Бывший военный моряк основал первый в России клуб конхиломанов

И сам собрал удивительную коллекцию морских раковин

Несколько столетий назад коллекционирование морских раковин называли увлечением аристократов. Для своих собраний любители диковинных раковин приобретали редкие и дорогие экземпляры разных видов, семейств, форм и окрасок.

Первую коллекцию раковин в Россию из Голландии привез царь Петр I. Затем его примеру последовал и император Александр II.

В ХХ веке, после изобретения акваланга, раковины стали более доступными, предложение превысило спрос, и цены на них упали. Увлечение изящными домиками морских моллюсков превратилось из элитарного в популярное.

Первую коллекцию раковин в Россию из Голландии привез царь Петр I. Затем его примеру последовал и император Александр II

Много ценителей морских раковин есть и в Петербурге. Многие из них собираются в Обществе коллекционеров Санкт-Петербурга, чтобы обменяться последними новостями в мире конхиологии – науки, изучающей раковины.

Основатель первого, и единственного в России, петербургского клуба конхиломанов, бывший военный моряк Виктор Киреев начал коллекционировать морские раковины по воле случая. В начале 1960-х годов морской офицер Киреев служил на Тихоокеанском флоте. На острове Сахалин он купил на память симпатичную морскую раковину под названием сахалинский гребешок, не помышляя о том, что эта раковина займет почетное место в его солидной коллекции удивительных созданий дна морского.

Вскоре Виктора Егоровича перевели служить в Севастополь, который в те годы стал центром рыбной промышленности страны. «Рыбу ловили тралами, а вместе с рыбой вылавливали груды ракушек, – вспоминает Виктор Киреев. – И стало, знаете ли, модно в Севастополе дарить друг другу ракушки по любому поводу. И вот как-то незаметно за пять лет службы в этом южном городе накопилось у меня три десятка разных морских раковин».

Сейчас собрание 82-летнего коллекционера составляет более 1000 экземпляров. Офицер в отставке знает историю и особенности каждого предмета в своей коллекции.

«Вот, например, раковина под названием “Гребень Венеры” . Она маленькая, шипастая. Зачем ей нужны многочисленные шипы? Дело в том, что этими самыми шипами ракушка входит в донный ил и не дает потокам воды смывать эту надежную крепость моллюска со своего места. Те же самые шипы защищают жителя раковины и от подводных хищников», – объясняет Виктор Киреев.

«Гребень Венеры» принадлежит к семейству мурексов, которые особенно нравятся коллекционеру из-за необычной формы. В древности моллюсков этого семейства использовали для получения пурпура. Отсюда произошло второе название мурексов – пурпурные улитки. У представителей семейства мурексов раковины с яркой окраской и сложной скульптурой – бесчисленными шипами, выростами или гребнями.

Обитатели морей и океанов, обладающие плотной оболочкой, в простонародье называемой ракушкой, как правило, относятся к одному из двух классов: брюхоногие моллюски имеют цельную форму катушки или спирали с отверстием в правом углу, а двустворчатые водные моллюски отличаются панцирем, состоящим из двух симметричных частей. Средой их обитания может быть как соленая, так и пресная вода. Раковины соленых вод Мирового океана, как правило, очень красивы и разнообразны.

Любимая раковина Виктора Киреева – белоснежная Thatcheria Mirabilis (Течерея Прекрасная). Водится она в водах Японии и западного побережья Австралии и отличается особым изяществом и утонченностью. По словам петербургского конхиолога, он искал ее около 10 лет, пока не приобрел у московского коллекционера.

Виктор Егорович бережно раскладывает удивительные цветные раковины галиотисы, по форме похожие на ухо. Даже не верится, что эти отливающие перламутром малахитово-зеленые, насыщенно-красные и листопадно-желтые ракушки создала сама природа, а не кисть художника.

Не менее впечатляет и экземпляр под названием гигантский австралийский трубач – представитель вида самых больших раковин, некоторые из которых достигают в длину до 77 сантиметров. Масса раковины с моллюском может составить до 18 килограммов. Окраска раковины светло-абрикосового цвета, а форма веретенообразная.

Виктор Киреев предлагает приложить австралийского трубача к уху и послушать, как «шумит море». Одновременно он разрушает популярный романтичный миф, согласно которому многие люди считают, что раковина сохраняет песню морских волн. «На самом деле, по одной из теорий, при поднесении ракушки к уху люди слышат шум движения крови по собственным кровеносным сосудам», – поясняет коллекционер.

Альтернативная теория утверждает, что в ракушке слышен звук потока воздуха, движущегося через нее, а согласно еще одной теории, мы слышим измененный окружающий шум, который отражается от стен ракушек, и поэтому у предметов больших размеров он слышен четче. Таким образом, оказывается, что раковина является простой резонаторной камерой.

Раковины очень разнообразны, и найти два идентичных экземпляра практически невозможно, отмечает Киреев. Ракушка представляет собой внешний скелет моллюска, который он выстраивает на протяжении своего существования.

Когда моллюск вырастает, увеличивается и его ракушка. Окраска ее зависит от вещества, которое выделяется из желез, поэтому морские ракушки могут быть раскрашены весьма разнообразно, чаще всего встречаются экземпляры в полоску, в линию и в крапинку.

При помощи паяльной лампы мошенники создают из обычных раковин диковинные и заявляют, что обнаружили новый вид моллюска

Самых маленьких представителей видно только через увеличительное стекло, а большие экземпляры иногда достигают метровых размеров. По числу видов моллюски занимают второе место после насекомых. У них есть сердце, а кровь у моллюсков голубая.

Выловленные в море раковины проходят обработку. Их очищают от водорослей и отложений, выживают моллюска из ракушки. В связи с тем что во многих прибрежных странах вылов моллюсков ограничен, появляется и много подделок.

«При помощи паяльной лампы и ряда других инструментов изобретательные мошенники создают из обычных раковин диковинные и заявляют, что обнаружили новый вид моллюска. Только опыт и знания помогут отличить подделку от настоящей раковины», – сетует Виктор Егорович.

По словам Виктора Киреева, Меккой для собирателей ракушек традиционно считаются Филиппины, в водах которых можно найти чрезвычайное разнообразие раковин дивной красоты.

Однако существует множество видов ракушек, увозить которые с места их естественного обитания категорически запрещено. Нарушителям может быть выставлен огромнейший штраф. Например, ограничена торговля одной из самых известных и красивых раковин – гигантским, или королевским, стромбусом.

Неконтролируемый сбор моллюсков может создать угрозу для существования этого вида. Это брюхоногий моллюск, обитающий в западной части Атлантического океана, от Южной Каролины (США) до Венесуэлы и Колумбии. Когда в 2012 году Виктор Киреев и несколько его соратников организовали в Петербурге клуб конхиломанов, они назвали его Strombus именно в честь этой роскошной раковины.

Клуб занял активную позицию по популяризации конхиологии в городе. За четыре года он помог организовать в городе четыре бесплатные выставки раковин, включая выставки в петербургском Зоологическом музее. Клуб организует встречи с учеными-биологами, помогает школам в создании живых уголков.

В составе клуба сейчас около 20 членов. Все они старше 45 лет, и Виктор Киреев надеется в скором будущем увидеть среди них больше молодежи, которой он смог бы передать опыт и знания в этой интереснейшей науке.

Читайте также