Читайте также
Собянин: «Народное Ополчение» будет напоминать первые станции метро
Инновации на линии: в Москве в 2025 году запустят беспилотные поезда метро
Гибкий формат для промышленности

Собянин: за пять лет Некрасовской линией метро воспользовались свыше 200 млн раз

Ветка стала важным транспортным хабом для более чем 800 000 горожан
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

27 марта 2024 г. исполняется пять лет с момента полного запуска Некрасовской линии московского метро. За этот период розовая ветка кардинально изменила транспортную ситуацию в юго-восточных районах столицы, став важным транспортным хабом для сотен тысяч жителей, написал в своем Telegram-канале мэр Москвы Сергей Собянин.

«В 2011 г. транспортная ситуация на юго-востоке города была сложной. Районы быстро застраивались, а Таганско-Краснопресненская линия уже плохо справлялась с нагрузкой. Войти в вагон фиолетовой ветки в час пик стало непростой задачей. Решать проблему начали с запуска Некрасовской линии. Позднее появилась пересадка на БКЛ, ввели МЦД-3», – написал Собянин и добавил, что за прошедшие пять лет розовой веткой воспользовались больше 200 млн раз.

Линия для жителей ВАО и ЮВАО

В правительстве Москвы отметили, что открытия новой ветки ждали жители районов Некрасовка, Нижегородский, Рязанский, Выхино-Жулебино, Косино-Ухтомский, Текстильщики, Кузьминки, а также города Люберцы – в общей сложности около 800 000 человек. Ранее им приходилось полагаться исключительно на Таганско-Краснопресненскую линию, которая долгие годы оставалась наиболее доступной для тех, кто проживает в юго-восточных районах за пределами МКАД и в Люберцах.

Длина пути

Сейчас протяженность линии составляет 16,4 км и на ней находится восемь станций.

Это сделало фиолетовую ветку одной из самых перегруженных линий Московского метрополитена. С появлением Некрасовской линии часть пассажирского потока перешла на нее, значительно уменьшив нагрузку.

Теперь жители этих районов могут комфортно добираться до центра города и северных районов, даже те, кто ранее предпочитал личный автомобиль и готов был проводить время в пробках, чтобы избежать часа пик на Таганско-Краснопресненской линии.

История Некрасовской ветки

Вопрос о создании Некрасовской линии встал задолго до начала ее строительства. Проект был разработан еще 33 года назад, в 1985 г. Планировщики тогда предложили систему скоростных хорд, одна из которых должна была связать Химки и Люберцы к 2010 г., но этот план так и не утвердили.

В 1990-х гг. идея строительства этой линии даже не рассматривалась. Возврат к проекту произошел в середине 2000-х гг., во время возведения района Кожухово (сейчас это часть района Косино-Ухтомский). Одновременно шло активное строительство жилья на территории бывших Люберецких полей аэрации. К тому времени Таганско-Краснопресненская ветка метро уже испытывала значительные перегрузки.

Маршрут Люберецкой хорды предполагалось проложить от Волгоградского проспекта до планируемой станции фиолетовой ветки «Пронская» (ныне известная как «Лермонтовский проспект»). На участке южнее «Кузьминок» планировалось организовать вторую пересадочную станцию, после которой линия продолжилась бы вдоль южной границы Кожухова.

Проектировщики посчитали, что строительство отдельной линии метро займет слишком много времени. В 2009 г. в Кожухове предложили пустить Калининскую линию от станции «Новокосино». Этот проект начали разрабатывать в 2010 г., но вскоре от него тоже отказались.

В июне 2011 г. Москва и Московская область заключили договор о передаче столичным властям территорий иловых площадок Люберецкой станции аэрации. Там строился новый жилой массив, для обслуживания которого недостаточно мощностей желтой ветки метро. В связи с этим в транспортную программу Москвы на 2012–2016 гг. была включена розовая линия.

Выбор горожан

Некрасовская линия московского метро (первоначально известная как Кожуховская) стала первой, цвет которой был выбран жителями Москвы через голосование в рамках проекта «Активный гражданин». Москвичам понравился розовый оттенок. Позднее, в 2018 г., горожане проголосовали за официальное название – Некрасовская.

Во время строительства этой линии в Москве впервые использовали 10-метровый тоннелепроходческий комплекс. В декабре 2016 г. щит «Лилия» начал прокладывать путь от камеры перехода за станцией «Косино» в сторону станции «Юго-Восточная». Строительство станции «Нижегородская» осуществлялось методом top-down, когда подземную часть возводят сверху вниз, начиная с уровня земли, параллельно строя наземные сооружения. Этот подход позволил сократить сроки выполнения работ, затраты и занимаемую площадь.

На участке между камерой перехода за станцией «Косино» и самой станцией «Косино» проходка проводилась под действующей частью Таганско-Краснопресненской линии метро, а на отрезке от «Косино» до «Улицы Дмитриевского» – под железнодорожными путями Казанского направления МЖД, причем движение поездов не останавливалось.

Достижения новой линии

Станция «Нижегородская» – самый крупный транспортный узел Москвы, который объединяет Некрасовскую и Большую кольцевую линии метро, Московское центральное кольцо (МЦК), а также МЦД-4. Это одна из самых больших станций метро в столице, оборудованная четырьмя путями: двумя для поездов Большой кольцевой линии и двумя для Некрасовской ветки. Она имеет архитектурные сходства со станцией «Московская» в Нижнем Новгороде, которая также располагает четырьмя путями двух разных линий. Аналогичных станций в российских метрополитенах больше нет.

Главной достопримечательностью станции «Нижегородская» является 15-метровая стела «Московские кольца», символизирующая две ключевые кольцевые линии столичного железнодорожного транспорта – БКЛ и МЦК. Для обслуживания новой Некрасовской линии было построено и открыто электродепо «Руднево».

В комплексе находится 46 различных построек, включая отстойно-ремонтный корпус, способный одновременно разместить до 30 составов. Депо также оснащено камерой для мойки вагонов перед выходом на маршрут и зоной ремонта на семь канав.

В августе 2023 г. Некрасовская ветка стала второй линией Московского метрополитена, где начали работать женщины-машинисты. Сейчас в подземке трудится около 130 женщин-машинистов и их ассистентов. В дополнение к новым станциям метро проект включал создание комфортных общественных пространств, таких как парк в районе Некрасовка.

Ранее эта территория была заброшенным пустырем, но теперь она превратилась в зеленую зону отдыха. Открывшийся в 2022 г. парк стал современным общественным пространством площадью примерно 4,5 га. Дорожки парка вымощены гранитными плитами, добытыми на одном из крупнейших мировых месторождений этого камня, расположенном в Ленинградской области.

Самое популярное
Наш город
В Москве открыли выставку в метро и выбрали имя для альпаки – хорошие новости
Только позитивные события в завершение недели
Наш город
Московский стандарт: город завершает модернизацию поликлиник
В столице реконструировали уже 289 зданий первичных медучреждений из 340
Культурный город
Ампир и эклектика: какие старинные дома в Москве стали памятниками архитектуры
Три исторических здания в столице стали объектами культурного наследия
Свободное время
Дома, как в гостях: эксперты рассказали об интересе горожан к досугу в Москве
Этому способствует развитие туризма и столичной инфраструктуры
Свободное время
Куда пойти в выходные 29–30 марта
Только интересные события в Москве
Свободное время
Не только гречка: какие постные блюда предлагают московские рестораны
Наряду с традиционным меню шеф-повара не поскупились на экзотику
Культурный город
Пересильд – новая Васса, «Сирано» в «Сатириконе» и другие премьеры весны
Потенциальные хиты из новинок репертуара столичных театров
Наш город
От технологий до грантов: Москва открывает новые возможности для кинокомпаний
На площадке «Москино» появился самый большой в России экран для создания спецэффектов
Культурный город
Собянин: 80-летие Великой Победы станет основной темой культурных мероприятий
Мэр назвал ключевые городские события, которые пройдут в 2025 году
Наш город
Посидим на воздухе: в Москве упрощен порядок размещения летних веранд
Теперь в ряде случаев их можно устанавливать без утверждения проекта
Горожане
Эльдар Калимулин: «Вот чувствовалось – сейчас пошумим»
Звезда «Аутсорса» и «Эпидемии» – о советах Юры Борисова, московских парках и прическе-штрихкоде
Горожане
Отреставрированные павильоны и новые площадки: москвичи оценят возрождение ВДНХ
По итогам опросов будет сформирован рейтинг лучших мест выставочного центра
Наш город
Мама может: как в Москве помогают женщинам с планированием беременности
В городе действует бесплатная репродуктивная программа, которая рассчитана в том числе на возрастных мам
Наш город
«Академия инноваторов» Москвы объединила бизнес из 46 стран
С 2023 года резиденты экосистемы создали почти 5000 инновационных проектов