Где учат моде

И как получить fashion-образование в России

Вряд ли кого-то сегодня удивит тот факт, что мода в России постепенно становится востребованной бизнес-площадкой. Формирующаяся индустрия испытывает сильный кадровый голод и нуждается в кузницах этих самых кадров. Поэтому в стране стали развиваться и популяризироваться так называемые фэшн-школы.

«Конечно, в России fashion-образование существует уже давно. Но мы видим повышение интереса к теме моды как со стороны абитуриентов, так и со стороны партнеров из индустрии. Для меня лично это про новый вектор развития – переход от импортного к локальному. Мы пытаемся заново перепрошить культурный код, сформировать российский дизайн, ­ – рассказывает Виктория Ромашова, руководитель факультета моды и стиля «Британской высшей школы дизайна».

Интерес к этой сфере растет не только из-за экономических соображений, но и просто потому, что мода сама по себе обладает некой особой притягательностью для молодежи, для тех, кто ищет себя в той или иной творческой сфере, уверен руководитель направления «Мода» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Анзор Канкулов.

«Мода — одна из очевидных площадок творческого самовыражения молодежи. А поскольку для молодежи вопрос поиска себя, поиска своей идентичности всегда стоит на первом месте, наверное, это и объясняет, почему многие творческие молодые люди идут в моду. И другой момент, который делает моду привлекательной для творческой молодежи – это то, что сейчас в ней идея, концепция выходит на первый план. Традиционно мода воспринималась, как мастерство, как то, что  нужно уметь делать руками – а это довольно сложно и не всякому по плечу. Сейчас в моде, как и во многих других областях, важно в первую очередь уметь думать, создавать новое», – рассуждает Канкулов.

Действительно, если еще десять лет назад мечтой фэшн-студентов было именно мастерство, создание дизайна, то сегодня акценты сместились в сторону теории, в сторону бизнес-решений, и это совсем неплохо.

«Возрос спрос на менеджеров в индустрии моды, что свидетельствует о ее росте: люди переходят в эту сферу, а компании активно нанимают новых специалистов», – комментирует операционный директор школы бизнес-образования в сфере моды Fashion Factory School, Инна Гуреева, – Среди новых курсов, которые мы запустили, откликнувшись на запрос рынка: «Продакт-менеджер в fashion», «Мерчандайзер-витринист в fashion». «PR-менеджер в fashion». Хочу также отметить, что сейчас наиболее актуальна экспертиза в развитии омниканальных продаж, управлении брендом, а также в создании контента, продакшене и стайлинге. Интерес к этим курсам значительно вырос за последние полтора года».

Однако, по мнению Виктории Ромашовой, о тех, кто именно делает моду, шьет, кроит, тоже забывать не стоит.

«Да, растет спрос на новые профессии, но моя большая мечта – запустить программы для линейных специалистов. Сейчас в индустрии наблюдается острая нехватка швей, конструкторов, технологов. Нужно системно поднимать престиж этих профессий, чтобы больше молодых специалистов стремились получать знания и навыки, работать не частным образом, а на производствах», – уверена Виктория.

Итак, перспективы у развития фэшн-бизнеса в России есть, считают эксперты, и основным фактором успеха должно стать именно образование.

«Индустрия моды – это довольно сложная система, и сам термин «фэшн-индустрия» не нужно считать синонимом термина «легкая промышленность». Это сфера, в которой очень много разных слоев — дизайн, фотография, стайлинг, реклама, магазины, – отмечает Анзор Канкулов. – На мой взгляд, образование это сейчас самое главное, что обеспечивает стабильность и перспективы индустрии моды в России, ее развитие как системы, включающей в себя разные элементы. Образование, как точка, с которой начинается развитие человека в любой сфере деятельности, играет одну из ключевых ролей в формировании общей структуры фэшн-индустрии».

На данный момент особым спросом и авторитетом у молодежи и работодателей пользуются несколько отечественных фэшн-школ. Рассказываем о них подробнее.

Fashion Factory School

Школа входит в образовательный холдинг Ultimate Education. Была основана дизайнером Людмилой Норсоян в 2013 году. Сейчас здесь более 30 образовательных программ и курсов по направлениям «Создание своего бренда с нуля», «Профессии в Fashion», «Контент-креатор в Fashion», «Продажи в Fashion».

С Fashion Factory School сотрудничают более 200 лекторов из ведущих российских фешн-брендов («Эконика», toptop.ru, Studio29, Osome2some, Viva La Vika, Choux и др.). За время работы выпускниками стало более 13 000 человек, среди них – основатели и сотрудники таких брендов, как Present&Simple, Totti, 2Mood и др.

Большинство курсов проводятся в гибридном формате: онлайн+офлайн. Кроме этого, кураторы курсов часто проводят выездные мероприятия в ателье, шоурумах, на производстве.

Школа дизайна НИУ ВШЭ

Школа дизайна НИУ ВШЭ предлагает обучение в бакалавриате, магистратуре, аспирантуре, на курсах дополнительного образования для взрослых и детей по более чем 15 направлениям. Обучение строится на проектном подходе и тесном взаимодействии с ведущими профессионалами индустрии: студенты работают над реальными кейсами.

Во время обучения они создают авторские коллекции одежды, проводят фотосъемки, организуют фэшн-показы, разрабатывают концепции продвижения брендов, изучают историю моды, устройство и принципы функционирования фэшн-индустрии. Образовательная траектория каждого студента зависит от выбранного им профиля — в бакалавриате это «Дизайн одежды» или «Брендинг в индустрии моды», в магистратуре — «Арт-дирекшн в моде» или «Создание фэшн-бренда».

Британская высшая школа дизайна

Британская высшая школа дизайна, которая входит в состав Университета креативных индустрий Universal University, с 2003 года занимается подготовкой творческих специалистов. На факультете «Мода и стиль» каждый год реализуется свыше 40 программ. Факультет готовит дизайнеров одежды и виртуальных коллекций, стилистов и имиджмейкеров, ювелиров и создателей брендов украшений, фотографов и видеомейкеров, предпринимателей и аналитиков.

Студенты имеют доступ к мастерским по конструированию и пошиву одежды, ювелирной мастерской, VR-лаборатории, грим-студии, кинотеатру и др. Студенты взаимодействуют с заказчиками, готовят коллекции для крупных клиентов, среди которых в разные годы были Adidas Originals, All Saints, Topshop, Paul Smith, Hugo, H&M, Guess и др. В 2023 году дизайнеры одежды разработали диджитал-коллекцию для бренда Akhmadullina, а студенты-стилисты и продюсеры сняли кампейн для универмага Trend Island.

Читайте также