Аида Гарифуллина: «Хочу, чтобы искусство не имело границ». О культуре отмены и конкуренции в опере
Оперная дива – о том, почему к восприятию полноценной оперы нужно готовиться с детстваАида Гарифуллина известна во всем мире своим сопрано. Девочка из музыкальной татарской семьи начала петь с пяти лет, училась в Высшей школе музыки в Нюрнберге и в Венском университете музыки. В 25 лет Аида стала победителем Первой премии международного конкурса оперных певцов Пласидо Доминго «Опералия-2013» и получила мировое признание. Сейчас она заслуженная артистка Татарстана и солистка Венской государственной оперы.
В конце марта Аида Гарифуллина дебютировала в роли Виолетты Валери в «Травиате» итальянского композитора Джузеппе Верди на исторической сцене Большого театра. По словам самой певицы, предложение поступило довольно неожиданно, входить в роль певице пришлось очень быстро. В перерыве между репетициями Аида Гарифуллина нашла возможность ответить на вопросы «Ведомости. Город».
- Думаю, что это принятие часто приходит через любовь к музыке, а иногда и к исполнителю. Это всегда некая тайна. Трудно предугадать. Если серьезно, к восприятию полноценной оперы нужно готовиться, можно сказать, с детства.
- Моя любовь к музыке проявилась очень рано благодаря моей маме – Ляйле Гарифуллиной. Она профессиональный музыкант, дирижер, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан. Мама прекрасно поет, играет на рояле. Будучи ребенком, я, как это водится, часто бывала у нее на работе, тихонько подпевала за детьми, быстро запоминала учебный репертуар. Частенько ставила домашние концерты, записывая себя на магнитофон. Помню, как я совсем маленькой играла с куклой и напевала ей арию Керубино «Уронила, потеряла, где теперь ее найти»… В общем, будущее было предрешено.
- В четыре года мама привела меня в Казанский театр оперы и балета на балетный спектакль. Это были непередаваемые эмоции. Я еще не знала, кем стану, когда вырасту, но тогда уже поняла, что хочу быть на сцене и я хочу заниматься музыкой. Сначала были занятия в балетной группе, а потом уже в музыкальной школе по классу фортепиано и академического вокала.
- Я знаю, что некоторая молодежь любит оперу, но это определенная часть молодых людей, к тому же очень небольшая. Я считаю, что производить какие-то спецэффекты, трансформации для привлечения молодежи нет необходимости. Хотя, конечно, это очень привлекательно. Известно, что мультимедийные приемы, клиповые эффекты, авангардная сценография – все это безусловно направлено на современного зрителя. Но я думаю, что если современная опера написана талантливым композитором совместно с креативными режиссером, либретистом и постановочной группой, тогда опера будет интересна любому зрителю.
- Не совсем с вами согласна. Я вижу на своих спектаклях (и раньше особенно в Венской опере как раз!) и молодых зрителей, и людей, как вы говорите, в мехах и бриллиантах. Хотя некоторые проблемы с привлечением все-таки существуют, это правда.
Я думаю, что для привлечения молодежной аудитории режиссеры ставят современные постановки, беря за основу классическую оперу. Мне посчастливилось участвовать в таких постановках. Это очень интересный процесс. Если вспомнить прекрасную премьеру в Венской опере «Ромео и Джульетты»: Хуан Диего Флорес в роли Ромео, Пласидо Доминго за дирижерским пультом и я (Джульетта) была в джинсах в майке и боа – совершенно современная, гламурная Дива! А какая у меня в жизни однажды была шамаханская царица – роковая блондинка (смеется).
Большое влияние на популяризацию оперного искусства оказывает телевидение. Поэтому я с большим удовольствием участвую в телевизионных программах, в том числе в «Большой опере», где я не только была ведущей этого проекта, а также выступила в заключительном гала-концерте.
- Мои поклонники никуда не денутся, они со мной. Вспомните, раньше ведь не было интернета и соцсетей, но весь мир знал своих кумиров и следовал за ним по городам. К тому же у меня много записей на YouTube, французский телеканал, посвященный классической музыке, MEZZO почти каждую неделю показывает спектакли с моим участием, на сайте Мариинки есть записи с моим участием в роли Наташи Ростовой, Адины, Сюзанны и т. д.
- Я хочу, чтобы искусство не имело границ! Классика, как русская, так и зарубежная, останутся востребованы как для исполнителей, так и для слушателей.
Культуру отменить нельзя! Просто сейчас это вопрос времени, и все мы это понимаем…
- Почему конкуренцию? У каждого свое место в искусстве, каждый настолько индивидуален, что нельзя даже привести пример хоть чем-то схожих исполнителей. Это сделать невозможно.
- Сегодня от артиста помимо таланта требуется мобильность, умение быстро войти в спектакль, коммуникативность, знание иностранных языков – русского, английского, итальянского, французского, потому что каждый спектакль исполняется на языке оригинала. Умение быстро восстанавливаться. Ну и, безусловно, – харизматичность.