садов, а также 31 объект здравоохранения
Москва 2030
Москва продолжит восстанавливать объекты культуры в ближайшие три года
Город обновит Киностудию им. Горького, Цирк на проспекте Вернадского и театр «Уголок дедушки Дурова»
Москва 2030
Как столичные власти возвращают усадьбам Москвы былое величие
Реставрация исторических объектов не сбавляет обороты
Свободное время
Туристический бум: за девять месяцев Москву посетили 19,7 млн гостей
Столица демонстрирует рекорды по популярности у путешественников
Городская недвижимость
Семеро новых: Собянин заявил о развитии очередных территорий в рамках КРТ
Под комплексную реорганизацию попадут участки на Западе и Юго-Западе, а также в ТиНАО
Наш город
Синоптики прогнозируют теплый декабрь в Москве
Температура на 1,5–2 градуса превысит климатическую норму
Культурный город
В московских учреждениях культуры вводят новую систему продажи билетов
Эта мера должна помочь в борьбе с перекупщиками
Городская недвижимость
Что будет со стройками в 2025 году
Как российские девелоперы готовятся к переменам в отрасли
Горожане
Оливье, Мимоза, Крабовый: москвичи выберут рецепты праздничных салатов
Горожан также попросили проголосовать за главным мясной ингредиент новогоднего блюда
Наш город
Праздник для всех: бизнес получит поддержку в рамках проекта «Зима в Москве»
Столичные власти простимулируют грантами и конкурсами активность предпринимателей в этом мегапроекте
Наш город
Собянин открыл путепровод через пути МЦД-1 у станции Бескудниково
Он соединил Северный и Северо-Восточный округа Москвы