В Москве за три года построят 12 новых станций метро
В целом на развитие транспортной системы город потратит более 3 трлн рублейРазвитие транспортной инфраструктуры – одно из ключевых направлений работы для правительства Москвы. Это связано в том числе с постоянно растущим населением Московской агломерации (Москва и область), которое к 2030 г. вырастет с текущих 21,6 млн до 23 млн человек.
Согласно принятому бюджету Москвы на 2025 г. и плановый период 2026 и 2027 гг., на развитие транспортной системы город направит почти 3,2 трлн – это 18,5% от общих расходов столицы за период. Сюда входят расходы на обновление подвижного состава метро и наземного транспорта, на строительство новых депо, станций метро, а также автодорог, мостов, путепроводов и пешеходных переходов.
Как будет развиваться транспортная система Москвы
Расходная часть бюджета Москвы формируется по программному принципу: 90% всех расходов направляется на финансирование мероприятий 13 госпрограмм, одна из которых – «Развитие транспортной системы». Именно на транспортную программу, а также на социальную поддержку москвичей запланировано больше всего средств. Об этом рассказала министр правительства Москвы, руководитель департамента финансов Елена Зяббарова.
Всего в 2025–2027 гг. город планирует получить 16,3 трлн руб. доходов, а 17,3 трлн руб. направить на расходы. Общий объем доходов по годам запланирован таким образом: в 2025 г. – 5,1 трлн руб., в 2026 г. – 5,4 трлн руб., в 2027 г. – 5,8 трлн руб. Расходная часть на 2025 г. предусмотрена в объеме 5,6 трлн руб., на 2026 г. – 5,8 трлн руб., на 2027 г. – 5,9 трлн руб.
На финансирование госпрограммы «Развитие транспортной системы» на 2025–2027 гг. город заложил около 3,2 трлн руб., в том числе на 2025 г. – 1,1 трлн руб. В ближайшие три года 263,4 млрд руб. будет направлено на закупку более 900 вагонов метро, 1700 электробусов, 100 трамваев, 128 газовых автобусов, 1700 тяговых аккумуляторных батарей, а также девяти поездов Московских центральных диаметров (МЦД).
Мэр Москвы Сергей Собянин отмечал, что на приобретение подвижного состава городского транспорта в 2025 г. в бюджете Москвы предусмотрено более 88 млрд руб. Средства направят на закупку электробусов, вагонов метро нового поколения, в том числе для строящихся линий и поездов для МЦД. Средства также пойдут на обновление подвижного состава Замоскворецкой линии поездами нового поколения «Москва-2024», а в перспективе и «Москва-2026».
12 станций метро планируется возвести в столице в 2025–2027 гг., средства на это заложены в городскую Адресную инвестиционную программу (АИП), сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов.
«С 2011 г. на схеме столичного метрополитена появились четыре линии метро. Построены Солнцевская, Большая кольцевая, Некрасовская линии, открыт первый участок Троицкой линии от станции «Новаторская» до станции «Тютчевская». В ближайшие три года будет построена еще одна линия – Рублево-Архангельская. Всего в 2025–2027 гг. в Москве появится 12 новых станций метро», – сказал Ефимов.
Он уточнил, что восемь из них построят на участке Рублево-Архангельской линии от «Шелепихи» до «Ильинской», еще четыре – на участке Троицкой линии от «ЗИЛа» до «Новаторской».
Станция «Народное Ополчение» станет пересадочной на одноименную станцию Большой кольцевой линии метро, а «Строгино» – на Арбатско-Покровскую линию. Станции Троицкой линии «ЗИЛ» и «Крымская» будут пересадочными на одноименные станции МЦК, а «Академическая» – на Калужско-Рижскую линию.
Кроме того, в рамках АИП построят два электродепо. Фактически АИП – это перечень важных для города инфраструктурных и социальных объектов, которые строятся на бюджетные деньги. За три года расходы АИП Москвы составят около 3,3 трлн руб. – по 1,1 трлн руб. ежегодно.
В наземном транспорте большое внимание власти города уделяют замещению автобусов на электробусы. Согласно данным Мосгортранса, на данный момент в столице функционирует уже более 2200 электробусов, что составляет более 30% всего парка города. Они обеспечивают работу на 169 маршрутах Москвы. Вместе с тем ведется масштабная работа по обновлению трамвайного парка, которая на данный момент завершена на 95%.
Метро покрыло почти всю Москву
Развитие транспортной инфраструктуры является приоритетом правительства и мэра Москвы уже более 10 лет. Судя по запланированным на ближайшие три года объемам финансирования, глобальный вектор развития транспортной системы столицы не изменился, говорит эксперт аналитического центра «Яков и партнеры» Алексей Мосейчев. Он отмечает, что важную роль для города продолжает играть метро: этот вид транспорта остается ключевым средством передвижения в Москве. Инвестиции на развитие Московского метрополитена находятся на высоком уровне в 2025–2027 гг. и составляют треть от бюджета на развитие транспортной сети, подчеркивает Мосейчев. При этом в 2021–2024 гг. их доля была 36%, что свидетельствует о несколько меньшем приоритете его развития сейчас по сравнению с другими видами городского транспорта, считает эксперт.
Объемы строительства метро несколько снизятся: ожидается открытие 12 станций в 2025–2027 гг., хотя только в 2023 г. было введено 14 станций. Во многом это связано с тем, что основная часть Москвы уже почти полностью покрыта сетью метро, считает Мосейчев.
Доцент Белорусского национального технического университета Александр Сыромятников считает, что неправильно оценивать планы города по развитию транспорта только на ближайшие три года, необходимо помнить о преемственности. Программа на 2025–2027 гг. – последовательная реализация долгосрочных планов столицы по улучшению транспортной доступности, поясняет он. Действительно, темпы строительства метро в ближайшие три года снизятся относительно предыдущих трех лет. Но важно понимать, что сравнение идет с очень высокой базой, когда речь шла о рекордных темпах роста, подчеркивает он. По его словам, правительство Москвы при составлении программ развития учитывает спрос на логистические маршруты. «Кажется, что сейчас властям очень хорошо удается его понять и удовлетворить», – считает он.
Инфраструктура метро отражает растущий потенциал Москвы, говорит доцент кафедры международной и внешней торговли РФ Всероссийской академии внешней торговли Александр Арский. «Строители жилья в столице и Московской области бьют рекорды год от года, что требует развития транспортной инфраструктуры», – уточняет он. По мнению эксперта, учитывая многолетний успешный опыт, московские метростроители могли бы экспортировать свои знания и технологии в дружественные страны БРИКС.
Транспорт для повышения качества жизни
Изменения в транспорте влияют прямым образом на качество жизни населения, говорит Сыромятников. При отсутствии транспортной доступности районов города их связанности с городом нет в принципе, считает он. И московское правительство не только качественно развивает это направление, но и думает о будущем. «То, что сейчас строится в части метро и наземного транспорта, – это задел на будущее, это удовлетворение спроса, который проявится в ближайшие 3–5 лет. Это работа на долгосрочную перспективу», – полагает он.
С Сыромятниковым согласен директор Центра исследований умного города Высшей школы экономики Константин Трофименко. «Транспорт – это каркас, на который надевается ткань города, вся застройка, все общественные пространства», – говорит он. По мнению эксперта, важно то, что транспортная система в Москве уже много лет развивается комплексно. При этом от того, насколько развит, удобен и комфортен транспорт, зависит ценность территории с точки зрения ее освоения. «Например, благодаря появлению сети WiFi в метро поездки стали гораздо более продуктивными для людей», – отмечает он. Доступность и развитость транспорта напрямую влияет на жизнь населения города. «Это та сфера жизни, наряду с ЖКХ, которая в целом определяет удобство города», – говорит эксперт.
Качество жизни населения повышается за счет расширения зоны покрытия различными видами транспорта и увеличения уровня комфорта при поездках, говорит Мосейчев.
В части комфорта изменения тоже очевидны, отмечает эксперт. «Обновление парка общественного транспорта привело к внедрению новых технологий: системы климат-контроля, бесплатного WiFi, USB-портов для зарядки и других удобств, которые сделали поездки более комфортными», – говорит Мосейчев. Тем не менее технический прогресс не стоит на месте и в будущем можно ожидать появления инноваций, которые важно отслеживать, анализировать и внедрять, добавляет он.
По словам Мосейчева, примеры инновационных решений, которые могут значительно повысить эффективность и комфорт городского транспорта, – это внедрение двухэтажных автобусов на наиболее загруженных маршрутах, оснащение наземных остановок системами охлаждения и обогрева, а также установка подогрева сидений в наземном общественном транспорте. Также шагом вперед может стать расширение функционала информационных табло, внедрение системы информирования о скидках и доступных пересадках, что повысит удобство и оперативность использования городского транспорта, заключает он.