Голос звезды

Конкурсы, концерты и новая книга: в России отмечают 85-летие певицы Елены Образцовой

Нынешний 2024 год – год 85-летия Елены Образцовой, великой российской оперной певицы и актрисы, оставившей огромное музыкальное и творческое международное наследие.

В этом году Образцовой посвящено много событий. О личности Елены Васильевны и ее влиянии на мировую культуру рассказывает музыкальный продюсер, автор канала «Сады искусств», преданный поклонник творчества певицы Павел Токарев.

Масштаб личности Елены Образцовой огромный. Как в один год, посвященный ей, удается этот масштаб уместить? 

Да, вы правы. Личности масштаба Елены Васильевны Образцовой во все времена явление уникальное. Но ваш вопрос скорее не ко мне, а к Фонду Елены Образцовой, который бережно сохраняет ее художественное наследие, сохраняет память о ней. Образцовой повезло – с такими людьми, как руководитель Фонда Наталья Игнатенко, которая проводит колоссальную работу по увековечению памяти великой певицы. Это и ежегодные конкурсы, проходящие в Петербурге, и постоянные памятные мероприятия. Тем более, в год 85-летия.

В день рождения Елены Васильевны я почтил ее память на Новодевичьем кладбище. Для меня это была не просто звезда мировой оперной сцены, но близкий мне человек, с которым повезло общаться, работать вместе.

Михаилом Пащенко создана новая документальная биография «Оперный Бал Елены Образцовой», посвященная великой певице и выпущенная в 2024 году в рамках юбилейного года. Расскажите, пожалуйста, о книге поподробнее.

Среди важнейших событий юбилейного года – это бесспорно важнейшее. Для меня эта книга – просто сенсация. Каждого поклонника творчества великой певицы всегда интересуют многочисленные подробности, и вот в этой книге собраны не просто артефакты, но многочисленные подробности ее жизни, дающие представление о масштабе личности актрисы и человека.

Биография Образцовой абсолютно уникальна, что дало возможности сделать документ интересный и важный не только для поклонников оперы, но и для людей, ценящих и изучающих нашу историю – историю нашей страны определенного периода, представленную в этой книге с различных точек зрения. Мне кажется, здесь соблюден определенный баланс.

Два года заняла только обработка огромного архива, ведь альбомы, коробки и папки с документами занимают целую комнату! Автор (Михаил Пащенко) внимательно прочел каждую бумажку, сделал массу выписок. На то, чтобы организовать этот материал не просто хронологически, но сюжетно, сделать его пригодным для чтения, ушло два года. Только именной указатель содержит 1700 имен!

Около года изучался только фотоархив, подбирая иллюстрации к тексту – их около семисот. И многие не подписаны, так что надо было еще идентифицировать все изображения, чтобы сделать подписи к снимкам.  И еще полгода работы с издательством.

Так как автор книги – филолог, помогали ему два редактора-музыковеда. Книга рассчитана как на профессионалов, так и на любителей. В ней не просто рассказ об огромном творческом пути певицы, но и анализ вокала, исполнения оперного и камерного репертуара, цитаты из записок самой Образцовой, критических статей и интервью коллег и друзей певицы.

Получилось два немаленьких тома! Бесспорно, многогранная личность Елены Васильевны заслуживает такого объема. 

Вокальные данные великой певицы известны всем, как и ее чувство юмора. Вы сталкивались с этим в своей работе?

Конечно! Я познакомился с Еленой Васильевной волею судьбы – работая в пресс-службе Государственного Академического Большого театра России. Не сразу она, что называется, «подпустила» меня к себе. Несмотря на все свои рассказы, анекдоты и блестящее чувство юмора, она настоящая Дива – именно так, с большой буквы.

Для таких личностей нет времени и пространства. Она могла бы появиться и на сто лет раньше. Суперзвезда со всеми сопутствующими качествами. И если Елене Васильевне что-то не понравится, она могла обдать таким холодом, что человек просто исчезал, так что плохие люди, если рядом с ней и появлялись, то ненадолго. Образцова обладала даром видеть людей насквозь. О ее чувстве юмора действительно ходили легенды. Даже в последние дни жизни она продолжала шутить – таков масштаб личности этого великого человека.

Великого – это понятно. А каким она была человеком?

В первую очередь – человеком колоссальной работоспособности. То количество программ, которые она могла выучить как в молодые годы, так и в зрелые, и можно даже сказать – преклонные, поражает. Она не боялась смелых экспериментов в творчестве. Полная палитра ее человеческих качеств вызывает изумление. Многие звезды современной оперы, не буду переходить на личности, сейчас ленятся выучить какие-то новые партии. Хотят годами петь избитый репертуар или просто дать какой-нибудь концерт за большие деньги.

Елена Васильевна все время учила, узнавала новые и новые партии. Это известно по ее воспоминаниям и множеству интервью. Даже если у нее еще не была выучена какая-то роль, она всегда говорила «да, уже знаю» и принималась за работу. В книге, о которой мы сегодня говорим, очень много моментов, показывающих эту ее колоссальную работоспособность.

Вы дружили? Каким она была другом?

Я, конечно же, никогда не осмелюсь назвать себя другом Елены Васильевны. Хотя был в моей жизни такой счастливый период, когда мы созванивались и виделись довольно часто, она даже приглашала меня неоднократно на день рождения в свой потрясающий дом. И тем не менее я никогда не осмелюсь назвать себя другом Образцовой.

Правильнее сказать так: я имел честь быть близким знакомым этого великого человека. Ни разу не было между нами никакого диссонанса, даже намека на ссору. Так сложилось, что по отношению ко мне Елена Васильевна вела себя фантастически благородно. Есть воспоминания, которые хочется оставить при себе и не делиться ими.

Каково, на ваш взгляд, значение музыкальной памяти, сохраненной в книгах?

Возвращаясь к книге Михаила Пащенко, могу сказать, что подобные издания имеют колоссальное значение. Это по-настоящему качественная работа, в книге нет глупой вкусовщины, каждое его высказывание, каждый фрагмент текста подтвержден документами, воспоминаниями других людей – все строится очень обоснованно.

Когда мы видим такое исследование, мы понимаем, что оно имеет историческое значение. Все сложности и интриги советской эпохи рассказаны автором книги с большим достоинством, нет никакого «желтого» оттенка. Мы начинаем понимать истинные причины, контекст происходивших событий, и многие вещи встают на свои места.

Меня, например, потрясла история о том, как Образцова ходила на концерт Архиповой еще будучи студенткой консерватории и каждый номер тщательно разбирала на полях программки. Удивительное внимание к звуковедению, к культуре звука, к разнице школ, к восприятию звука. У Образцовой был поражающий фанатизм к проработке роли, характера. Однако в молодые годы, певица очень много внимания уделяла «философии» звука. Многие этого не понимают, но такие записки на полях отражают и ее характер и ее внутренние размышления.

В книге интересен рассказ о взаимоотношениях певицы с власть имущими – как они строились, каков был полный сложностей контекст. Из таких крупиц создается образ не только величайшей певицы, но и человека с незаурядным характером, у которого очень непросто складывалась и профессиональная, и личная жизнь. И это при том, что такой международной славы, как у Образцовой, не было ни у одной оперной певицы в нашей стране во второй половине двадцатого века. Самый большой успех за рубежом. Один «Трубадур» Верди с Караяном и Прайс (студийная запись) – ярчайшее подтверждение этому.

Память о таких звездах сохраняют во многом и преданные ученики. Каким наставником, по Вашему мнению, была Образцова?

Бесспорно, как у большой личности у Елены Васильевны был «третий глаз» на то, чтобы увидеть талант. Не только «глаз», но и чуткое ухо разумеется. Были при жизни и продолжаются поныне потрясающие открытия на Конкурсе молодых певцов имени Образцовой, не буду перечислять фамилии, чтобы никого не обидеть.

Однако я давно пришел к выводу, что быть великой певицей, вовсе не значит быть великим педагогом. Секреты собственной гениальности никто из великих передать не может… Кабалье кого-то смогла научить своим pianissimo? Нет. Это невозможно. Это ее уникальная природа в сочетании с техникой дыхания.

Так и Образцова могла только дать основу, зародить жизнь и импульс в талантливого певца, однако дотянуться до ее космической орбиты так никто и не может.