Как кризис поменяет лицо города: что будет на освободившихся площадках
«Арендодатели будут вынуждены спуститься с небес на землю»Пандемия натренировала бизнес. Научила быстро реагировать и принимать решения. Последние две недели показали, что новая реальность тоже не будет фатальной. Для кого-то она откроет окно возможностей, кого-то заставит адаптироваться к изменившимся правилам игры. И наверняка поменяет лицо города. Достаточно вспомнить о заявлении мэра Собянина 10 марта о намерении заместить до конца года 250 закрывшихся в Москве «Макдональдсов», выделив на это 500 млн руб.
Город уже начал меняться под влиянием пандемии. Первыми ушли сетевые рестораны, снискавшие славу на заре нулевых. Вслед за ними потянулись одинокие игроки, недолго боровшиеся за выживание. Одновременно с этим розница стала переходить в онлайн, а новые модные рестораны начали открываться на месте магазинов, аптек, банков.
Нынешняя ситуация в экономике грозит большим масштабом изменений. Если иностранные ритейлеры, сообщившие сейчас о приостановке бизнеса, уйдут из России, это не просто освободит топовые локации. Это помещения, которые условные «луивитоны» и «диоры» держали для имиджа, иногда даже платя за них арендные ставки, зафиксированные в валюте. Именно это в свое время и перегрело рынок недвижимости, ожидания которого давно перестали соответствовать действительности. Сейчас в аренде у иностранных компаний, по подсчету «Ведомостей», находится 2,9-3,8 млн кв. м площадей в Москве. Лишившись таких клиентов, арендодатели вынуждены будут спуститься с небес на землю.
Спрос на помещения в Москве всегда был высоким, а цена — всегда индивидуально разной и зависящей от собственника. Если собственник — частное лицо и живет на доход от сдачи помещений в аренду, как правило, он сначала пытается получить те же деньги или даже больше, чем получал до этого. Потом убеждается, что это было немного необоснованно, и понимает, что ему надо привыкать к другому доходу. Когда собственник — крупная компания, у нее больший запас прочности и нервов, с одной стороны, однако и обязательства в виде кредитов — с другой.
Так или иначе, сейчас все вынуждены будут идти друг другу навстречу. Но одно понятно совершенно точно: на освобождающихся местах в основном будут открываться именно рестораны. Потому что их, в отличие от ритейла, нельзя перевести в онлайн, рестораны — это не просто еда, а еще атмосфера и общение. И сейчас, когда нет возможности куда-то ездить и не на что тратить деньги, они для многих людей в стране станут главным развлечением.
В прошлом году ресторанов в Москве, по данным исследования от Knight Frank, стало больше: число закрытий снизилось на треть, а открылось почти на 19% больше, чем в 2020 г. Улицы и даже целые районы превратились в ресторанные кластеры. Сначала Патриаршие, теперь Большая Никитская, в перспективе, возможно, Тверской бульвар, где Архсовет Москвы недавно согласовал новый проект общей площадью 17 000 кв. м, который расположится в здании бывшей Некрасовской библиотеки. С фуд-маркетом на первом этаже, четырьмя ресторанами на втором и еще одним рестораном с ночным клубом по соседству. Удастся ли «поженить» гламур верхних этажей с масс-маркетом второго — покажет время. Получится ли превратить Тверской 27, стр. 6, в новые Патрики — тем более.
Природа ресторанных кластеров слишком спонтанна. Обычно все начинается с одной модной точки. Такой в свое время на Бадаевском была «Сыроварня», на «Красном Октябре» — клуб «Джипси», на Патриарших — Uilliam’s. Это были места, которые привлекали внимание. Потом рядом открывались другие заведения. И если они не уступали тем первым, которые привлекли сюда внимание, то локация начинала обрастать своей инфраструктурой, своим комьюнити, которые и формировали кластер. Если же это заведение оставалось единственно модным, а вокруг открывались менее модные и правильные концепции, получалась максимум ресторанная улица.
Новыми достойными точками на гастрономической карте Москвы становятся Большая Грузинская и Цветной бульвар. Их нельзя отнести к прогулочным зонам или приписать им культурно-историческую значимость, но у них есть другое — огромное количество людей, которые в этих районах живут, делают бизнес, ходят по магазинам и ресторанам.