Деловой подход: в Москве прошел конгресс по бизнес-туризму стран БРИКС
Участники Meet Global MICE Congress: BRICS Edition поделились впечатлениями о мероприятииМосква вновь подтвердила свой статус центра делового туризма, приняв одно из самых крупных международных мероприятий в этой сфере в России – Meet Global MICE Congress: BRICS Edition. Эксперты из РФ и других стран обсудили глобальные вызовы, с которыми они столкнулись в 2024 г., а также перспективы развития бизнес-туризма в рамках объединения.
Удвоение количества деловых контактов
Meet Global MICE Congress: BRICS Edition прошел в Москве во второй раз. В этом году его посетили 1300 человек из 17 стран, что почти в два раза превышает количество участников предыдущего года. За два дня конгресса состоялось 13 деловых сессий, на которых выступали более 50 российских и зарубежных специалистов.
Одной из новинок стали специальные зоны для встреч, где участники могли назначать личные беседы и обсуждать вопросы сотрудничества. Также появились две выставочные площадки: одна была посвящена туристическим компаниям различных регионов России, другая – бизнес-проектам стран БРИКС.
Глава отдела развития и продвижения Тюменской области Ольга Наумова, посетившая конгресс второй год подряд, подчеркнула, что если раньше это был однодневный форум с акцентом на деловую программу, то сейчас масштабы значительно увеличены. «Очень важно, что есть отдельные стенды регионов и иностранных государств. Сама программа сплотила российские и иностранные компании», – добавила Наумова.
Наличие достаточного времени и пространства для общения помогло наладить успешную коммуникацию между участниками и установить новые деловые связи, отметил коммерческий директор южноафриканской компании Aquila Collection Йохан Ван Шалквик.
«Я посещаю множество конгрессов по всему миру, и это, безусловно, один из лучших. Нравится формат, удобство деления залов – это позволило хорошо пообщаться», – сказал он.
Также высоко оценил уровень организации мероприятия руководитель MICE-отдела «Агентства АВИА ЦЕНТР» Илья Брилев, выступивший спикером на одном из первых дней конгресса. «Очень важен тот факт, что конгресс проводился на высоком межгосударственном уровне. Это означает, что MICE-индустрия стала заметной как направление, отдельное от массового туризма, и получает все больше признания и поддержки со стороны городских и федеральных властей», – отметил Брилев.
Первый заместитель главы аппарата мэра и правительства Москвы, председатель комитета по туризму города Евгений Козлов рассказал «Ведомости. Городу», что участники прошлогоднего конгресса положительно оценили международный формат Meet Global MICE Congress: BRICS Edition.
«Деловой туризм – одно из ключевых направлений для Москвы. Мы активно поддерживаем развитие отрасли, организуя крупные международные мероприятия, участвуя в бизнес-миссиях за рубежом и обеспечивая эффективную связь между представителями площадок для проведения деловых событий и MICE-компаний», – добавил Козлов.
Вызовы и стереотипы
Главной темой деловой программы конгресса стали «Глобальные вызовы и тренды MICE-отрасли: на пути к устойчивому развитию через призму опыта и знаний стран БРИКС». Первый день мероприятия организаторы посвятили вызовам и перспективам отрасли с точки зрения государства, второй – с точки зрения бизнеса.
В ходе своего выступления Брилев заявил, что роль в развитии и поддержании популярности направлений зачастую играют местные власти. «Регион, где обращают внимание на привлечение корпоративного туризма, развивают инфраструктуру, обучают персонал и сохраняют местные традиции и обычаи, обязательно станет идеальным направлением в своей нише», – считает Брилев.
Один из выступающих, корпоративный директор компании Rotana из Абу-Даби Рэй МакШейн, отмечал, что основные преграды, которые стоят сегодня перед международными компаниями, – трудовые проблемы, экономическая нестабильность, колебания валютных курсов, геополитическая ситуация и логистика.
Решать такие задачи постепенно удается – компания из Абу-Даби недавно открыла отели в Ираке и других сложных местах, где поначалу можно было подумать, что открыть что-либо сложно. «<...> Теперь у нас есть шесть отелей в Ираке, а скоро появятся и в Пакистане, в Исламабаде. Ирак дает нам большие возможности, потому что там есть спрос», – рассказал МакШейн.
По мнению некоторых участников конгресса, еще одна важная задача, которая стоит сегодня перед странами БРИКС, – разрушение стереотипов вокруг их государств. Барьеры в восприятии являются серьезным препятствием для развития туризма, с другой стороны, именно развитие сферы путешествий помогает их разрушить.
Например, представитель компании Liberty ITG Brazil из Латинской Америки Фернандо Филет напомнил, что туристы все еще воспринимают Бразилию как опасное направление, и это имидж, над которым стране нужно работать, чтобы его изменить. «Я думаю, что безопасность относительна: вы можете быть в Барселоне и стать, к примеру, свидетелем теракта в метро. Когда я говорил некоторым знакомым, что еду в Россию, я слышал, что я сошел с ума. Но сейчас я нахожусь в Москве и чувствую себя на 100% в безопасности», – поделился мнением Филет.
Заместитель председателя Индийского бюро по продвижению Амареш Кумар Тивари заметил, что сегодня в мире полярные мнения по поводу Москвы, но такие мероприятия, как конгресс, – мощный рычаг, чтобы изменить мировоззрение.
«MICE и в целом гостеприимство, как и развитые аэропорты, дороги, одним словом, все, что мы понимаем под туризмом, – это то, что позволяет сломать стереотипы и показать, что Россия – это безопасное государство. Это страна, где люди очень гостеприимны и приветливы», – отметил Тивари.
Участники конгресса подчеркнули, что один из способов борьбы с предрассудками – это совместные деловые мероприятия, где можно своими глазами увидеть и оценить будущих потенциальных партнеров и лучше узнать их государство.
Развитие бизнеса и регионов
Участники конгресса отметили, что получили возможность не только представить свои проекты, ознакомиться с новой информацией и обсудить актуальные вопросы, но и извлечь практические выгоды для своего бизнеса.
«Одним из самых важных открытий для меня стали многие регионы России. Мы обычно предлагаем нашим туристам поездки в Москву и Санкт-Петербург, но после увиденного здесь можно смело говорить о значительном расширении списка регионов, куда мы сможем отправлять наших клиентов», – рассказал Сиддхартх Шах, представитель компании FastTrack Travels из Индии.
Брилев подчеркнул, что такие события всегда способствуют установлению полезных контактов с поставщиками из различных регионов и стран, что зачастую приводит к успешному сотрудничеству. Для него было особенно важно встретиться с представителями региональных туристических агентств и узнать об их планах по развитию своих территорий и предстоящих мероприятиях, поддерживаемых государством.
Заместитель генерального директора – руководитель конгресс-бюро АНО «Агентство по привлечению инвестиций Свердловской области» Евгений Тарасевич также отметил значимость конгресса для российских регионов. Он рассказал, что уральская делегация провела переговоры с коллегами из Белоруссии и узнала, что они планируют организовать информационный тур весной, в котором смогут участвовать свердловские компании и регион в целом, чтобы рассказать о себе и направлении делового туризма.
«Также состоялась продуктивная встреча с коллегами из Узбекистана. Мы познакомились с компанией, специализирующейся на организации деловых мероприятий для фармсектора. В нашем регионе проводится множество медицинских и фармацевтических событий», – рассказал Тарасевич, подчеркивая, что это лишь начало результатов участия в конгрессе.
На одной волне с Москвой
Представители MICE-отрасли стран БРИКС подчеркнули, что заинтересованы в дальнейшем сотрудничестве с Москвой – они видят в столице России большой туристический потенциал, актуальный и для деловых путешественников.
Москва также поддерживает тренд на сочетание культурной и бизнес-программы, помогая дополнить отраслевые мероприятия яркими впечатлениями.
«Если я приеду в города Шотландии или Скандинавии, я все смогу посмотреть за два дня, потом мне попросту больше нечего будет делать. В Москву я могу приехать на четыре дня и больше, и я знаю, что мне будет чем заняться. Я уже привозил туристов сюда, мы осматривали стандартные достопримечательности: Кремль, московское метро, все остались довольны», – рассказал Гаджеш Гиридхар, национальный координатор Ассоциации MICE-агентов Индии (NIMA).
Он, как и многие другие гости из Индии, отмечает, что особенный интерес для жарких стран представляет московская зима.
Дарья Островская, генеральный директор Выставочного научно-исследовательского центра (ВНИЦ) R&C, отметила, что в популяризации Москвы проведение таких мероприятий, как конгресс играет большую роль. «Такие проекты позволяют не только повышать узнаваемость города и его возможностей на международной событийной арене, но и повышать профессиональный уровень локальных компаний за счет новых контактов и обмена опытом», – отметила она.
Как отметили в комитете по туризму Москвы, уровень деловых путешествий в Москву стремительно растет. Это способствует развитию и других форм туризма. Данный сектор туризма оказывает мультипликативное воздействие на экономику, затрагивая множество связанных отраслей. Около 40% бизнес-туристов возвращаются в город с целью отдыха.
Столица делового туризма открывает новые возможности и становится площадкой для встреч зарубежных организаторов отраслевых мероприятий и участников деловых переговоров. В течение девяти месяцев Москву посетили почти 2 млн иностранных туристов, что на 19% превышает показатели предыдущего года. Следует отметить, что каждая четвертая поездка (26%) граждан из дальнего зарубежья в Москву осуществляется с деловыми и рабочими целями.