Смена кода

Как меняется деловой дресс-код сегодня?

За последние годы классический деловой стиль претерпел значительную трансформацию. Началось ослабление самой идеи дресс-кода еще до пандемии, усилилось в эпоху ковида, а затем и вовсе осталось с нами. Но надолго ли? Говорят эксперты отечественного модного рынка.

«Несколько прошедших лет стали переломными для рынка деловой одежды, – рассказала Ольга Штейнберг, автор телеграм-канала «Fashion Прокачка». – Еще до пандемии компании стали все больше обращать внимание на комфорт сотрудников. Затем, с переходом на повсеместную удаленную работу, эта тенденция только усилилась. Согласно исследованию McKinsey, в 2020 году рынок формальной одежды сократился на 23%, что стало беспрецедентным спадом за последнее десятилетие».

О том, что понятие офисного дресс-кода размывается, говорят и другие исследования. Так, аналитики сервиса Superjob отмечают, что за последние годы увольнений за несоблюдение делового дресс-кода стало меньше в разы: лишь 4% рекрутеров в 2023 году доводилось увольнять сотрудников за неподобающий внешний вид и манеру одеваться, а десятилетием ранее с такими людьми расставались втрое чаще. 

Любопытный кейс прилетел из Азии. New York Times написала о молодом поколении китайцев, которые после пандемийных послаблений больше не желают «наряжаться» на работу и публикуют в соцсетях фотографии из офисов в пижамах, комбинезонах и сандалиях с носками. 

«Хуже всего даже не послабление стиля, а повальное размывание вкуса, – рассуждает эксперт мужской моды, редактор телеграм-канала Bon Mot Александр Рымкевич. – Чем важен классический стиль, так это сводом правил, о которых можно спорить, которые можно нарушать, чтобы найти свой путь в его рамках. Но в целом это стройная стилистическая система, которая предлагает готовое практичное решение и устанавливает границу между социально приемлемым и не очень. Когда она размывается, то под видом инклюзивности и свободы самовыражения мы наблюдаем самые дикие примеры стиля. Да, люди вольны выбирать свой стиль, но это не значит, что он лежит в поле хорошего вкуса».

Деловой дресс-код не исчез, он эволюционирует в сторону удобства и адаптивности к новым реалиям

Профессиональный дресс-код, – даже там, где он до сих пор соблюдается, – тоже перешел от строгих правил к более комфортным вариантам.

«Сегодня даже банки и компании с многолетней культурой ношения строгих костюмов с галстуками начали его модернизировать. Вводится «гибкий дресс-код», поощряющий сотрудников самим выбирать, носить ли строгий костюм или адаптированную к повседневной стилистике одежду, – отмечает аналитик, соосновательница Fashion Consulting Group Ануш Гаспарян. – И если 20 лет назад в деловой среде доминировал строгий формальный стиль, то за последние десять лет четко обозначился тренд smart casual. Он, конечно, связан в первую очередь с ростом количества удаленных работников и развитием «креативного класса» за последние годы».

О реальных примерах пересмотра «кода» рассказывает и Ольга Штейнберг:«Даже такие компании, как Goldman Sachs и JPMorgan, где традиционно прописан строгий дресс-код, пересмотрели свои инструкции. А в технологических компаниях, таких как Google, Apple и многих других, деловой кэжуал уже давно стал нормой. Еще один яркий пример: переход многих финансовых учреждений к более расслабленному дресс-коду. Так, HSBC в 2021 году объявил о смягчении своего дресс-кода, разрешая сотрудникам носить джинсы и футболки, если это не мешает деловой обстановке».

Одним из ведущих трендов дресс-кода стало проникновение в него спортивных направлений, элементов одежды для отдыха и путешествий.

«Классический стиль пошел в направлении модного аутдора, – комментирует Рымкевич. – Если спортивная обувь, то кеды и кроссовки не спортивных, а модных или классических обувных брендов. Если костюм, то облегченной конструкции, не из шерсти Super 140, а из смесовых материалов или вовсе трикотажный блейзер».

Забавно, а ведь еще прошлым летом многие заговорили о полном постпандемийном возрождении офисного дресс-кода из-за популярности, во-первых, офискора и, во-вторых, образа «офисной сирены» (секси-секретарши), пришедшего из TikTok. 

Однако эти тренды мало имеют отношения к офисному дресс-коду. Это скорее ироничная фэшн-игра – проникновение классических штампов в повседневную одежду. Перефразируя классика, все смешалось в доме «моды»: офис стал отдыхом, а отдых, напротив, притворяется серьезным. 

Куда движется мода

Если оставить ненадолго в стороне проблематику дресс-кода, надо сказать, что мода в целом, в особенности мужская, движется в сторону упрощения, неформальности и функциональности. Вспомним хотя бы недавние подиумные показы.

В мужской коллекции весна-лето 2025 JW Anderson представил образ с гигантским галстуком, свисающим до колен. У Prada в шоу для того же сезона есть фальшремни на твидовых брюках. А у Moschino – да, пусть самые обычные серые костюмы в тонкую полоску, но с ироничным обвесом: со множеством креплений и кармашков, куда вложены канцелярские принадлежности, или с брошью в виде яичницы.

Кроме того, общим местом на мужских показах стали сочетание шорт с пиджаком и, конечно, нетипичные мужские юбки, отмечают аналитики мультибрендового магазина Ssence. 

Что касается женских деловых превращений, то на ум приходит свежая коллаборация Max & Co. c художником Пьетро Терцини. В капсуле, которая называется Blablabla (да, само название настраивает потребителя на хулиганский лад), среди прочего представлены все те же офисные пиджаки в полоску с нарочито корявой надписью «Out of office» на спине. 

Интересными наблюдениями про трансформацию классического стиля, которая четко обозначилась на главном «классическом» модном событии, на мужской выставке во Флоренции Pitti Uomo, делится Александр Рымкевич: «На Pitti Uomo практически исчез раздел Classico Italia, который демонстрировал лучшее из классического итальянского стиля и идейно собирал главный центральный павильон выставки. ...Увидеть традиционный классический full-canvas-пиджак на выставке теперь скорее исключение. Однако на место пиджаков не пришли лишь худи и спортивные штаны. Множество марок по-прежнему предлагают в своих коллекциях брюки и пиджаки, просто в куда более расслабленном, дизайнерском варианте». 

Представители классических брендов тоже ощутили на себе этот разворот от классики – и уже приспособились к обстоятельствам. «После пандемии мы легко адаптировались к новой реальности. Наша формальная часть коллекций стала называться Easy Formal, появилось много блейзеров, пиджаки с накладными карманами, костюмы из немнущихся смесовых (инновационных) тканей, которые можно стирать в машинке, и, наконец, брюки на кулиске – наш хит продаж сегодня. Эти брюки выглядят вполне формально, но отсутствие необходимости носить их с ремнем придает им спортивный, комфортный стиль, в духе времени», – рассказал ритейл-директор Boggi Milano Евгений Колмыков.

Обувная сфера тоже не осталась в стороне от модного «переворота», стремящегося отменить классику.

«В постковидную эпоху произошла, можно сказать, революция в производстве классических изделий, – делится мыслями совладелец Doucal’s Джанни Джаннини. – Весь сектор официальной обуви претерпел изменения. Это явление было особенно заметно на российском рынке, но не только там. Классическая обувь получила более повседневный крой, детали и материалы. Популярными стали резиновые подошвы, легкость стала важным аспектом наряду с техническим дизайном, обеспечивающим больший комфорт. Обувь, пусть даже классическая на вид, должна быть такой же практичной, как тапочки, однако при ношении она не должна казаться слишком повседневной, иметь слишком большой объем или слишком спортивный крой. Наша цель сегодня – объединить типичное итальянское мастерство с более непринужденными деталями, создавая такую тихую роскошь».

Что дальше?

Мода, как известно, циклична, и то, что она сегодня отвернулась от классики, – ненадолго, уверены эксперты.

«Правила и дресс-коды на работе начали обретать второе дыхание. Корпоративные стандарты постепенно возрождаются в госучреждениях, сфере образования, корпорациях и компаниях. Этот тренд стал зарождаться в прошлом году, продолжается в этом, и мы ожидаем его развития в 2025 году. Кстати, за последний год спрос на офисную одежду увеличился более чем на 20%. Женщины стали чаще покупать жакеты, офисные рубашки, элегантные брюки и юбки-карандаши, а мужчины, которые за последние шесть лет редко покупали костюмы, приобрели в течение последних двух лет в среднем от одного до трех костюмов», – рассказала Ануш Гаспарян. 

И действительно, мода модой, но все равно не стоит забывать, что серьезный офис продолжает встречать нас «по одежке».

«При приеме на работу нужно помнить, что нас всегда оценивает живой человек, у которого есть собственные представления о красоте, – рассуждает Ирина Лялина, эксперт Moscow Business School в области HR, бизнес-тренер, член Национального союза кадровиков. – Образ, в котором «по одежке» оценивают соискателя, должен соответствовать его запросу и ожидаемому окладу. Небрежность, отсутствие стиля может восприниматься как низкая мотивация соискателя». 

«Глобальная отмена подразумевала бы какое-то организованное сопротивление деловому стилю, и таковой я не наблюдаю. Стиль просто меняется с течением самой жизни», – считает Рымкевич.

С ним согласна и Ольга Штейнберг: «Да, сегодня концепция leisure и комфорта преобладает в глобальной моде. Можно уверенно сказать, что деловой стиль претерпевает значительные изменения, отражая более гибкий и комфортный подход к рабочей среде. Это означает не полное исчезновение делового дресс-кода, но его эволюцию в сторону удобства и адаптивности к новым реалиям».