Не такой большой теннис: как в России развиваются сквош, падел и пиклбол

    Клубов для редких ракеточных видов становится больше, но до массовости еще далеко
    В России аренда сквош-корта в 2–3 раза дешевле теннисного /Федерация сквоша России

    Сюжет вышедшего 10 лет назад сериала «Американцы» крутится вокруг хорошо законспирированных советских шпионов. Они умело изображают жителей пригорода Вашингтона: говорят без акцента, разбираются в местной культуре и играют в сквош. Об этом виде спорта в Советском Союзе почти не знали. Да и в России он тоже стал развиваться относительно недавно, но уже завоевал определенную аудиторию – в том числе благодаря кино и ТВ.

    «Многие смотрят зарубежные сериалы, где иногда мелькает сквош или герои его обсуждают – иногда в пародийном смысле, называя его «недотеннисом», – рассказывает «Ведомости. Спорту» основатель Федерации сквоша России Кирилл Перов. – Конечно, массовость явно не дотягивает до уровня футбола или тенниса. Но в последние восемь лет, т. е. с момента создания федерации, количество кортов и игроков увеличивалось с геометрической прогрессией. Теперь у нас есть клубы на 9–10 кортов, хотя раньше нормой считалось три-четыре. В Москве появились стеклянные площадки – как раз на таких проводят соревнования, чтобы было удобно смотреть». 

    Спорт студентов

    Сквош напоминает теннис – тут тоже не обойтись без ракетки и мяча, но игра проходит на площадке, с трех сторон окруженной стенами. Во время матча оппоненты находятся рядом и поочередно бьют по мячу в центральную стену. На ней – линия, заменяющая сетку. Если мяч попадает ниже нее, то фиксируется «даун»: розыгрыш останавливается, и очко достается сопернику промахнувшегося спортсмена. То же самое касается аутов, линии которых прочерчены на высоте 213 см и проходят по каждой из трех стен. Двойное приземление мяча на землю также останавливает игру.

    Проще всего научиться играть в сквош в детстве, но освоить его можно и в зрелом возрасте, особенно если есть опыт игры в любой другой ракеточный вид спорта. Кирилл Перов, к примеру, пришел в сквош из пинг-понга. «Переучиться проще, если есть базовые навыки и чувство мяча. Но и отличия от того же тенниса есть – скажем, в сквоше другой хват ракетки», – добавляет он.

    Сегодня по сквошу проходят соревнования мирового тура. В течение сезона игроки соревнуются в разных странах и зарабатывают очки – прямо как в большом теннисе. Сильнейшими считаются египтяне: в мужском зачете лидирует Али Фараг, а в женском – Нур Эль-Шербини. Впрочем, родиной сквоша называют Англию, где он возник в первой половине XIX в. в частных спортивных клубах. Нужно обладать соответствующим статусом, чтобы стать членом одного из них. Со временем сквош подрастерял элитарность, и сейчас его развивают как более дешевую версию тенниса.

    «Еще в Англии появились лиги при колледжах и университетах, такую же систему переняли США, ну и я хочу, чтобы она заработала у нас, – объясняет Перов. – У студентов денег обычно не очень много. И если на ракетку (она стоит около $100) и кроссовки он еще может потратиться, то об аренде корта надо договариваться. При должном финансировании со стороны местных властей или федерации площадки могут стать бесплатными для игроков. Так что грань между элитарностью и массовостью стирается».

    По словам Перова, аренда корта в теннисе стоит в 2–3 раза дороже, чем в сквоше. Сэкономить можно также на мячах – они долговечнее теннисных, которые быстро стираются, а перьевые бадминтонные воланчики на этом фоне и вовсе почти одноразовые. Если говорить об инвестициях в инфраструктуру, то строительство одного корта в России обойдется примерно в 1 млн руб., а общие вложения в клуб на 5–7 площадок составляют от 10 млн.

    Спорт футболистов

    Еще более молодой для России вид спорта – падел. Среди отличий от большого тенниса – площадки меньше (20 на 10 м против 18,29 на 36,57 м у классического корта вместе с пространством для подачи), сетка ниже, а ракетки толще и немного другой формы. У сквоша падел унаследовал возможность играть с рикошетами от стены.

    «Это больше уличный спорт, – сравнивает дисциплины Перов. – Он пришел к нам и з Испании, где принято играть на свежем воздухе. Уличный падел у нас точно не пойдет. Но индор – да. И если его будут развивать в этом направлении, конкуренция между паделом и сквошем усилится».

    В Европе падел набирает популярность последние несколько лет. Не отстает и Ближний Восток, где моду задает шейх Дубая, сам регулярно выходящий на корт. В России же этот вид спорта развивается с запозданием. «К нам падел пришел 2–3 года назад, – рассказывает «Ведомости. Спорту» Кирилл Коханов, сооснователь школы Tennis Capital. – Тогда появились первые корты на «Jet арене» на Новой Риге. Еще недавно все ограничивалось небольшой тусовкой, и массовым этот вид спорта назвать было сложно. В последние годы в Москве открылось несколько центров, но это даже привело к спаду. В городе активно занимаются паделом человек 100, и открытие новых кортов размазало эту публику по разным локациям. Сейчас же начался новый прирост. Я жду активного развития в ближайшие год-два».

    По словам Коханова, падел в России пока знают плохо и для большинства он не понятен. Им интересуется та часть населения, которая регулярно ездит в Европу. «Чтобы падел стал массовым, его нужно рекламировать и делать общедоступным. На это уйдут годы», – резюмирует эксперт.

    Аренда площадки сопоставима по стоимости с дорогими теннисными кортами. Правда, в падел играют вчетвером, поэтому на одного игрока выходит дешевле. Тем не менее высокая стоимость аренды связана и с тем, что в тематических центрах предоставляется более высокий уровень сервиса, который соответствовал бы аудитории с достатком выше среднего. Именно она считается целевой для падела. В России в основном строят закрытые корты – это выгоднее с точки зрения бизнеса. Открытые тоже есть, но они работают 3–4 месяца в году, что не очень рентабельно. При этом построить закрытую площадку можно далеко не везде из-за специфических требований к высоте потолков и ширине пространства. Это тоже ограничивает развитие направления, считает Коханов. Он также убежден, что пока падел сложно продвигать в регионах – там нет тренеров, которые могли бы работать в клубах. А вот с инвентарем проблем нет – купить ракетки можно, хотя они довольно дорогие – по 15 000–30 000 руб. «У падела легкий вход, он проще тенниса. Чтобы начать играть, достаточно позаниматься пару раз с тренером», – продолжает сооснователь московской школы.

    Главный турнир профессионалов по этому виду спорта – это World Padel Tour. Но, пожалуй, более важную роль в его популяризации играют знаменитости из других дисциплин. В свободное время в падел играют профессиональные теннисисты Новак Джокович, Мария Шарапова, Рафаэль Надаль. Юргена Клоппа, Франческо Тотти, Лионеля Месси и Дэвида Бекхэма также видели с ракеткой для падела в руках. А Златан Ибрагимович даже построил в Швеции корты для этого вида спорта. Прошлой зимой на сборах в падел играли футболисты «Зенита». Так что у молодой дисциплины уже есть амбассадоры, которые могут сделать ее массовой.

    Играть за гаражами

    Если падел превратился в хобби знаменитостей, то пиклбол стал для некоторых из них бизнесом. В эту дисциплину вкладываются баскетболисты Леброн Джеймс и Кевин Дюрэнт, звезда американского футбола Том Брэди и бельгийская теннисистка Ким Клейстерс. Они заявили собственные команды (в каждой по четыре спортсмена) в американскую Высшую лигу пиклбола с призовым фондом в $2 млн.

    Пиклбол возник в США в середине XX в. как семейное развлечение жителей пригородов. Ракетка для пиклбола меньше теннисной и немного напоминает ту, что используют для пинг-понга. Мяч тут особенный – пластиковый с отверстиями и полый внутри. В пиклбол играют на улице – любители часто превращают в корт асфальтированную дорожку возле гаража, вешают сетку на уровне 91 см от земли и мелом расчерчивают границы поля. Профессиональные площадки тоже есть – в США их построили уже более 10 000, пытаясь удовлетворить растущий спрос. По данным CNBC, с 2016 по 2019 г. число игроков увеличивалось на 7,2% в год и достигло 3,5 млн человек. Бум пиклбола приходится именно на Северную Америку. В Европе в него играют меньше. До нашей страны мода пока не дошла.

    «Про пиклбол в России пока сказать нечего, – считает Коханов. – Мне он как спорт, наверное, даже ближе, чем падел, потому что похож на игру в теннис в небольшом квадрате. Падел начинает нравиться, когда уже хорошо в него играешь, а если навыки слабые, становится скучновато. В пиклболе высокая динамика, перспективы у этого вида спорта есть, но в России кортов нет».

    Впрочем, как минимум один центр развития пиклбола в нашей стране существует. Еще в 2017-м в Подольске открылся клуб любителей этого вида спорта и даже появилась площадка. Так что жители подмосковного города – в одном ряду с Джорджем Клуни, Леонардо Ди Каприо, Эммой Уотсон и даже Биллом Гейтсом, которые также причисляют себя к большим фанатам пиклбола.