Змея в постели, лев на крыльце: каких диких животных спасают в Москве
Ежегодно московский Центр реабилитации принимает около 300 пострадавших животныхМегаполис полон сюрпризов. Можно заметить летучую мышь на люстре, почувствовать холодное касание змеи в собственной кровати, а если сильно повезет, то встретить львов на крыльце административного здания. Да, это все правдивые истории.
Змея в кровати
В романе Артура Конан Дойла гениальный сыщик Шерлок Холмс находит ядовитую змею, обвивающую уже мертвую голову доктора Гримсби Ройлотта. Рептилия попала в дом через вентиляционное отверстие, заползла в кровать и очутилась в волосах ничего не подозревающей жертвы. Такие сюжеты бывают не только в литературных романах. Сотрудники департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы регулярно изымают из московских домов настоящих змей. «Рептилии уползают от хозяев и проникают в соседние квартиры через окна или вентиляцию. Иногда змеи заползают в кровать – погреться», – рассказывает начальник отдела сохранения биоразнообразия Сергей Бурмистров. В доме начинается паника, люди звонят с требованием приехать и срочно забрать змею. К счастью, за 11 лет работы Бурмистрова только в одном таком случае рептилия оказалась ядовитой. Так что если боитесь змей, то при случае узнайте – может, сосед сверху разводит куфий?
Приходят, приползают и даже приплывают в городские квартиры и другие нежданные гости. В одной из квартир подмосковной Балашихи в июне из унитаза вынырнула крыса, укусив девятилетнего мальчика. А в начале ноября один из жителей элитного ЖК недалеко от «Москва-сити», вернувшись домой поздно ночью, обнаружил в своем унитазе летучую мышь. По его предположению, млекопитающее могло попасть в квартиру с потоками воздуха из коллекторов, поднимающихся с нижних этажей.
В зоопарк по приговору суда
Если животное травмировано, в большинстве случаев оно попадает в московский Центр реабилитации диких животных. Сюда же сотрудники департамента привозят зверей и птиц, с которыми москвичам и гостям столицы предлагали сфотографироваться за деньги. Так называемый живой реквизит изымают регулярно. Как правило, такие животные содержатся в очень плохих условиях и через полгода-год использования умирают. Тогда «бизнесмены» покупают у браконьеров новых животных. Недавно в районе ст. м. «Третьяковская» были изъяты совы, с которыми их владельцы предлагали прохожим сфотографироваться. О плохом обращении с животными в полицию сообщили неравнодушные москвичи, рассказал Бурмистров. Сотрудники правоохранительных органов проверили «фотографов» – документов на сов у них не было.
В столице можно столкнуться и с более крупными животными. Когда сотрудники природоохранной прокуратуры проверяли закрытую промзону в Бирюлеве, им навстречу из административного здания вышли львица и львенок. Документов на животных не было, поэтому их конфисковали по решению суда. Молодую львицу передали в липецкий зоопарк, а львенка – в абаканский. Московский зоопарк тоже пополнился двумя редкими рептилиями. Два калимантанских безухих варана, занесенных в Красную книгу, были изъяты у контрабандистов. Хотя последние два года в связи с пандемией случаи с контрабандой диких животных бывают редко, отмечает Бурмистров.
Спасти, а не изъять из природы
Москва – город уникальный. Здесь около 17 000 га особо охраняемых природных территорий и большое разнообразие животного мира. Так что внутри МКАД горожане могут встретить лосей, кабанов, лис, бобров и зайцев, а в новой Москве обитают ондатры, куницы, орешниковые сони, горностаи и даже косули. Некоторых животных чаще ожидаешь увидеть в одной из тропических стран, чем в столице. Между тем одних летучих мышей в городе можно насчитать не меньше шести видов. Это нередко удивляет москвичей, которые не всегда оправданно пытаются сообщить о необычной находке на горячую линию по спасению животных. Бывает, что животное в поисках пищи и укрытия просто меняет свою локацию. Например, вокруг Лосиного острова всегда было много лосей и люди к этому привыкли. Но если сохатые приходят полакомиться яблоками в Измайловский парк или район Новогиреево, местных жителей это настораживает.
Та же ситуация и с лисами. Они питаются мышами-полевками и другими мелкими грызунами, обитающими в сухой траве невозделанных полей вокруг Москвы, объясняет главный научный сотрудник Института молекулярной биологии им. Энгельгардта Петр Чумаков. Поэтому все больше лис приближается к городу и уже пять-шесть их поколений были рождены в Москве. Для горожан лисы не опасны, так как не сбиваются в стаи и не нападают первыми. Но, подпуская животных ближе, подкармливая и создавая комфортные условия для их норения, горожане сами провоцируют опасную ситуацию. «Таких животных необходимо прогонять. Как это ни парадоксально звучит, но животное в безопасности тогда, когда оно далеко от человека и боится его», – рассказывает Бурмистров. Сотрудники департамента регулярно рассылают памятки на эту тему по районным управам, в образовательные и медицинские учреждения.
Последнее время москвичи стали часто встречать в своих садоводческих товариществах кабанов. Животные ищут корнеплоды для пропитания и приходят в сезон сбора урожая. Увеличивается и популяция бобров, которые с удовольствием осваивают маленькие речки, строят плотины, делают запруды.
По статистике, больше всего заявок от горожан поступает по спасению уток и хищных птиц: сов, ястребов и пустельг. Утки попадают в неприятности во все времена года. Весной они выводят птенцов к водоему, а те проваливаются в канавы, ямы или водостоки. Летом страдают от рыбаков: запутываются в лесках, глотают рыболовные крючки или травмируются о поплавки. С наступлением холодов больше 40 000 уток остаются зимовать в городе, и многие замерзают в полыньях.
С совами другая история: их птенцы довольно крупные и пушистые, их легко заметить. Если люди видят выпавшего из гнезда птенца, они уносят в укромное место и звонят на горячую линию. На деле же эффект обратный: они не спасают, а «изымают его из природы». «Если вы в лесу или парке увидели птенца на земле – не поднимайте его, просто пройдите мимо, – объясняет Бурмистров. – Но если птица сидит посреди дороги на асфальте, упала под решетку или у нее вывернуто крыло – аккуратно перенесите ее в безопасное место в радиусе 10 м».
Принцип реагирования
Бывает, что владельцы сами хотят избавиться от животного. Кто-то, заводя экзота, не рассчитал свои силы и финансовые возможности. Также в последнее время на фоне мобилизации участились случаи, когда одинокие мужчины отдают питомцев в московский Центр реабилитации диких животных, так как родственники и знакомые отказываются забрать к себе специфического зверя. По закону № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными» владельцы имеют право оставить животное на попечение приюта или центра реабилитации.
В центре реабилитации пострадавших животных за счет городского бюджета лечит ветеринар, а затем их выпускают в естественную среду обитания. Если навыки выживания в природе утеряны и самостоятельно добывать пропитание животные уже не смогут, их оставляют в центре, передают в государственные зоопарки или эколого-биологические центры, где им обеспечивают необходимый уход. Ежегодно центр принимает около 300 животных, не считая тех, которым оказывают помощь на месте. Из них обратно в естественную среду выпускают около 50. Сейчас в центре обитают как представители местной фауны – лисы, утки, ежи и хищные птицы, так и экзотические животные – львы, тигры, крокодилы, обезьяны, попугаи, змеи и среднеазиатские черепахи.
По мнению Чумакова, в последние годы москвичи стали бережнее относиться к природе и животным. Сказывается время, проведенное в пандемию на дачах, где контакта с дикой природой гораздо больше, чем в городе, считает эксперт. При этом важно не нарушать пищевые цепочки, ведь зачастую желание спасти одно животное может привести к голодной гибели другого, подчеркнул Чумаков.
Как помочь животным
Чтобы сообщить о случае незаконного оборота животных, травмированном животном или жестоком обращении с ним, горожане могут позвонить в единую справочную службу мэрии Москвы по телефону +7 (495) 777-77-77. Если речь идет о диком животном, звонок переключается на подразделение оперативной справочной департамента природопользования. Заявку в режиме онлайн передадут в подрядную организацию и управление государственного экологического контроля. Если ситуация экстренная, сотрудники службы выезжают в течение трех часов, а иногда в течение часа. Пока специалисты в пути, они будут находиться на связи с заявителем и при необходимости проконсультируют, как себя вести в данной ситуации. Но, конечно, надо учитывать масштабы Москвы и загруженность дорог.