Как столичные власти возвращают усадьбам Москвы былое величие
Реставрация исторических объектов не сбавляет оборотыВ Москве продолжается масштабная реставрационная программа. За первые шесть месяцев 2024 г. были завершены работы на 50 памятниках архитектуры. По итогам года их число достигнет 150, сообщил мэр Москвы Сергей Собянин. С 2011 г. столичные власти отреставрировали уже четверть всех объектов культурного наследия города – 2000 из 8000. Еще 500 сейчас находятся на разной стадии работ, от проектирования до реставрации, – это храмы, фонтаны и усадьбы.
По словам Собянина, в число отреставрированных в этом году объектов культурного наследия вошел дом Лопатиной, где проходили собрания видных деятелей науки и культуры, на которые приходили историки Сергей Соловьев и Василий Ключевский, поэты Афанасий Фет и Федор Тютчев, писатели Лев Толстой и Иван Бунин. Закончена реставрация одного из старейших зданий Арбата, где находится мемориальная квартира Александра Пушкина. В парке усадьбы Усачевых – Найденовых, объекте культурного наследия федерального значения, специалисты привели в порядок грот, две беседки-ротонды, ограду с воротами и четыре чугунные скульптуры.
На Перекопской улице завершены работы по реставрации усадьбы XVIII–XIX вв. Специалисты привели в порядок кирпичную кладку, белокаменные колонны, цоколь, кровлю, стропильную систему, напольное покрытие и инженерные коммуникации. Зданию не только вернули вид, который оно имело 300 лет назад, но и приспособили его для современного использования. Сейчас там работает обновленный Музей Зюзинской волости, а вскоре на первом этаже разместится кинотеатр.
Как отметил Собянин, в число 500 объектов, реставрация которых продолжается, входит усадьба Останкино. Сейчас работы ведутся в Египетском павильоне и на фасадах центральной части дворца-театра. Недавно специалисты приступили к реставрации Итальянского павильона, который считается одним из самых нарядных помещений усадьбы из-за обилия зеркал, золоченых панно, лепных порталов и мраморных скульптур. Все эти ценные элементы также будут приведены в порядок и после реставрации вернутся на свои исторические места.
Также в работе столичных реставраторов усадьба Кузьминки. В середине лета специалисты приступили к реставрации. Сейчас в работе уже девять объектов культурного наследия, входящих в ансамбль: два флигеля господского дома в самом сердце усадебного комплекса, кузница, прачечная, ванный домик и др. Планируется, что по нескольким памятникам архитектуры работы завершатся уже в 2025 г. В их числе два грота, ограда у домика причта, ограда Красного двора.
В этом году на территории усадьбы Нескучное завершилась реставрация грота графа Орлова, который обладает статусом объекта культурного наследия федерального значения. Сооружение появилось здесь в конце XVIII в., когда землей владел графский род Орловых. За время существования грота его ни разу не реставрировали, он находился в неудовлетворительном состоянии. Реставраторы привели в порядок каменную кладку, по архивным документам восстановили исторический облик смотровой площадки с каменной оградой и металлическими вставками.
Ведутся работы по возрождению усадьбы Виноградово. В доме Германа, который находился в наиболее неудовлетворительном состоянии, завершены противоаварийные работы. Сейчас по заказу правительства Москвы разрабатывается проект комплексной реставрации дома Германа, дома Банзы и погреба. Декан факультета городского и регионального развития Высшей школы экономики Евгений Михайленко говорит, что скорость восстановления исторических памятников в Москве за последнее десятилетие впечатляет по меркам не только российской столицы, но и других мегаполисов мира. «Такой темп работы по реставрации объектов культурного наследия стал возможен благодаря усилиям и города, и федеральных структур, и частных инвесторов. Конечно, работы по реставрации объектов культурного наследия, в том числе исторических зданий, будут продолжены. В столице после 2011 г. было отреставрировано более 60 усадеб», – отмечает Михайленко.
По его словам, для развития городских территорий необходима адаптация исторических зданий под современные нужды. «В некоторых случаях именно открытие коммерческих пространств позволяет находить средства на реставрацию исторических зданий», – добавляет Михайленко.
Доцент Московского государственного строительного университета и Московского государственного академического художественного института им. Сурикова Николай Васильев отмечает, что реставрация архитектурных памятников в современных условиях требует особого подхода. Например, речь идет уже не только о том, чтобы вернуть аутентичный облик здания, но и о том, чтобы грамотно приспособить – обеспечить доступ маломобильных граждан, оборудовать системы противопожарной безопасности, провести отопление, смонтировать лифты. «В Москве сохранилась реставрационная школа: есть люди, которые умеют работать и с реставрационными материалами, и с деревом, и с кирпичом, и с разными видами отделок. Но их никогда не хватает. Их мало где учат, поэтому есть дефицит квалифицированных кадров», – подчеркивает Васильев.
По его словам, прогресс в сфере реставрации исторических зданий и усадеб в Москве за последние 13 лет налицо. «Стало заметно больше происходить работ. Если был какой-то дом и не понятно, когда его будут реставрировать, то сейчас примеров много. И есть шанс, что больше объектов будут приспособлены к современной жизни и реставрированы. Но, к сожалению, качество не всегда успевает за количеством. Надо наказывать подрядчиков, которые такие объекты делают плохо, в моменте строительных работ, а не потом, когда что-то уже невозможно изменить», – объясняет Васильев. Эксперт считает, что больше внимания необходимо уделять тому, как ведутся работы. Одно дело – привести объект культурного наследия из аварийного состояния в надлежащее, и совсем другое – тщательная реставрация, для которой нужно воспитывать кадры, в том числе обучая их на стройке.