В московских учреждениях культуры вводят новую систему продажи билетов
Эта мера должна помочь в борьбе с перекупщикамиС 1 декабря в Москве стартует пилотный проект по внедрению новой системы покупки билетов на культурно-зрелищные мероприятия по личным документам, сообщил в конце ноября столичный департамент культуры. Распространить новшество планируется на события, которые будут проводиться в столичных театрах, культурных центрах и концертных залах начиная с 15 марта 2025 г. – всего более чем в ста учреждениях культуры.
Как будут работать новые правила покупки билетов и насколько эффективно они позволят бороться с перекупщиками – узнал «Ведомости. Город».
Билеты по паспортам и студенческим
Согласно новым правилам, документы понадобятся посетителям собственных и антрепризных мероприятий, проходящих в выбранных для «пилота» учреждениях культуры Москвы, дважды – сначала при покупке билетов, а затем при проходе на мероприятие. В обоих случаях свою личность посетитель мероприятия сможет подтвердить одним из документов из утвержденного списка, среди которых паспорт, водительское удостоверение, социальная карта москвича, студенческий билет, пенсионное удостоверение и т. д. Новая система продажи билетов позволит идентифицировать покупателя и не даст возможности передать билет другому лицу, указано на портале mos.ru.
Ключевая задача введения новых правил в рамках пилотного проекта – упорядочить продажу билетов, чтобы «избежать проблем» с перекупщиками и повысить безопасность посетителей на мероприятиях, пояснил «Ведомости. Городу» представитель департамента культуры Москвы. Для «пилота» были выбраны преимущественно театры и концертные площадки, поскольку, как отметил он, именно в них проходят самые массовые мероприятия.
«Театральные спектакли и концерты популярных артистов в основном и привлекают внимание перекупщиков, которые зачастую реализуют билеты на эти мероприятия по стоимости, в несколько раз превышающей реальную», – добавил представитель департамента культуры Москвы.
Перекупщиков берут в осаду
Оборот теневого рынка перекупщиков сейчас в среднем достигает примерно 50–100 млн руб. в год и занимает 0,01–0,02% легального рынка развлечений Москвы, оценил главный редактор информационного агентства в сфере культуры и развлечений InterMedia Евгений Сафронов. В то же время на самых популярных мероприятиях доля билетов, реализуемых перекупщиками, иногда может доходить и до 10–15%, отметил председатель Ассоциации концертно-театральных и билетных организаций Михаил Шурыгин.
Весь легальный рынок развлечений в столице (без учета продаж билетов в кино и на спортивные мероприятия) к концу 2024 г. в деньгах составил около 53 млрд руб., а в количестве реализованных билетов – около 39 млн шт., следует из прогноза «МТС Live» (объединяет проекты и активы холдинга «МТС медиа» в сфере офлайн-развлечений). По оценке директора консалтинговой компании OKS Labs (входит в рекламную группу Okkam) Марины Шиповой, за весь 2024 год в деньгах продажи билетов на офлайн-развлечения в Москве (также без учета продаж билетов в кино и на спортивные мероприятия) достигнут 62 млрд руб., а в билетах – 49,6 млн шт.
10–15%
Составляет доля билетов, реализуемых перекупщиками, на самые популярные мероприятия
В последние годы теневой рынок перекупщиков уже заметно сжался, солидарны директор по развитию билетного бизнеса «МТС Live» Денис Вайнштейн и Сафронов. Теснят нелегальных игроков и сами театры, и билетные сервисы. С октября Большой театр начал продажу именных билетов по личным документам, а в ноябре в том же театре объявили, что часть билетов на новогодний балет «Щелкунчик» будет реализована в рамках аукционов.
С октября же продажу билетов по документам на самые популярные спектакли ввел Театр им. Евгения Вахтангова совместно с «МТС Live». Такая система продаж использует технические способы верификации пользователя для распознавания и блокировки ботов, поскольку именно через них сейчас, как правило, «выкупаются самые лучшие места в первые минуты продаж самых востребованных у публики спектаклей», резюмирует Вайнштейн.
Тест на перспективы
Опрошенные «Ведомостями» билетные сервисы и профильные ассоциации отметили нюансы, которые требуют доработки в рамках реализации пилотного проекта. В частности, в новых правилах, по мнению Вайнштейна, необходимо описать и уточнить, как именно будет происходить верификация персональных данных покупателей билетов.
До 15 марта 2025 г. департамент культуры Москвы проработает варианты того, как сделать проверку документов наиболее удобной для зрителей и учреждений культуры, совместно с представителями театров, концертных площадок и отраслевым сообществом, рассказал «Ведомости. Городу» его представитель. Рассматривается возможность использовать онлайн-форматы идентификации личности, например MosID или QR-коды, уточнил он.
Также важно дополнить инициативу и другими мерами, направленными на комплексную борьбу с теневым рынком, среди них блокировка сайтов и сообществ перекупщиков через Роскомнадзор, внедрение систем защиты от ботов, установление законодательного запрета на использование ботов для покупки билетов, добавила гендиректор группы компаний Kassir.ru Елена Глуховская.
Возможно, стоит хотя бы частично легализовать перепродажу билетов на условиях разумного регламентирования, например, в формате биржевой или аукционной модели на специализированных площадках, добавил Сафронов: «С этой точки зрения действия Большого театра с билетами на балет «Щелкунчик» в этому году – шаг в правильном направлении».
Пилотный проект позволит отладить механизм покупки билетов и идентификации зрителей при проходе на мероприятие по новым правилам, уверены в столичном департаменте культуры.
«Возможность его масштабирования на другие учреждения культуры в столице будет рассматриваться только в случае успешного внедрения новой практики и ее положительного влияния на исключение перепродажи билетов и повышение безопасности мероприятий», – резюмировал представитель департамента.