Читайте также
Из Поднебесной в Белокаменную: граждане КНР лидируют по турпотоку в Москву
От Льюиса Кэрролла до русских импрессионистов: главные выставки осени
Более 1 млн иностранных туристов и новые дома вместо аварийных – хорошие новости

К 2030 году турпоток в столицу вырастет более чем в 2 раза – с 24,5 млн до 52 млн человек

Для этого московские власти развивают туристическую инфраструктуру и сопутствующие услуги
Открытие исторического фестиваля «Времена и эпохи» в парке «Акведук»
Открытие исторического фестиваля «Времена и эпохи» в парке «Акведук» /mos.ru

Москва – туристический центр России. В 2011–2019 гг. среднегодовой темп роста турпотока составлял рекордные 7,2% (больше мировых 4,6%). Пик пришелся на 2019 г., тогда столица приняла рекордное число туристов – 25,1 млн человек, из них 5,7 млн прибыли из-за рубежа. С развитием туристической отрасли в столице появились новые рабочие места, а у города – большие дополнительные доходы. Например, в пиковый 2019 год объем туристского потребления составил 1,073 трлн руб., а его доля в ВРП столицы достигла исторического максимума – 5,3%. В бюджет Москвы поступило 147 млрд руб. налогов от отраслей, связанных с туризмом. Также туризм дал дополнительный импульс развитию сферы услуг (торговля, общепит и др.), которая преимущественно представлена малым и средним бизнесом. Индустрия туризма и гостеприимства в Москве охватывает более 50 отраслей.

Из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса, в Москве, как и во всем мире, туристическая отрасль стала одной из самых пострадавших. Но после того, как ограничения были сняты, она вышла на доковидные показатели. В 2023 г. Москву посетило 24,5 млн туристов, турпоток вплотную приблизился к рекордному 2019 году, оборот туристского потребления впервые составил около 1,3 трлн руб., а поступления в городской бюджет достигли 178 млрд руб. По итогам 2024 г. показатели почти наверняка будут выше.

Москва остается одним из самых привлекательных туристических направлений в стране, турпоток в столицу продолжает бить рекорды, отмечает первый заместитель руководителя аппарата мэра и правительства Москвы, председатель комитета по туризму города Москвы Евгений Козлов. По его словам, только в первом полугодии 2024 г. в город приехало более 12,2 млн гостей – на 6% больше, чем в пиковом 2019 году. На рост спроса влияет не только огромное разнообразие туристического предложения Москвы – от известных во всем мире достопримечательностей до крупнейших фестивалей, но и развитие качественной инфраструктуры, говорит Козлов: «Москва становится удобнее для жителей, а следовательно – и для туристов, которые могут в любой сезон организовать поездку в столицу и отлично провести время в благоустроенных парках и зеленых зонах, в сотнях современных музеев, культурных и гастрономических кластерах». 

Планируется, что к 2030 г. количество туристов в Москве увеличится примерно до 52 млн – 35–40% от числа всех путешественников в стране, а также примерно 20 млн экскурсантов, которые приезжают на один день без ночевки. По предварительным оценкам экспертов, выручка отрасли через шесть лет вырастет в 2,7 раза – до 3,6 трлн руб. Вклад в ВРП увеличится до 8%, а объем налоговых поступлений в бюджет – до 500 млрд руб. в год.

Планы развития туризма в Москве до 2030 г. амбициозные, но достижимые, рассуждает вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Сергей Ромашкин. Необходимо развивать все направления туризма: культурно-познавательный, развлекательный, деловой, событийный, образовательный, медицинский. Безусловно, ставку надо делать на внутренний туризм, новое поколение туристов и цифровизацию получения туристических услуг, считает он.

«Ведомости. Москва 2030» выясняли, каким образом столичные власти собираются реализовать задуманное.

Внутренний и событийный туризм 

Основным драйвером развития отрасли в ближайшие годы будет оставаться внутренний туризм, отмечает мэр Москвы Сергей Собянин в своем блоге. К 2030 г. в Москве ожидается приблизительно 46 млн туристов из других регионов России – примерно в 2 раза больше, чем в 2023 г. Также власти предполагают, что в 2030 г. число иностранных туристов достигнет 6 млн человек, в основном из стран СНГ, Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и других частей света.

По словам Ромашкина, Москва быстро развивается как туристическая столица, на карте города появились новые интересные локации, новые общественные пространства. «Если 10–15 лет назад туристы шли только по накатанному маршруту: Кремль – Оружейная палата – Третьяковская галерея – Воробьевы горы, то сейчас они с удовольствием посещают «Москва-сити», парк «Зарядье», Северный речной вокзал, ВДНХ, канатную дорогу в Лужниках. Столице удалось «диверсифицировать» свои туристические достопримечательности, гости заполняют не только небольшой исторический центр города, как мы это видим во многих российских и европейских городах, а «осваивают» Москву целиком», – объясняет вице-президент АТОР.

По оценкам экспертов, примерно 7,3 млн гостей привлечет в Москву событийный туризм, отмечается на сайте мэра столицы. В частности, речь идет о развлекательных кластерах для семей с детьми – парке развлечений «Тайный город», а также о крупнейшей площадке для натурных съемок – кинопарке «Москино» в новой Москве, где можно увидеть съемочные декорации под открытым небом, среди которых постройки разных городов, русские деревни, аэропорт, вокзал и многое другое. 

Планируется развитие и других проектов – фестивалей цикла «Московские сезоны»: «Путешествие в Рождество», «Цветочный джем», «Времена и эпохи», «Пасхальный дар», «Вкусы России», которые, как и День города, притягивают миллионы гостей. 

«Очень важна маркетинговая программа продвижения Москвы, рассчитанная на российских туристов. Часто мы преувеличиваем осведомленность российских туристов о Москве, поскольку сами живем здесь. Нужно объяснять, зачем нужно приезжать в Москву, как ваша жизнь изменится от такой поездки, находить новые аргументы и для тех, кто никогда не был в Москве, и для тех, кто едет повторно. Нужны адресные программы. Мы часто видим семьи, которые приезжают из далеких городов, чтобы показать столицу детям. Хотя бы раз в жизни каждый россиянин должен побывать в Москве», – считает Ромашкин из АТОР.

Дело в цифре

За несколько лет сервис Russpass прошел путь от стартапа до полноценной цифровой экосистемы планирования путешествий по Москве и России, которой пользуются более 2 млн человек. Сегодня в нее входят «Russpass журнал» (ведущее медиа о путешествиях по России) и «Russpass.Бизнес» (единое окно взаимодействия российской и зарубежной туриндустрии). В планах запуск сервиса – планировщика путешествий по России для иностранных туристов Russpass Global. Экосистема ответит на пожелание туриста или партнера готовым решением на удобном ему языке и в любом канале цифровой коммуникации. Пользователям будет доступна обширная база туристских впечатлений по каждому региону страны. А специалисты отрасли смогут использовать сервис для коммуникации с путешественниками и друг с другом.

Деловой туризм 

Деловой туризм позитивно влияет на большое количество смежных отраслей и стимулирует другие виды туризма. Как показывает практика, 40% бизнес-путешественников через некоторое время возвращаются в российскую столицу на отдых вместе со всей семьей. Для бизнесменов и корпоративных заказчиков будет расширен календарь форумов, конференций, выставок. В частности, планируется запустить программу амбассадоров для привлечения в Москву мегасобытий и проведения мероприятий в рамках БРИКС, ЕАЭС, ШОС.

Новым центром делового туризма станет конгрессно-выставочный комплекс, который сейчас строится на территории ВДНХ. Он обогатит качественную инфраструктуру для проведения деловых мероприятий разных форматов, в которую сегодня входят не только выставочные павильоны, но и более 150 интересных и уютных городских площадок, где можно организовать любое бизнес-событие. Это исторические усадьбы и парки, театры и художественные галереи. Деловые туристы все чаще совмещают рабочие поездки с культурной программой, и столица поддерживает эту тенденцию. По оценкам, к 2030 г. поток делового туризма достигнет 8 млн человек.

Председатель правления Союза агентств делового туризма Дмитрий Горин считает, что в условиях трансформации делового климата и развития деловой активности Москва уникальна прежде всего хорошей бесшовной логистикой для организации крупнейших деловых мероприятий, выставок, форумов и это способствует притоку большего количества деловых туристов. По его словам, город очень много сделал в том числе для упрощения визовых формальностей и представители 55 стран, которые сейчас получают электронные визы, могут быстро оформить свою визу в Россию и посетить столицу с максимальным комфортом. 

«Большое значение имеет развитие сети маршрутов Московского авиационного узла, сейчас 37 стран связаны с нами регулярным международным воздушным сообщением. А уникальная транспортная логистика внутри России, где Москва является крупнейшим хабом, позволяет решать вопросы перемещения по стране быстро и с максимальным удобством», – считает Горин.

По его словам, в непростых геополитических условиях Москва способствует развитию туристического потока, делая удобные платежные решения, так как зарубежные туристы сталкиваются с проблемой платежей в условиях, когда карты зарубежных банков не работают. Программа платежной системы UnionPay, развитие карты туриста с получением ее по прилете в Россию также упрощают путешествия.

Москва уникальна по предложениям инфраструктуры, объясняет Горин. Это не только гостиницы, но и объекты показа, развитие услуг конгрессного туризма. «Конечно, городу необходимо очень активно развивать конгрессные площадки. Мы видим, что план мероприятий многих коммерческих структур как раз позволяет проводить глобальные события, в том числе форумы и выставки, в Москве. Это становится возможно и очень удобно с учетом развитой гостиничной инфраструктуры. И в этом плане конгрессный центр мог бы помочь привлечь еще больше зарубежных гостей и обеспечивать, в том числе внутренним деловым путешественникам, больше возможностей в Москве», – считает он.

По словам Горина, для удобства путешественников однозначно необходимо создать календарь мероприятий и деловых событий, которые проходят в Москве. Здесь очень важно развивать именно информационную рекламную кампанию о путешествиях в Россию, деловых поездках в Россию, так как существует множество стереотипов об определенных рисках и угрозах при путешествии в Россию. Например, проект Discover Russia может дать больше информации о Москве, о России, о возможностях участия в мероприятиях, проводимых в столице. Проект позволит в том числе повысить спрос на повторный туризм, ведь после первого посещения России деловые туристы получают новые контакты, новые контракты и возвращаются в страну, рассуждает эксперт. 

Также, по его словам, нужно дальше упрощать визовую составляющую. Есть круг дружеских стран, с которыми на двусторонней основе возможна полная отмена виз, считает Горин. «Для деловых путешественников и в целом для туристов нужно, наверное, пересматривать все нормы ввоза иностранной валюты, так как существующая норма в $10 000 недостаточна – бюджет путешествий бывает значительно выше этих установленных квот», – считает председатель правления Союза агентств делового туризма.

Управляющий директор корпоративного бизнеса «Випсервис» и член правления Союза агентств делового туризма Галина Полищук отмечает, что Москва активно внедряет современные технологии и инновации, что делает ее привлекательной для проведения сложных технологических конференций и других высокоуровневых мероприятий. «Москва является финансовым и деловым центром России, где сосредоточены штаб-квартиры многих крупных компаний и организаций, что создает благоприятные условия для ведения бизнеса и делает город привлекательным для проведения различных конференций, выставок и других деловых мероприятий. При этом город уделяет большое внимание вопросам безопасности и комфорта своих гостей, предоставляя им качественные услуги и создавая безопасную среду», – говорит Полищук.

По ее словам, для дальнейшего развития делового туризма в Москве необходимо продолжать развитие инфраструктуры, которое включает в себя улучшение транспортной системы, создание новых конференц-возможностей, расширение гостиничного фонда и совершенствование общественных пространств. Одним из ключевых проектов, который может значительно улучшить ситуацию, является строительство международного конгрессно-выставочного комплекса, который будет оснащен всем необходимым, считает управляющий директор корпоративного бизнеса «Випсервис». Также расширение количества мероприятий разного уровня, в том числе международных, может способствовать увеличению притока бизнес-туристов в Москву. 

«Международные конференции, выставки, форумы и другие подобные события привлекают представителей бизнеса и специалистов из разных отраслей со всего мира. Такие мероприятия способствует развитию новых партнерских отношений, помогают создать положительный имидж города и страны в целом, а также подчеркивают их значимость на международной арене и стимулируют интерес к дальнейшему сотрудничеству», – резюмирует Полищук. 

Образовательный и медицинский туризм 

Власти столицы ожидают, что в 2030 г. 5,8 млн гостей приедут в город с целью получения новых знаний. Для этого на базе технопарков и кампусов вузов Москвы будет создаваться всесезонный лагерь «Город открытий», который смогут посещать школьники и студенты из регионов – с образовательными и профориентационными целями. Планируется также сформировать общую тематическую базу образовательных курсов и программ Москвы, вместе с профильными федеральными министерствами заниматься проведением в российской столице международных олимпиад для учащихся. Таким образом, на основе мирового опыта будет осуществляться интеграция туризма и дополнительного образования.

Еще одно перспективное направление – медицинский туризм, для развития которого Москва уже сегодня обладает устойчивыми конкурентными преимуществами. Клиники столицы принимают множество пациентов из других регионов и готовы наращивать эти объемы без всякого ущерба москвичам. Развитию этого направления будет способствовать получение туроператорами международной сертификации по медицинскому туризму – в соответствии с едиными стандартами работы со странами ЕАЭС, ШОС и БРИКС. Объем медицинского туризма в 2030 г. оценивается в 1,6 млн человек.

Больше впечатлений

Москва, вероятно, самый быстрорастущий туристический город в России, отмечает Ромашкин из АТОР. По его словам, с одной стороны, это следствие общего роста внутреннего туризма в России, а с другой – общемировой тренд. Мегаполисы и столицы во всем мире растут быстрее и больше привлекают туристов. По словам Ромашкина, туристический потенциал Москвы огромен: сейчас город с легкостью примет 1 млн и даже 2 млн дополнительных туристов – это не вызывает напряжения.

Сегодня в Москве работает уже порядка 1900 отелей разных категорий и постоянно появляются новые объекты. Например, с января по май 2023 г. ввели в эксплуатацию здания четырех гостиниц, рассчитанных на 358 номеров, – большинство объектов располагается в центре города. В их числе – гостиницы на Большой Никитской, 1-й Тверской-Ямской и Зубовской улицах, а также на Ленинском проспекте. Последняя располагается рядом с крупным офисным зданием, благодаря чему рядом формируется современный деловой кластер с большим количеством рабочих мест. К 2030 г. Москве потребуется увеличить гостиничный фонд на 25 700 номеров.

Открытие гостиницы требует значительных финансовых вложений и правильного оформления документов. Город упростил бюрократический процесс и помогает в решении технических вопросов: для этого специалисты Мостуризма проводят онлайн-консультации для бизнеса. Также город предоставляет различные льготы для инвесторов, открывающих новые гостиницы. Например, они могут получить право на льготную аренду зданий по стоимости 1 руб. за 1 кв. м в год. Новые объекты также появляются благодаря механизму концессии, который позволяет развивать гостиничную инфраструктуру за счет инвестиций.

Развивается в столице и сфера общепита. За первое полугодие 2024 г. количество новых ресторанов и кафе в Москве увеличилось почти на 600 заведений, а их общее число превысило 22 000, сообщил руководитель столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк летом этого года. Согласно статистике ведомства, прирост новых кафе и ресторанов с января по июнь 2024 г. оказался втрое выше прошлогоднего показателя за аналогичный период. С 2010 г. количество заведений общественного питания в столице увеличилось почти в 3 раза. Сейчас в заведениях общественного питания количество посадочных мест превышает 850 000.

«Москва – это не Венеция и не Дубровник в Хорватии», – рассуждает Ромашкин из АТОР. По его мнению, транспорт, отели, рестораны легко обслужат любое количество гостей. Аэропорты принимают тысячи рейсов в день, сюда легко добраться из любого города. В Москве масса развлечений на любой вкус – огромные общественные пространства, шопинг, еда любой кухни мира, отмечает эксперт: этим она отличается от курортных мест, где из всех развлечений – преимущественно купание в море. Бизнес-поездки также совершаются в Москву, поскольку это крупнейший деловой центр. «Иностранные туристы также предпочитают Москву для поездки в Россию. В мире растет спрос на короткие поездки, сити-туры, все это удобно делать в столице. Здесь больше впечатлений на единицу времени», – резюмирует Ромашкин.

Самое популярное
Наш город
Москва увеличила финансовую помощь для венчурных инвесторов
Программа позволяет бизнес-ангелам компенсировать до 50% от объема вложений
Наш город
Шоу, квесты, сноуборд: что посетить на фестивале «Зима в Москве»
Где горожанам покататься на коньках или лыжах и как найти дом Деда Мороза
Умный город
Почему рекламодателям больше не нужен креатив
Ведущим фактором для них становится цена
Культурный город
Куда пойти в выходные 23–24 ноября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Зима в столице: новый мегапроект объединит все сезонные события и праздники
Москвичей ждут гастрономические фестивали, музыкальные и театральные вечера и многое другое
Наш город
Метрополис: завершаются работы во втором вестибюле станции «Физтех»
Три новые пересадки сделают станции БКЛ доступнее
Наш город
Рядом Сиреневый сад: в Гольянове появился новый жилой квартал
Почти 2500 человек улучшат жилищные условия по программе реновации
Городская недвижимость / Мнение
Систему перекосило – как возник «потребительский терроризм» в стройотрасли
Нормы, которые нельзя учесть при массовом возведении жилья, нужно пересмотреть
Гараж
Современная классика: чем удивил отечественный седан «Москвич 6»
Автомобиль имеет строгий дизайн, хорошую медиасистему и отлично управляется
Наш город
Финансовая грамота: в 214 школах Москвы открыты предпринимательские классы
Более 10 000 подростков знакомятся с особенностями создания и ведения бизнеса
Наш город
Анастасия Ракова: «Доверие построить гораздо сложнее, чем новые больницы»
Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития – о новых стандартах оказания медицинской помощи
Наш город
Опять первая: Москва стала лидером по количеству музеев среди мегаполисов
Столица вошла в топ-30 в общем зачете рейтинга Global Cities Index 2024
Наш город
Сто лет тому вперед: как в Москве улучшают качество жизни пожилых горожан
Каждый пятый житель столицы старшего возраста поучаствовал в программе «Московское долголетие»
Наш город
Теплый прием: как Москва помогает сиротам обрести семью и старших товарищей
В столице реализуется множество социальных программ для поддержки приемных родителей и их подопечных
Наш город
Соцподдержка и развитие инфраструктуры: в Москве принят бюджет на 2025–2027 годы
Ежегодные темпы роста доходов столицы в указанный период, по прогнозам, составят 6%