Пройти по следам викингов

Музей кораблей викингов в Роскилле — древней столице Дании

История музея началась около полувека назад с ошеломляющей находки неподалеку от фьорда, на котором стоит город. В 1962 году близ деревни Скуделев исследователи обнаружили пять кораблей викингов, построенных в начале XI века. По версии историков, корабли, вероятнее всего, были умышленно затоплены у берега, чтобы воспрепятствовать заходу в гавань вражеских судов.

В 1969 году первых посетителей принял Зал кораблей викингов, где разместились пятерка найденных судов и другие экспонаты. Спустя 28 лет, в 1997 году, появился Музейный остров, где сегодня располагаются верфь и мастерские ремесленников. Некоторые из реконструированных кораблей, ставших экспонатами музейной коллекции, находятся на стоянке в гавани, где расположен музей, и окружены традиционными судами и деревянными рыболовецкими лодками.

Коллекция музея сегодня составляет около сорока восстановленных кораблей викингов и типичных морских судов Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии, Фарерских островов, Гренландии и др. Создатели музея сделали ставку на реконструкцию исторических кораблей. Работы на музейной верфи в Роскилле тут называют «экспериментальной археологией». «Дело не только в том, что в деле участвуют археологи, – поясняет представитель музея Иван Якобсен. – То, что мы узнаем об устройстве конкретного корабля, об инструментах, которые применялись при его строительстве, о цели, с которой он выходил в море, позволяет нам лучше разобраться в целом букете культурно-исторических вопросов, касающихся эпохи викингов в Дании».

Воссозданные суда не являются точными копиями оригиналов: исследователи не располагают чертежами и иконографическими изображениями кораблей. Поэтому на полную реконструкцию судна уходит несколько лет. С августа 2000 года по сентябрь 2004 года музей занимался восстановлением второго из пяти судов, найденных в 1962 году. В музее его называют Скуделев-2. Реконструкцию профинансировал концерн Tuborg, выделив на эти цели грант в размере 10 млн датских крон (примерно 1 340 000 евро).

В реставрации приняли участие около 20 кораблестроителей из Дании, Фарерских островов, Норвегии и Аландских островов. Мастерам, трудившимся на протяжении четырех лет, понадобилось в общей сложности 27 000 часов, чтобы завершить проект. Корабль получил прозвище «Морского жеребца из Глендалуга».

«Сроки реконструкции корабля и стоимость работ по восстановлению могут сильно различаться, — объясняет Иван Якобсен. – Многое зависит от размера корабля, числа строителей и даже времени года: работы могут совпасть с высоким сезоном для музея».

Островом погибших кораблей музейный остров в Роскилле никак не назвать. В здешних мастерских кипит жизнь: здесь учат шить паруса, мастерить весла, резать по дереву и плести канаты. Канатный мастер – важный член музейной команды; в его мастерской, открытой круглый год, плетут канаты для новых кораблей верфи.

Воссоздавая старинные корабли, в музее принципиально используют только инструменты и технологии, применявшиеся в эпоху викингов. В ткацкой мастерской, где занимаются производством парусов и снастей, в дело идут шерсть, лен, растительные волокна.

Помимо мастер-классов и знакомства с экспозицией, туристам предлагают и более расслабленные формы времяпровождения, например знакомство с гастрономическими традициями викингов в местном кафе. Популярное развлечение – морская прогулка на восстановленном корабле викингов или традиционной ладье. Отправиться на часовую водную экскурсию можно с 1 мая по 30 сентября, если поездке благоприятствует погода.

Под эгидой музея также действует исследовательский центр, в обязанности сотрудников которого входят охрана и защита всех археологических находок, обнаруженных в датских территориальных водах к востоку от моста Сторебалт. Результаты самых важных и интересных исследований центра постепенно интегрируются в экспозицию музея.

Читайте также