Пересильд – новая Васса, «Сирано» в «Сатириконе» и другие премьеры весны
Потенциальные хиты из новинок репертуара столичных театров
Весна порадует театралов огромным количеством значимых театральных событий. Изучив афишу, «Ведомости. Город» отобрал самые интересные премьерные постановки, на которые стоит поспешить взять билет.
«8 разгневанных женщин»

Пьесу француза Робера Тома многие знают по фильму Франсуа Озона «Восемь женщин». В МХТ ее решила поставить Алла Сигалова – сделав акцент и на хореографическую составляющую, и на лекала классического детектива. В канун Рождества женщины собираются за городом, чтобы выяснить, кто виновен в смерти главы семейства. Мотив для убийства есть у каждой. У супруги (Дарья Мороз), обеих дочек (Мария Фомина и Софья Шидловская), сестры (Александра Ребенок) и тещи – которую играет сама Сигалова. Среди подозреваемых также героини Анны Чиповской, Софьи Эрнст и Юлии Чебаковой. Они разгневаны, потому что не получают той любви, которую хотят получить, пояснила режиссер «Ведомости. Городу» значение эпитета «разгневанные» в названии постановки. За роскошные костюмы в спектакле отвечает Тамара Эшба, за умопомрачительную сценографию – Мария Трегубова.
МХТ имени А. П. Чехова, 8, 19 апреля, 21, 28 мая
«Пик Ник, или Сказки Старого Ворона»

Художественный руководитель Электротеатра Станиславский Борис Юхананов – адепт спектаклей-марафонов и спектаклей-сериалов. Его «Синяя птица» длится 11 часов, «Сверлийцы» состоят из пяти частей, а «Золотой осел» – из дневных и вечерних «модулей». В очередной постановке он не изменяет себе. Премьера представляет собой грандиозное фэнтези, развернутое в трех спектаклях: «Город миражей», «Никогда» и «Прибытие». Сюжет многослойного сочинения повествует о том, как Творец, принявший облик Старого Ворона, отправляет небесных Ангелов в путешествие по Городу миражей, во время которого они должны воплотиться в земных женщин – театральных актрис, а также получить знание о театре и разыграть пьесу о любви. То, что будет очень красиво (художник Анастасия Нефедова), – сомнений нет. Как и в том, что смыслы будут «спрятаны» в неоднозначные метафоры режиссера-демиурга. Интересно, что работа над проектом велась три года в двух режимах одновременно – параллельно репетициям спектаклей шли съемки фильмов. Премьера «Пик Ника» в кинотеатрах намечена на 2026 г.
Электротеатр Станиславский, 21–23 и 25–27 апреля
«Торговцы резиной»

Классика израильской драматургии (Ханоха Левина по праву сравнивают с Мольером, Гоголем и Хармсом) в постановке одного из самых ярких современных режиссеров Петра Шерешевского. Используя как бы легкомысленную форму кабаре, он остро и беспощадно препарирует тему зависимости человека от собственных заблуждений. Трех эксцентричных героев играют Игорь Верник, Полина Кутепова и Виталий Коваленко. «Эта пьеса о человеческом одиночестве, о том, что во всех нас есть внутренняя потребность в любви, – говорит режиссер. – Но, к сожалению, мы все так устроены, что нам бывает сложно довериться другому человеку. И из-за опасения столкнуться с предательством в будущем люди не способны раскрыться в настоящем». Спектакль будет идти под постоянное музыкальное «кабарешное» сопровождение, иногда – зонги. Автор музыкальной партитуры – Ванечка. Под этим псевдонимом скрывается композитор, последователь Сергея Курехина, уже создавший мелодические и звуковые образы для спектаклей в Театре наций, МТЮЗе и театре «Шалом».
Арт-партнер XXI на сцене МТЮЗа, 14 апреля, 19 мая
«Лето Господне»

Первая постановка самого известного романа Ивана Шмелева в российском театре. Многослойный и поэтичный текст воссоздает главный режиссер РАМТа Марина Брусникина. В ее режиссуре проза превратится в коллективный рассказ, где принципиально отсутствует повествователь, главенствует ансамбль – и каждый артист ведет диалог со зрителем. «Шмелев переполнен сюжетами, юмором, буйным ритмом, которые мы и «раскапываем» за литературой, – признается Брусникина. – Для меня эта история, как точно сформулировал философ Николай Бердяев, – о необходимости понимания для определения «контуров будущего». В одной из самых долгожданных премьер сезона сыграют «первачи» театра – Денис Баландин, Александр Девятьяров, Евгений Редько и др.
РАМТ, 2, 3, 17 апреля, 5, 16 мая
«Сирано де Бержерак»

Сценическая фантазия Константина Райкина на темы героической комедии Ростана. В версии худрука «Сатирикона» история будет оторвана от какой бы то ни было эпохи. На сцене – мир поэта. Отъявленный дуэлянт и экстремальный романтик, Сирано всегда верен себе в любых обстоятельствах. Главный вопрос, который ставит Райкин, – возможно ли не учитывать эти самые обстоятельства и быть счастливым? «Сирано – смельчак. Может остановить спектакль и выйти один против всего зала. При этом робеет перед красавицей и не верит, что она может его полюбить, – рассказывает режиссер. – Умнейший, талантливейший, остроумнейший – Сирано проигрывает во всем: и в карьере, и в семейной жизни. Он неудачник-одиночка, но на него хочется во многом быть похожим. Сирано – он про красоту поражения». То, что Константин Аркадьевич знает про героя Ростана все, сомневаться не приходится – в 1990-е он сам играл эту роль. А теперь отдал ее молодым актерам своей труппы – Даниилу Пугаеву и Ярославу Медведеву (они играют по очереди). И разрешил разбавить стихотворный текст прозой, сатирическими стихами и еще, по слухам, рэперскими импровизациями.
«Сатирикон», 29, 30 марта, 23, 24 апреля
«Гамлет»

Самое главное название в репертуаре Театра на Таганке возвращается спустя чуть более полувека после легендарной постановки Юрия Любимова. Свою версию «Гамлета» предложит режиссер Мурат Абулкатинов. Ученик Сергея Женовача и главный режиссер Красноярского ТЮЗа, в своих работах он всегда ищет отражение мифов, показывает, как они входят в человеческое сознание и отзываются в сегодняшнем дне. Идею нового спектакля Абулкатинов формулирует так: «Сейчас хочется взглянуть на то, какой Гамлет сегодня. И есть ли он? Как его вопросы о справедливости, смысле жизни и власти могут звучать в контексте нашего времени?» И отличная новость для всех поклонников знаменитого «кудряша» (так называют выпускников мастерской Олега Кудряшова в ГИТИСе) Сергея Кирпиченка – именно он сыграет Гамлета. Роль Офелии отдана недавней выпускнице Юрия Бутусова Ксении Галибиной, роль коварного Клавдия – звезде новосибирского театра «Старый дом» Анатолию Григорьеву.
Театр на Таганке, 12, 13 апреля
«Солнце Ландау»

Интригующая задолго до премьеры постановка главного режиссера вахтанговского театра-империи Анатолия Шульева. О том, как именно будет рассказана история про советского физика-теоретика и основателя научной школы Льва Давидовича Ландау, информации нет. Зато известно, что репетиционный процесс начался с посещений артистами подземных лабораторий Российского квантового центра и разговоров с действующими учеными-физиками. В ролях – звезды хитов Римаса Туминаса и Юрия Бутусова Павел Попов, Яна Соболевская, Юлия Рутберг. Спектакль запланирован на Основной сцене в поэтичной сценографии Максима Обрезкова.
Театр имени Вахтангова, 14, 15, 22 апреля
«Женитьба»

Масштабный спектакль по одной из самых любимых пьес в истории русского театра в режиссуре художественного руководителя Театра Моссовета Евгения Марчелли. Гоголевскую «Женитьбу» он понимает как пьесу «болезненную», поднимающую темы сватовства – унизительного и мучительного процесса «смотрин», знакомства, выбора, расчета. И вместе со зрителем режиссер будет искать ответ на вопрос, есть ли в этой истории место любви и почему же все-таки свадьба не состоялась. В роли свахи – Ольга Остроумова, робкого Подколесина сыграет Александр Яцко, его харизматичного и ловкого друга Кочкарева – Валерий Яременко.
Театр имени Моссовета, 19, 26 апреля
«Васса»

Заключительная в сезоне и по традиции самая громкая премьера Основной сцены Театра наций. Пьесу Максима Горького ставит Виктор Рыжаков. В роли матери большого семейства, взвалившей на себя ответственность за будущее всего дома Железновых, он увидел Юлию Пересильд. Какая будет трактовка и визуальное решение спектакля, держится в секрете. Но то, что это будет умная и тонкая интерпретация классики, можно утверждать с уверенностью.
Театр наций, апрель
«Буря»

Последнюю и самую загадочную пьесу Шекспира о волшебнике Просперо ставит Николай Рощин. До недавнего времени он служил главным режиссером Александринского театра, сейчас ставит уже второй спектакль в Москве. После успеха «Самоубийцы» в МХТ имени А. П. Чехова еще любопытнее, как Рощин обойдется с меланхоличным текстом английского барда. «Буря» всегда была предметом самых радикальных интерпретаций, начиная с аллегории искусства и творчества и до аллюзий на колонизацию чужих земель. А спектаклям Рощина свойственны злободневность высказывания, а также яркая эмоциональность, мрачная энергетика и внешний эстетизм. В одной из главных ролей заявлена Александра Урсуляк.
Театр имени Пушкина, май