За три года в Москве построят более 250 км новых дорог
Это будет способствовать сбалансированному развитию транспортной системы города и росту качества жизни москвичейРазвитие дорожно-транспортной инфраструктуры – одно из приоритетных направлений финансирования в рамках принятого Мосгордумой бюджета столицы на 2025–2027 гг. Что именно будет сделано в ближайшие три года для повышения транспортной доступности – в материале «Ведомости. Москва – 2030».
В бюджете Москвы в рамках городской программы «Развитие транспортной системы» финансирование подпрограммы «Автомобильные дороги и улично-дорожная сеть» в 2025 г. запланировано в объеме 444,1 млрд руб., что составляет 8% от всего объема расходов бюджета; в 2026 г. – 446,5 млрд руб. (7,7%) и в 2027 г. – 468,2 млрд руб. (7,9%), отметила министр правительства Москвы, руководитель департамента финансов Елена Зяббарова.
Новые и старые дороги для города
Согласно планам правительства города, в 2025–2027 гг. в Москве появятся более 250 км автодорог, 45 искусственных сооружений (мосты, путепроводы, эстакады), а также 12 станций метрополитена. Денежные средства на эти цели заложены в Адресной инвестиционной программе города Москвы.
В частности, будет завершено соединение южного направления Московского скоростного диаметра (МСД) и автомобильной дороги Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе. Также будут построены мосты через Москву-реку в створе Берегового проезда и в створе улицы Мясищева на западе столицы. Кроме того, планируется завершить реконструкцию Симоновской, Крутицкой и Карамышевской набережных, а также набережной Москвы-реки от парка «Фили» до территории театра «Мастерская Петра Фоменко».
Программа развития улично-дорожной сети города до 2030 г. направлена на улучшение транспортной среды и обеспечение устойчивого развития Москвы, сообщал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов.
«За прошедшие годы город сделал значительные шаги в развитии транспортной инфраструктуры. Среди них наиболее масштабные проекты – Московский скоростной диаметр, Северо-Западная хорда и проспект Багратиона. В планах построить еще 543 км дорог для связи районов столицы с крупными городскими магистралями. Это повысит связность территорий внутри Москвы, создаст удобные подъезды к станциям рельсового транспорта, а также позволит снизить нагрузку на улично-дорожную сеть», – отмечал он.
Планирование автодорожной сети в Москве осуществляется на нескольких уровнях: от строительства стратегических магистралей, обеспечивающих связность округов и районов (МСД, рокады, хорды), до дорог районного и муниципального значения, формирующих транспортный каркас для коротких поездок, говорит партнер Б1 Илья Сухарников. По его словам, параллельное развитие позволяет сбалансированно повышать транспортную проницаемость города, вовлекать новые территории в процесс комплексного девелопмента и в конечном итоге повышать качество жизни москвичей.
В контакте с москвичами
Очевидно, что бюджет в части дорожно-транспортного хозяйства будет исполнен с учетом интересов москвичей, говорит Сухарников. «Пожелания обычно собирают на встречах с жителями и активистами, через приложения и другие формы обратной связи, в том числе через комментарии в социальных сетях», – отмечает он.
При разработке проектов учитывают объективные статистические показатели пассажиропотока, аварийности на участках дорог, наличия социальных учреждений или иных значимых объектов и т. д., обращает внимание генеральный директор Агентства трансформации и развития экономики Владислав Онищенко.
Также правительство Москвы принимает во внимание время, прошедшее с предыдущего ремонта дорог, их нормативное состояние, необходимость дорог-дублеров и другие показатели, добавляет ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. Учитываются и перспективы развития конкретного района и города в целом, указывает он.
Эффективная транспортная система
Чиновники правительства Москвы неоднократно заявляли о приоритетности задач развития транспортной инфраструктуры, улучшения связности городских районов и повышения доступности общественного транспорта.
По оценке АКРА, ввод 259 км новых дорог за три года существенно не отразится на увеличении общей протяженности дорожной сети Москвы, которая составляет более 5000 км и, вероятно, не потребует значительного расширения парка общественного транспорта. В то же время такие закупки, безусловно, предполагаются, считает старший аналитик группы корпоративных рейтингов АКРА Роман Хрипунов. Финансирование статьи «Наземный городской пассажирский транспорт» в бюджете на 2025–2027 гг. запланировано в объеме около 250 млрд руб., отмечает он.
Москва старается выбирать наиболее эффективные схемы обеспечения городского общественного транспорта подвижным составом. С этой точки зрения оптимальным решением являются контракты жизненного цикла, когда производитель не просто поставляет вагоны или автобусы, но и обеспечивает полное техническое сопровождение и обслуживание техники, отмечает Сухарников.
Чаще всего финансирование строительства автодорог осуществляется напрямую из бюджета, но могут заключаться и концессионные соглашения, рассуждает директор Центра региональной политики РАНХиГС при президенте РФ Владимир Климанов. По мнению директора Центра исследований умного города Высшей школы экономики Константина Трофименко, Москва имеет достаточно средств, чтобы не прибегать к частным инвестициям в инфраструктуру.
При этом строительство новых дорог – это и создание новых магистралей общественного транспорта, отмечает Климанов. «Соответственно, будут закуплены сотни новых электробусов, трамваев и вагонов метро», – уверен он.
Ключевой тренд в закупках городского транспорта в Москве – переход с транспорта на бензине и дизеле на электробусы. Сейчас автобусный парк столицы насчитывает свыше 2200 электробусов, что составляет более 30% всего парка Мосгортранса. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, к 2030 г. в Москве численность электробусов вырастет до 5300 единиц.