Что смотреть в кинотеатрах: пойдет ли зритель на индийские и корейские фильмы
Чтобы заполнить афишу релизами из Индии, Южной Кореи, Бразилии, нужны месяцы работыКинотеатры в одночасье лишились возможности демонстрировать голливудскую продукцию, которая обеспечивает 80% сборов. «Ведомости. Город» изучает, что сейчас смотреть в кинотеатрах – и заменят ли индийские или южнокорейские фильмы громкие премьеры западных студий.
В конце февраля офисы американских студий начали отменять релизы блокбастеров в России, а потом и вовсе ушли с нашего рынка. Это – Disney, Sony, Warner и Paramount. Масштабный исход начался накануне мартовских праздников, на которые приходится всплеск спроса: «длинные выходные» всегда приносят кинотеатрам существенную часть выручки. За шестидневный уик-энд 3–8 марта кинотеатры посетило 2 млн зрителей – меньше, чем, например, в обычный четырехдневный уик-энд 10–13 февраля, когда вышел последний американский блокбастер «Анчартед». Для сравнения: в 2019 г. в мартовские выходные было куплено 4,5 млн билетов, в 2018-м – 4,6 млн, в 2016-м – 5,5 млн.
В начале марта 2022 г. очень высокие цифры должен был обеспечить «Бэтмен» (перезапуск всей серии), один из важнейших релизов года. Кинотеатры готовились к премьере, оставляя самые выгодные сеансы под этот блокбастер: по подсчетам Ассоциации владельцев кинотеатров и «Бюллетеня кинопрокатчика», голливудская продукция обеспечивает 80% сборов. Но Warner Bros. отменила старт фильма в России прямо накануне премьеры.
Репертуар кинотеатров планируется за недели до релизов, и резко перестроиться на новую реальность, в которой нет блокбастеров, трудно. Частично брешь по сеансам удалось закрыть перевыпуском фильмов. Только в марте в графике релизов – 12 перевыпусков, среди которых как классика вроде фильмов трилогии «Три цвета», «Касабланки» и «Криминального чтива», так и относительно свежие «Еще по одной» и «Отец», плюс оба «Брата» Алексея Балабанова.
Посещаемость кинотеатров была очень низкая. Если взять десятку кассовых лидеров, то выше 20 человек на сеанс она поднялась только у мультика «Зверопой-2» – лишь за счет того, что самих сеансов было очень мало (всего 1600), эта анимация добирает кассу по крупице после двух месяцев успешного проката.
Как рассказала Юлия Солдатова, управляющий партнер компании «Киноплекс», член совета Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК), рынок в замешательстве. «Крупные российские студии новых релизов нам не предложили, – говорит Солдатова. – Между собой мы говорим о каких-то мероприятиях для детей, подростков. Даст ли это реальные деньги? Не уверена. АВК составила уже два письма в Минкультуры с просьбой о поддержке кинопоказа. Пока ответа нет, нам нужны качественные релизы российского производства». Именно с нехваткой релизов связано требование АВК в дальнейшем запретить зарубежным студиям владеть правами на российские фильмы, поддержанные государством.
Кинотеатры очень рассчитывают, что часть прибыли обеспечит «Пушкинская карта» для зрителей от 14 до 22 лет, на нее в этом году государство перечислит 2000 руб. каждому именно на кино. Среди возможных мер поддержки отрасли кинотеатры, кроме прямой субсидии, называют уроки культуры в школах и вузах, создание общего резервного фонда на техмодернизацию, списание кредитов. Также идет речь и о создании оперштаба при Министерстве культуры с приглашением в него владельцев кинотеатров, чтобы выработать оперативные меры.
«Если речь идет о 2-3 месяцах и последующем возвращении к ранее существовавшей системе проката, то при должной государственной поддержке кинотеатры смогут пережить это время, – считает владелец региональной сети кинотеатров «Люмен Фильм» Павел Поникаровский, член совета АВК. – В нынешней парадигме кинотеатры выжить не смогут. Уже сейчас мы наблюдаем падение выручки в районе 40% минимум».
Негде взять
Нельзя просто взять и насытить репертуар картинами с других рынков, например китайскими, турецкими или индийскими. «Можно привезти кино из Бразилии или Турции, но заставить людей платить за то, чтобы его посмотреть, – практически невозможно», – убежден Поникаровский. Чтобы дополнить кинопоказ релизами с новых рынков, нужно установить связи, это месяцы работы.
«В СССР индийские фильмы собирали миллионы зрителей. Но не было конкурентов: пара французских картин в год, пара итальянских, что-то из соцлагеря – и советское кино. Индийское кино было ярким, волшебным, музыкальным. Но аудитория поменялась, и теперь нужно опять лет двадцать «ничего», чтобы зритель пошел на индийские фильмы. Это вполне реально. Но продукт нужен сейчас – такой, который принял бы зритель», – объясняет главный редактор сайта «ПрофиСинема» Нина Ромодановская.
«Независимые дистрибуторы смогут обеспечить рынок контентом на ближайшие несколько месяцев, – рассказывает руководитель Arna Media Надежда Мотина. – Дальше все будет зависеть от ограничений по работе с иностранными юрлицами, которые меняются каждый день. И непонятно, какая ситуация будет в экономике, останутся ли у людей деньги на кино. Есть пример китайского рынка, который живет за счет национального контента и жестко регламентирует продукт извне. Не знаю, насколько такая модель может сложиться у нас. Но на переход к ней потребуется время».
Из крупных релизов на март оставался только «Ампир V», его должен был выпустить российский офис Sony: компания поначалу не отказывалась от обязательств по выпуску отечественных картин. Но все же ушла с рынка, и картиной занялся независимый прокатчик «Вольга». Релиз, намеченный на 31 марта, был перенесен на неопределенный срок.
В начале апреля в московских кинотеатрах остаются не самые известные американские фильмы, а также можно посмотреть японскую оскароносную драму по рассказу Харуки Мураками «Сядь за руль моей машины» и фильм-призер Каннского фестиваля норвежца Йоакима Триера «Худший человек на свете».