Москва и коллекционеры: как столица стала главной площадкой арт-рынка России
В ближайшие годы интерес к покупке предметов искусства будет только расти, прогнозируют экспертыВ марте на аукционе в Москве продали неизвестную ранее картину Виктора Васнецова. Масляный холст «Богомольцы», оказавшийся утерянным произведением раннего периода творчества (1870-х гг.) знаменитого художника, ушел с молотка за 135 млн руб. Итоги торгов, как считают эксперты, свидетельствуют об активизации спроса на предметы искусства.
Какие площадки для покупки картин и предметов искусства функционируют сегодня в столице и что на них можно приобрести – разбирался «Ведомости. Город».
Из Лондона в Москву
Москва традиционно является основной площадкой для покупок предметов искусства. В 2024 г., как оценивает глава международного аукционного агрегатора Bidspirit Александр Киселевский, российский арт-рынок составил порядка 10,3 млрд руб., 70% пришлось на Москву. Гендиректор аукционного дома «Литфонд» Сергей Бурмистров оценил московский арт-рынок за указанный период в 7–7,5 млрд руб. В последние годы арт-рынок Москвы из «пубертатного периода» шагнул к «начальной зрелости», констатирует Бурмистров. И сейчас, по словам гендиректора «Литфонда», он демонстрирует все признаки устойчивого развития – ожесточенная борьба участников рынка здесь соседствует с увеличением количества покупателей и инвесторов.
Ключевые факторы, оказавшие с 2020 г. на столичный арт-рынок влияние, как отмечают эксперты, – пандемия, санкции, логистические проблемы и т. д. Во время пандемии сделки, как и в других сферах, совершались в онлайне, и впоследствии игроки рынка продолжили эту практику, поскольку предложение в сети серьезно расширило аудиторию покупателей. Кроме того, после 2022 г. отечественным коллекционерам закрыли возможность участвовать в торгах мировых аукционных домов, а «русские торги» в Лондоне, которые были центром притяжения собирателей искусства и одним из главных событий на российской арт-сцене, отменили. Теперь основные покупки совершаются в России, и в первую очередь в Москве.
Основных типов площадок, на которых можно покупать искусство, несколько. Прежде всего это аукционные дома – Аукционный холдинг (в его состав входят Московский аукционный дом, Аукционный дом Клуба коллекционеров графики, Петербургский аукционный дом), «Литфонд», Vladey, «Русская эмаль», «В Никитском», «Антиквариум» и т. д. Они часто специализируются на том или ином сегменте искусства или проводят тематические торги, посвященные определенному жанру, художнику, периоду.
Одним из драйверов развития арт-индустрии и местом для приобретения работ являются в последние годы ярмарки – «АРТ Москва», Российский антикварный салон, Cosmoscow, blazar и др. Как правило, они проходят ежегодно или два раза в год. И здесь также фиксируется рост интереса. К примеру, количество посетителей Cosmoscow с 2020 г. выросло более чем в 5 раз – до 50 000 человек. Также изменилась география участников столичных ярмарок искусства – после 2022 г. европейские галереи на них заменили их коллеги из Азии, с Ближнего Востока.
Крупнейшей площадкой для аукционной онлайн-торговли искусством на сегодня является Bidspirit, представляющая львиную долю российских аукционов. Онлайн продажами занимаются также еще несколько площадок, в том числе ArtSreda, но она в основном сосредоточена на современном искусстве.
«Часть коллекционеров сегодня предпочитают онлайн-формат, но пока он все же не заменил офлайн. Большинству покупателей важно личное взаимодействие с предметом искусства, галеристами, художниками», – отметила в разговоре с «Ведомости. Городом» основательница Cosmoscow Маргарита Пушкина.
Актуальная классика
На российском арт-рынке выделяют три основных ценовых сегмента. Нижний – предметы искусства от нескольких тысяч рублей до 100 000 руб., к нему же относятся букинистика, филателия, нумизматика, бонистика. Средний ценовой сегмент укладывается в диапазон от 100 000 до 1 млн руб. Сегмент «высокого» коллекционирования стартует от 1 млн руб.
Основной спрос, как отмечает Бурмистров, сейчас сосредоточен в крайних сегментах – нижнем и высоком. Рынок недорогих предметов коллекционирования и эксклюзивных работ музейного уровня, как поясняет он, всегда достаточно стабилен, поскольку интерес к покупкам предметов антиквариата и старого искусства обычно не подвержен сезонным или вековым изменениям. А вот средний сегмент во времена экономической нестабильности проседает, резюмирует гендиректор аукционного дома «Литфонд».
Стабильный спрос в последние десятилетия существует на художников-классиков первого ряда – Ивана Айвазовского, Ивана Шишкина, Алексея Саврасова, Василия Поленова, фиксирует сооснователь Московского аукционного дома Александр Попов: «Иногда случаются всплески на рынке, когда какой-то художник становится модным, его все начинают собирать. Но востребованными всегда остаются все же проверенные временем имена».
Наибольший интерес у российских коллекционеров сейчас сформировался к приобретению отечественного искусства. Это прежде всего русский авангард – время взлета русских художников первой четверти ХХ в., но также 1950-е и 1960-е гг., говорит основатель Центра художественной экспертизы имени И. Е. Репина Виктор Шпенглер. Тренд последнего года – рост интереса к произведениям мастеров начала XX в., прежде всего к так называемому «русскому импрессионизму» – произведениям Константина Коровина, Сергея Виноградова, художникам объединений «Бубновый валет» и «Голубая роза», добавляет Шпенглер.
Рекорды московского арт-рынка
Среди продаж последних лет в самом дорогом сегменте выделяется картина Шишкина «Девушка в сосновом бору» 1889 г., приобретенная в июне 2024 г. за рекордные 85 млн руб. на торгах Московского аукционного дома. В «Литфонде» в 2023 г. с молотка ушло первое издание «Евгения Онегина» Александра Пушкина за 26 млн руб. (при эстимейте в 12 млн руб.). Паспорт рок-звезды Виктора Цоя в 2018 г. при начальной цене 2,5 млн руб. купили за 9 млн руб. А натюрморт Петра Кончаловского «Корзина и ковш» (1928 г.) из собрания министра иностранных дел СССР Андрея Громыко в 2024 г. был продан за 7,5 млн руб.
Были громкие продажи и в современном искусстве: на Cosmoscow в 2024 г. купили работу участницы основного проекта 56-й Венецианской биеннале Ольги Чернышевой «Ноты» за 4 млн руб. (Iragui Gallery), а произведение мастера соц-арта Александра Косолапова – за 7,4 млн руб. (Syntax Gallery).
Тенденцию роста спроса на предметы искусства начала XX в. подтверждает и Бурмистров, отмечая при этом, что «самым популярным временем» является на сегодня первая треть столетия: «Здесь приоритет многих коллекционеров лежит в области предметов, связанных с революционным обновлением искусства: от художников объединения «Мир искусства» до многочисленных столичных и региональных художественных группировок первых лет советской власти, примитивистов, авангардистов, футуристов и т. д. Ценятся их работы в живописи, теории искусства, декоративно-прикладном и агитационном искусстве и пропаганде».
Коллекционерам со средним достатком тоже есть из чего выбрать – арт-дилеры работают со всеми. Практичной покупкой в этом ценовом сегменте эксперты называют графику советских художников второй половины XX в., а также работы современных молодых авторов. Приобретение графических произведений считается одним из лучших способов для начала коллекционирования и «вхождения в рынок», поэтому к ним также отмечается устойчивый спрос, поясняет Василий Бычков, гендиректор «Экспо-парк Выставочные проекты» (компания – организатор Российского антикварного салона, выставок классического и современного искусства RAAF, «АРТ Москва»).
Выбирай и проверяй
Вне зависимости от выбора площадки стоит ответственно подходить к проверке аутентичности произведений, солидарны опрошенные «Ведомости. Городом» эксперты. Подделки проникают на все популярные площадки и покупателю нужно самому всерьез подумать – как не оказаться обманутым, говорит Шпенглер.
Если у работы нет достоверной экспертизы, нужно договариваться о проведении исследования в профильных организациях, которые занимаются русским искусством, добавляет Попов. В Москве, к примеру, можно обратиться в Центр имени И. Э. Грабаря, получить заключение Научно-независимой исследовательской экспертизы имени П. М. Третьякова и т. д. Для наибольших гарантий чистоты сделки Шпенглер советует запрашивать оценку подлинности того или иного произведения сразу у двух общепризнанных экспертных организаций.
Не лишним будет и самому постараться проверить провенанс предмета искусства, уверен Бурмистров: «Подделки оказываются и в собраниях коллекционеров с большим стажем, и даже у музеев. Это не трагедия и не повод все бросить, но возможность научиться не совершать подобные ошибки в будущем».
В современном искусстве, по словам Пушкиной, риск приобрести неаутентичную работу сведен к минимуму. Это, как поясняет она, связано с возможностью напрямую общаться с художниками и отследить путь произведения от его создания до момента продажи.
«Но в любом случае важно обращать внимание на сертификаты подлинности, происхождение работы, консультироваться с экспертами для атрибуции произведений, а также изучать рынок, сравнивать цены и оформлять договор купли-продажи. Это поможет минимизировать риски и обеспечить уверенность в сделке», – резюмировала основательница Cosmoscow.
«Купеческая удаль и трезвый ум»
Основными покупателями предметов искусства на сегодня являются прежде всего коллекционеры, говорит основатель и руководитель аукциона современного искусства Vladey Владимир Овчаренко. У московских коллекционеров есть такие важные качества для собирателя, как ум, желание быть первым, купеческая удаль и трезвый ум, азиатская широта взглядов и европейский прагматизм, т. е. евразийское сочетание несочетаемого, добавляет, в свою очередь, Бурмистров: «Таковыми были многие известные собиратели – от Ивана Грозного и Якова Брюса до Павла Третьякова и «рыцаря книги» Николая Смирнова-Сокольского».
При этом системные покупки искусства никогда не происходят без понимания математики вложений, отмечает Бурмистров. Со стороны, по словам гендиректора аукционного дома «Литфонд», может казаться, что коллекционер вкладывает слишком много в предмет искусства, но, как правило, сам он понимает и видит фьючерсные выгоды.
Стабильно, как рассказал «Ведомости. Городу» Попов, дорожает «классический» сегмент, работы всеми признанных художников музейного уровня, многие из которых неоднократно выставлялись на торгах, так называемые «голубые фишки»: «Если человек смотрит на покупку произведений искусства как на инвестицию, стоит сосредоточиться на общепризнанных художниках, не идти на поводу у моды. Цены, конечно, периодически взлетают и падают на всех авторов, но все равно работы Айвазовского всегда будут в цене, и всегда на них будет большой спрос».
Эксперты «Ведомости. Города» сходятся во мнении, что спрос на покупку предметов искусства будет только расти. В ближайшие 10 лет формировать арт-рынок будет постоянно растущее количество собирателей «среднего класса искусства», которые постепенно диверсифицируют направления коллекционирования и будут генерировать более 50% оборота рынка, прогнозирует Бурмистров.
Попов уверен, что в числе прочего арт-рынок продолжит расти благодаря «выходу из тени»: как следствие, он стал более публичным и прозрачным, и уже сейчас это привлекает новых продавцов и покупателей.
В Москве сегодня формируется активное арт-сообщество, готовое поддерживать и развивать современное искусство, отмечает Пушкина: «Увеличение числа мероприятий, выставок и инициатив в области искусства также создает благоприятную среду для роста».