Зачем Москва строит транспортную инфраструктуру ускоренными темпами
К 2030 году планируется построить 540 км автодорог, а количество станций рельсового транспорта вырастет на 10%Пассажиропоток городского транспорта Москвы вырос в сентябре 2024 г. на 2% по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года и составил 14,88 млн поездок в сутки, следует из данных Единого транспортного портала Москвы.
На поездки в метро и МЦК пришлось 51,6% всего пассажиропотока, на наземный городской пассажирский транспорт – 28,1%, такси – 9,9%, МЦД – 8,9%, каршеринг – 1,4%.
Во многом это связано с активным комплексным развитием московского транспорта. В 2023 г. в Москве было построено рекордное количество крупных транспортных объектов, писал в своем Telegram-канале мэр города Сергей Собянин. «В марте [2023 г.] полностью заработала Большая кольцевая линия. В начале сентября открыли пять новых станций метро: «Пыхтино», «Аэропорт Внуково», «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех». В общей сложности – 14 станций за год», – отмечал он в ноябре прошлого года.
Рельсовый каркас Москвы
С начала года уже открыты пять новых станций. Например, станция «Потапово» Сокольнической линии, которую открыли 5 сентября, улучшила транспортную доступность Коммунарки и Южного Бутова. Жители этих районов теперь могут экономить в пути до 40 минут ежедневно. Станция «Потапово» также на 30% разгрузила «Новомосковскую» на той же ветке. Достроить до конца года планируют «Корниловскую», «Коммунарку» и «Новомосковскую» Троицкой линии.
7 сентября в Москве открылась новая, 16-я, линия метро – Троицкая. На ней начали работать четыре станции – «Новаторская», «Университет дружбы народов», «Генерала Тюленева», «Тютчевская». «Новые станции в пешей доступности получили порядка 800 000 человек, проживающих в районах Обручевский, Коньково, Теплый Стан, Проспект Вернадского, Ломоносовский и Коммунарка. На поездках по городу они будут экономить до 25% времени», – отмечал Собянин.
Почти половина парка Московского метрополитена – поезда со сквозным проходом между вагонами, заявил 7 октября руководитель московского дептранса Максим Ликсутов. По его словам, сейчас в метрополитене уже 400 таких составов. Они вмещают больше пассажиров и позволяют пройти в нужный вагон, чтобы сэкономить время при выходе на станции.
За 13 лет в Москве количество станций метро выросло более чем вдвое, появились МЦК и МЦД. Сейчас количество станций рельсового транспорта суммарно достигает 436. К 2030 г. их число вырастет на 10% – до 478. Одновременно обновляется подвижной состав Московского метрополитена: обновлено более 75% парка, а средний возраст вагонов составляет 13,4 года. Сейчас в московском метро курсирует более 6600 вагонов, свыше 5000 из них – в составе поездов нового поколения. К 2030 г. появится еще порядка 2300 новых вагонов. Продолжается и обновление подвижного состава МЦД, в этом году уже поступило 110 вагонов поезда «Иволга», до конца года ожидается еще столько же. Полностью завершить обновление на МЦД-3 планируется до конца 2024 г., а на МЦД-4 до конца 2025 г.
Наземные рекорды
Москва стала мировым лидером по динамике развития транспортной инфраструктуры, говорил в июне Собянин. Это касается не только МЦК и МЦД, но и наземного транспорта.
Например, в этом году в столице полностью заменили автобусы на электробусы на 45 маршрутах, рассказал Ликсутов 8 октября. Электробусы впервые вышли на улицы Москвы в 2018 г. Сейчас в будние дни на новых электробусных маршрутах совершается более 200 000 поездок в день.
«На более чем 150 маршрутах работают 2000 электробусов «Камаз» и «Лиаз». С начала года в парки Мосгортранса поступили 650 инновационных машин. Москва сохраняет лидерство в Европе по количеству экологичного транспорта. В этом году мы запустили рекордное количество электробусных маршрутов и продолжаем развитие сети», – подчеркнул Ликсутов.
По данным дептранса Москвы, замена одного дизельного автобуса на электробус уменьшает выбросы углекислого газа на 60 т в год. При этом электробус тише автобуса и едет без вибраций.
В Москве также была решена проблема маршруток: город заключил с перевозчиками контракты, и теперь они работают по единым стандартам обслуживания. По данным дептранса, за девять месяцев 2024 г. было совершено 139 млн поездок на автобусах коммерческих перевозчиков. Их парк сейчас составляет более 1100 автобусов. В этом виде транспорта действуют все привычные способы оплаты проезда, льготы, современные пассажирские сервисы и бесплатные пересадки между маршрутами. Количество ДТП по вине водителей коммерческих перевозчиков с начала 2024 г. снизилось на 24%, число пострадавших сократилось на 33%.
«После перехода на госконтракты коммерческие перевозчики стали соответствовать самым высоким стандартам Московского транспорта. В ноябре на маршруты выйдет более 140 новых автобусов большого и малого класса», – говорит Ликсутов.
К 2030 г. московские власти планируют довести долю современного и комфортного подвижного состава наземного транспорта до 100%.
Продолжается масштабное развитие трамвайной системы города. Сегодня трамвай – самый эффективный вид транспорта по провозной способности после метро. За счет обновления подвижного состава, обособления путей от проезжей части, обустройства новых остановок и удобных пересадок трамваи успешно интегрируются в рельсовый каркас города.
С 2017 г. в столицу поступило более 500 современных вагонов последнего поколения с полностью низким полом, а флагманом трамвайной системы стала трехсекционная полностью низкопольная модель «Витязь-Москва». Парк обновлен на 95%, а полная замена устаревших вагонов на новые завершится в ближайшие годы.
В сентябре 2024 г. мэр Москвы Сергей Собянин открыл новую трамвайную линию по ул. Сергия Радонежского в центре города и принял участие в запуске трамвайного маршрута № 2, связавшего восточные районы столицы с Курским вокзалом. Новый маршрут объединил 9 линий и 15 станций рельсового каркаса города. Более 700 000 жителей получили удобные транспортные связи со станциями метро, МЦК, МЦД и центром города. В 2025 г. планируется открытие новой линии по пр-ту Академика Сахарова между Комсомольской площадью и Чистопрудным бульваром, а также восстановленного участка по Трифоновской улице до Рижской площади.
Автодорожные успехи
За последние 12 лет в Москве существенно улучшилась ситуация на автодорогах: появилась сеть платных парковок, которая сейчас насчитывает более 108 000 мест, из них не менее 10% – для людей с инвалидностью. За счет развития парковочной инфраструктуры на 65% сократилось время поиска свободного парковочного места, а число нарушений при парковке снизилось на 64%.
С 2011 г. в городе построили порядка 1400 км автодорог, свыше 450 мостов, путепроводов тоннелей и эстакад, 329 пешеходных переходов. В результате протяженность всех московских дорог выросла более чем на 20%. К 2030 г. в Москве планируется построить и ввести в эксплуатацию более 540 км дорог, говорил в июне заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов.
Предполагается, что новый транспортный каркас города будет организован за счет частичной реконструкции МКАД и строительства новых транспортных магистралей общегородского значения, таких как магистраль вдоль Малого кольца МЖД от северного направления Московского скоростного диаметра до Ленинградского шоссе, дорога Киевское шоссе – Троицк – Андреевское – Варшавское шоссе в ТиНАО и магистраль Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе. Также до 2030 г. завершится строительство ряда крупных автодорог – южного направления Московского скоростного диаметра, магистрали Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе и автодороги Мамыри – Пенино – Шарапово.
Транспорт-2030: необходимость развития
Москва исторически имела центростремительную структуру транспортных потоков: добираться в центр города всегда было удобнее и быстрее, чем перемещаться между периферийными районами, говорит партнер Б1 Илья Сухарников. Но в последние годы ситуация стала неуклонно меняться в сторону повышения транспортной связанности всех районов, в том числе находящихся за МКАД. Это стало возможным благодаря ряду мер по развитию транспортного каркаса и повышению эффективности общественного транспорта, отмечает он. Это и строительство Северо-Западной хорды, Московского скоростного диаметра, и развитие внутригородского железнодорожного сообщения (МЦК, МЦД), и ввод новых станций и линий метро (БКЛ, Некрасовская и Троицкая линии), и создание выделенных полос и ускорение движения наземного транспорта (автобусы-экспрессы, современные трамваи и электробусы), перечисляет он.
В Москве принят комплексный подход к развитию транспортной системы, поэтому одновременно строятся и метро, и автодороги, и наземные пути для общественного транспорта, выделяются отдельные полосы для электробусов и автобусов, говорит директор Центра исследований умного города Высшей школы экономики Константин Трофименко. «Особенно стоит отметить выдающиеся по общемировым меркам темпы строительства метрополитена. Они опережают даже советские показатели. Пожалуй, только в Китае строят больше и быстрее», – отмечает он.
Несмотря на текущие высокие темпы строительства, развитие транспортной инфраструктуры необходимо продолжать, считает Сухарников. «Рельсовый внеуличный транспорт – основа транспортного каркаса, он обеспечивает наибольшую пропускную способность и скорость перевозки пассажиров», – подчеркивает эксперт. Он отмечает, что востребованность земельных участков повышается с открытием возле них новых станций метро, а новые дороги позволяют повысить связанность районов. Это, по словам Сухарникова, благоприятно сказывается на общем развитии города: снижается доля «депрессивных территорий», растет качество архитектуры строящихся зданий, формируются новые деловые и общественные пространства.
С ним согласен Трофименко: дороги и метро формируют градостроительный каркас, который становится основой освоения территорий и массового строительства. «Строительство метро особенно важно, так как при наличии лишь автодорог в районах с плотной застройкой появляются огромные пробки», – поясняет он. При этом власти города научились масштабировать и тиражировать типовые решения, что удешевляет строительство инфраструктуры, подчеркивает эксперт.
Расширение московского метро и других видов транспорта стимулирует комплексное развитие районов города, говорит председатель комиссии по транспорту Общественной палаты города Москвы Сабина Цветкова. Чем доступнее транспорт, тем быстрее развиваются районы, округа и комфортнее становится жизнь жителей, отмечает она.
Транспорт нельзя рассматривать в отрыве от экономики, добавляет директор «Яков и партнеры» Игорь Пиун. Главная задача развития транспортной инфраструктуры – обеспечение динамичного роста экономики города. Усиление связанности Москвы и пригородов решает задачу экономического роста, при этом делая поездки более предсказуемыми и зачастую более дешевыми и экологичными, отмечает он.
Экономический эффект от инфраструктурных проектов, особенно таких капиталоемких, как строительство метро, включает значительное косвенное влияние, замечает Сухарников. Это, например, рост стоимости недвижимости и налоговых поступлений в бюджет города и увеличение деловой активности за счет новых возможностей для бизнеса, поясняет он. Совокупный эффект от развития транспортной инфраструктуры для города существенно превышает расходы на ее создание, уверен эксперт. А развитие преимущественно общественного транспорта позволяет достичь максимального эффекта с наименьшими издержками, заключает он.