Взять высоту: зачем российские спортсмены все чаще проводят сборы в странах СНГ

    Представителям зимних видов в России не хватает снега и высоты
    Сборная России по фристайлу в дисциплине могул на сборе в Казахстане, на горнолыжном курорте Шымбулак
    Сборная России по фристайлу в дисциплине могул на сборе в Казахстане, на горнолыжном курорте Шымбулак /Федерация фристайла России

    С 2022 г. российские атлеты нечасто проводят сборы за рубежом. Сложные перелеты, дорогое проживание, проблемы с визами – препятствий хватает. Но выручают страны ближнего зарубежья. Сборная по академической гребле ездит в Азербайджан – весной и осенью там теплее. Борцы выбирают Центральную Азию, где хватает сильных спарринг-партнеров. В зимних видах спорта тоже есть варианты. К примеру, 30 января российские лыжники поехали в Армению. Фристайлисты осваивают склоны Казахстана, а сноубордисты проводят сборы в Киргизии.

    Набрать высоту

    С конца января российские лыжники тренируются в Цахкадзоре – на главном зимнем курорте Армении – и вернутся только к «Гонке Легкова» в Рязани 22 и 23 февраля. Спортивный центр в Цахкадзоре котировался еще в советские времена – здесь тренировались сборные СССР и даже готовились к полету космонавты. В 1990-е курорт пришел в запустение, в нулевые его начали восстанавливать. С 2023 г. российские лыжники возобновили практику сборов в Цахкадзоре. По словам старшего тренера сборной Юрия Бородавко, предложение исходило от армянской стороны. К приезду российских спортсменов летом 2023-го даже построили лыже-роллерную трассу.

    Главный аргумент в пользу Цахкадзора – оптимальная высота для тренировок в условиях нехватки кислорода. В России таких мест нет: комплекс «Лаура» в Сочи располагается на высоте 1400 м, база на Семинском перевале на Алтае – на 1700 м. «Нам же нужна высота порядка 1800 м, – объяснял выбор локации Бородавко в интервью «Матч ТВ». – Здесь, в Армении, около 1900 м. Спортивной базы на такой высоте в России нет».

    В Цахкадзоре успеют потренироваться все сильнейшие российские лыжники, но некоторые приедут позже остальных. Александр Большунов, Савелий Коростелев, Дарья Непряева и Сергей Волков уехали в Италию и готовятся на высоте 2350 м (это чуть выше, чем Кортина-д’Ампеццо, где пройдут Игры-2026). Федерация их отпустила, но расходы им пришлось взять на себя.

    Проблема тренировок в среднегорье актуальна и для биатлонистов. Возможно, ее решит строящийся в Киргизии зимний курорт Каркыра с трассой и стрельбищем. Летом 2024 г. президент Союза биатлонистов России Виктор Майгуров осматривал объект и предварительно договорился о сборах следующей зимой. Вот только добраться до Каркыра непросто: до аэропорта в Бишкеке – почти 500 км, но можно доехать от Алма-Аты на автобусе (250 км и граница).

    В поисках снега и воды

    Календарь сборов фристайлистов тоже включает поездки в ближнее зарубежье. Например, лыжные акробаты в 2024 г. ездили в Минск, где еще в 2015-м построили всесезонный учебно-тренировочный центр с трамплином и бассейном. В таких условия спортсмены могут отрабатывать трюки с приземлением в воду. Могулисты (соревнуются в скоростном спуске на лыжах по бугристому склону) перед сезоном ездили в Казахстан – на зимний курорт Шымбулак в 30 км от Алма-Аты. Место для спорта тоже знаковое. Базой для сборников оно стало еще в 1980-е гг., в 2011-м склоны принимали Азиатские игры, в 2017-м – Универсиаду, а в сезоне 2024/25 здесь пройдет Кубок мира по фристайлу.

    Сборная России ездила на Шымбулак в ноябре – трассу для могула построили к приезду спортсменов. «Мы в Казахстане хорошо потренировались, – рассказывает «Ведомости. Спорту» старший тренер сборной России по фристайлу в дисциплине могул Сергей Лазаренко. – Возможно, поедем туда и в следующем году, если нам не откроют международные соревнования. В России в это же время нет таких условий. В прошлом сезоне мы были в Терсколе на Кавказе, и погода нас подвела – за 17 дней только шесть раз вышли на гору. А на Шымбулаке мы оттренировались все дни».

    В Казахстане фристайлисты проводят сборы не впервые. В сезоне 2022/23 команда дважды тренировалась в Риддере в казахстанской части Алтайских гор. Еще в июне там лежал снег. По словам Лазаренко, другие страны ближнего зарубежья в федерации не рассматривают из-за отсутствия подходящих условий. В плане цен окрестности Алма-Аты тоже устраивают. Поездка на Шымбулак в сезоне 2024/25 обходится дешевле, чем, например, в Финляндию в 2021-м. Сейчас сборы в Казахстане стоят не дороже, чем в России.

    В 2025 г. география расширится за счет Китая. «Будем тренироваться рядом с Чэнду, туда ездят наши слоуп-стайлисты (выполняют серию прыжков и трюков на трамплинах и препятствиях. – «Ведомости. Спорт»), – говорит тренер. – Также поедем в «холодильник» – крытый горнолыжный комплекс – в Шанхае, где снег лежит круглый год. Но придется заранее планировать там тренировки, трассу для могула строят лишь на определенное время».

    В Кисловодске занято

    В 2024 г. в страны Центральной Азии ездили и сноубордисты. В сентябре главная и юношеская сборные по сноуборд-кроссу впервые тренировались в Киргизии на спортбазе на озере Иссык-Куль. Юниорская команда по параллельному слалому освоилась в казахстанском Щучинске к северу от Астаны. Здесь тренировки проходили в конце июля – начале августа. По словам старшего тренера команды Александра Вегеле, в России в это время мало свободных слотов для сборов.

    «Курорт «Боровое» в Щучинске – уникальное место, – объясняет «Ведомости. Спорту» Вегеле. – Там еще с советских времен тренировались лыжники и биатлонисты. Мы проводили в Щучинске летние сборы по общей и специальной физподготовке. В России есть классные базы в Сочи и Кисловодске, но, к сожалению, их возможности ограниченны. Так что выбираем другие места, где спортсменам комфортно, чтобы подвести их к снежной подготовке».

    Еще один козырь Щучинска – большое количество озер, где можно заниматься вейкбордингом (катер на тросе тащит спортсмена, стоящего на специальной доске, а тот исполняет трюки. – «Ведомости. Спорт»). «Это называется «положительный перенос», – объяснил тренер. – Мы копируем нагрузку из нашего вида спорта: на вейке работают примерно те же группы мышц, оттачиваются координационные способности, подключается плечевой пояс. Эта нагрузка потом переносится на снежную трассу». Также Вегеле отмечает, что в Щучинске много велодорожек, проложенных по хвойным лесам, так что в программу занятий добавляют велоподготовку в условиях среднегорья.

    В Федерации сноубординга считают, что в условиях отстранения сборной очень важно выезжать за границу. Это мотивирует спортсменов, потому что сейчас не так много стимулов для попадания в национальные команды. «Выезд в страны Центральной Азии – это маркер национальной команды, – рассуждает Вегеле. – Это уже некий статус, что очень важно для юниоров, второго и третьего составов. И ребятам нравится. Поездки на базы в других странах благоприятно отражаются на их настроении».

    Со снежными тренировками у сноубордистов все сложнее. В этом виде спорта принято начинать их в августе, чтобы подойти к сезону в оптимальной форме. Но в конце лета и даже в начале осени ни в России, ни в странах ближнего зарубежья в горах снег на трассах еще не лежит. До 2022 г. команда ездила в швейцарские Альпы, где некоторые зимние курорты создают нужные условия к концу августа, но сейчас это сложно. Другие варианты тоже не подходят: в Гималаях нет инфраструктуры, а до аргентинских Анд слишком далеко. Так что единственный выход – все те же «холодильники».

    «Мы с юниорской сборной еще в 2021 г., когда тянулась пандемия, тренировались в ОАЭ в крытом горнолыжном центре Ski Dubai, – вспоминает Вегеле. – Руководство комплекса предоставило нам раннее время, чтобы не толкаться с туристами. «Длинные» дисциплины типа параллельного гиганта там тренировать нельзя, но слалом опробовали. И когда мы лишились европейских ледников, то вернулись к этой практике. Уже два года подряд в августе и сентябре мы встаем на снег в «холодильнике», а в ноябре 2024-го ездили в похожий крытый центр в китайский Чэнду».

    По словам Вегеле, в Китае находятся крупнейшие «холодильники». Самый большой построили в Харбине, но пока федерация не смогла договориться с его руководством. Важное преимущество китайских центров – возможность посоревноваться с местными спортсменами. В этом помогают связи чемпиона Сочи-2014 Вика Уайлда, который работает тренером в Китае.