Синергия красоты
Как городские фестивали влияют на экономику столицыЭтой зимой в Москве – впервые в России и, возможно, в мире – применяется единый стиль оформления городской инфраструктуры мегаполиса и его благоустройства. Столица превратилась в большой красивый туристический объект, безусловно притягательный для внутреннего и иностранного туризма. Но что это значит для бизнеса, как сказывается на экономике города и зачем оно вообще нужно?
Экономика урбанизма
Проект столичных властей «Зима в Москве» – про красоту, жизнь с удовольствием и развитие здесь и сейчас. И речь не только о том, как украсить столицу и поднять настроение москвичам и гостям к Новому году, но и про экономику.
Работают законы урбанистики: благоустройство, комфорт и эстетика общественного городского пространства – это своего рода синергия мэрии, жителей и работающего на территории бизнеса. И не только торговых предприятий или сектора услуг, но и остальных. Порядка 20% прибыли московским компаниям приносят туристы на новогодних и мартовских праздниках – в это время приезжает максимум гостей со всех стран.
Создавая лучшие условия, раскручивая этот туристический маховик, мы, с одной стороны, помогаем бизнесу работать, а с другой – наполняем бюджет столицы. Если не будет оборота внутренних средств, т. е. посещения ресторанов, магазинов, развлечений, не будет загрузки производства, не будет вращения внутренних денег. А именно эта операционная прибыль дает возможность бизнесу развиваться.
Важность этого тезиса подтверждает тенденция, которую я наблюдаю. Совершенно неожиданно изменился портрет покупателя франшиз – все больше права на бизнес приобретают семьи, инвестируя в эти объекты не банковские деньги, а занятые у друзей и родственников. Именно поэтому сейчас такое значение для развития бизнеса приобретают оборотные средства: чем быстрее вращается экономика, чем быстрее у вас через кассу проходят деньги, тем лучше идет бизнес.
Есть такой термин – «тактический урбанизм», он подразумевает маломасштабные и малозатратные мероприятия для улучшения городской среды и позволяет сразу получить экономический и общественный эффект. И в этом смысле, ставя елки и украшая фасады, мы не просто поднимаем настроение – мы создаем магнит, притягивающий поток покупателей, которые формируют выручку, а она идет на развитие бизнеса и формирует экономику.
Исследования в области городской экономики подтверждают это: инвестиции в развитие качества городской среды связаны с увеличением объема валового городского продукта в российских мегаполисах.
Магнитик для туристов
Для широкой публики и для нас самих «Зима в Москве» – знак того, что Россия не в изоляции, живет жизнь, она открыта и ждет гостей. Создавая привлекательную среду в городе на фоне того, что происходит в экономике и во внешнем мире, Москва, напротив, показывает свою сильную сторону. Начинает появляться собственный стиль, городская ДНК. И мне очень симпатичны эти сетевые истории, когда ты одними и теми же средствами можешь достичь разных эффектов: одними и теми же лампочками можно оформить входную группу «как в колхозе», а можно сделать эстетично, современно, в едином стиле. Сегодня российская столица действительно стала одним из самых привлекательных городов.
С точки зрения комфорта, культурной насыщенности городской жизни и ее эстетической составляющей за несколько лет мы превзошли многие города Европы и, конечно, большинство мегаполисов Азии. И это привлекает гостей. А растущий туристический поток позволяет чувствовать себя увереннее буквально всем непроизводственным секторам – гостеприимства, услуг, торговли, да и производствам и даже ЖКХ.
Москва становится красивым туристическим кластером, который уже зарабатывает и может зарабатывать еще больше для себя и страны в целом. Чем привлекательнее, безопаснее, красивее, удобнее мы будем, тем больше туристов будет приезжать – не только из российских регионов, но и из стран СНГ, Китая, Индии и многих других. Так, страны БРИКС представляют собой огромный рынок с точки зрения туристического потенциала, и мы должны направить эти турпотоки в нашу страну.
Красота в глазах клиентов
Бизнес, который принимает участие в подобных «Зиме в Москве» проектах, получает очевидные преимущества, ведь эстетика и новизна всегда были легким маркетингом. В какие точки клиенты пойдут в первую очередь и оставят деньги за товары и услуги? Основываясь на создании вот такого единого образа столицы, мы действительно накачиваем экономику. Туризм – маховик, который в таких агломерациях, как Москва, можно раскручивать бесконечно.
Уверен, что примеру Москвы последуют в меру своих возможностей другие города и туристические кластеры России. Обладая потрясающим потенциалом, мы должны стать великой туристической страной.