Отдых на воде: летом речные вокзалы Москвы перевезли более 1,5 млн пассажиров
Столица продолжит развивать экологически чистый транспортМосква-река переживает второе рождение, а Северный и Южный речные вокзалы вновь стали настоящими водными воротами столицы. Популярность круизных и прогулочных маршрутов растет. С апреля по ноябрь 2024 г. круизные теплоходы приняли более 370 000 пассажиров, свыше 1,5 млн горожан и гостей столицы совершили прогулки на речных трамвайчиках. Мэр Москвы Сергей Собянин подвел итоги навигации уходящего года.
С апреля по ноябрь 2024 г. речные суда обслужили свыше 370 000 путешественников, что на 15% превышает показатели навигации 2023 г. Наиболее востребованными маршрутами среди туристов стали Нижний Новгород, Санкт-Петербург и Ярославль.
Ставка на электрофлот
Во время пиковой деятельности Северный и Южный речные вокзалы осуществляли прием и отправку до 30 теплоходов ежедневно. В итоге было выполнено свыше 2100 рейсов, что на 10% превышает показатели прошлого сезона. Увеличение количества пассажиров зафиксировано и на направлениях, соединяющих причалы «Химки» и «Захарково», – 264 000 поездок, что на 22 000 больше по сравнению с прошлым годом.
Одним из наиболее популярных способов провести время для москвичей и туристов разных возрастов являются прогулки на речных трамвайчиках. В этом году по Москве-реке было задействовано свыше 150 прогулочных катеров. Эти суда привлекли более 1,5 млн жителей и гостей города.
По словам Собянина, столица в 2023 г. запустила новейшие круглогодичные регулярные маршруты электрического транспорта – Киевский – Сердце Столицы и ЗИЛ – Печатники. В текущем году первая линия была расширена до причала «Парк Фили» и теперь носит название «Киевский – парк Фили». За прошедший год на двух маршрутах было открыто шесть новых причалов. Пассажиров обслуживают отечественные суда класса «Лед 20», которые способны самостоятельно справляться с мелкобитным льдом толщиной до 20 см.
С момента начала эксплуатации круглогодичных электрических судов было осуществлено свыше 58 000 рейсов, которые охватили более 520 000 км. Среди самых популярных причалов можно выделить «Киевский», «Парк Фили», «Печатники», «Сити Центральный», «ЗИЛ» и «Южный речной вокзал».
В июне на водные маршруты вышли четыре новых электросудна – «Каменка», «Люблинка», «Кузнецовка» и «Пахра». Их работа позволила уменьшить время ожидания и увеличить количество ежедневных рейсов. В настоящее время круглогодичный электрофлот столицы включает 21 судно, которым, в соответствии с новой традицией, даны названия в честь московских рек.
Не просто вокзалы
Северный и Южный речные вокзалы стали олицетворением возрождения Москвы-реки после проведения реставрационных работ.
На Северном речном вокзале круизные катера и туристические лодки выезжают с 17 причалов. Кроме того, здесь действуют регулярные речные маршруты, соединяющие причалы «Захарково» в Южном Тушине и подмосковные Химки. Это удобный и экономичный вариант передвижения, который позволяет избежать использования личных автомобилей, наземного и железнодорожного транспорта.
Путешествие началось
С начала текущего года на речных вокзалах Северном и Южном состоялось свыше 700 мероприятий, которые посетили 2,5 млн жителей Москвы и туристов.
Южный речной вокзал также обслуживает круизные суда. Он входит в состав круглогодичного маршрута электросудов ЗИЛ – Печатники. На речных вокзалах проводятся бесплатные лекции, творческие мастер-классы, занятия спортом и выставки. Здесь отмечаются городские праздники и проводятся яркие фестивали.
Охрана и зонирование водной территории
В усилиях по развитию судоходства в Москве власти акцентируют внимание на обеспечении безопасности на водных объектах. В текущем году акватория Москвы-реки была разбита на 12 зон. Были выделены специальные участки для регулярных и туристических маршрутов, а также для отдыха на воде и проведения мероприятий, включая фейерверки.
Активный отдых на воде, включая такие виды, как вейкбординг, яхтинг, гребля и сап-серфинг, был перенесен в зоны с меньшим движением судов. Например, занятия сап-серфингом доступны в Большом Строгинском затоне и в Серебряном Бору, воднолыжный спорт можно практиковать в районе Спасского затона, а водно-моторные развлечения – в Мякинино и на Химкинском водохранилище.
«Таким образом, мы исключаем пересечение участков, где люди отдыхают на воде, с территориями, по которым проходят регулярные и прогулочные маршруты. Наряду с работой Речного ситуационного центра ЦОДД и водного патруля это способствует повышению безопасности и комфорта на реке», – написал Собянин.
Зонирование будет способствовать более динамичному развитию инфраструктуры на отдельных участках и уменьшит необходимость в частых закрытиях акватории в центральной части для организации разнообразных мероприятий, добавил мэр.
Новые суда и маршруты
Москва продолжит совершенствование речного транспорта и переход на экологически безопасные суда с электрической силовой установкой. До конца 2025 г. ожидается поступление еще десяти электросудов, восемь из которых уже находятся на стадии строительства на верфи в Санкт-Петербурге. Кроме того, в следующем году в столицу прибудут пять плавучих причалов, которые сейчас изготавливаются в Перми, для модернизации новых остановок на двух существующих маршрутах.
Власти Москвы намерены наращивать развитие экологически чистого водного транспорта. В Нагатинском затоне идет создание высокотехнологичного судостроительного кластера. «Полный производственный цикл позволит нам строить до 50 электрических судов и осуществлять техническое обслуживание до 100 речных судов ежегодно», – сообщил мэр.
Ожидается, что к 2030 г. столица увеличит количество круглогодичных речных маршрутов до семи, которые будут охватывать всю акваторию Москвы-реки на территории города. Это улучшит транспортные связи между различными районами и округами. Жители получат новые возможности для передвижения по городу. При этом пассажиров будут обслуживать водные суда, которые не имеют аналогов по комфортности и техническому оснащению.
В сентябре заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов заявил, что в следующем году власти столицы планируют открыть новый маршрут электросудов. Сейчас специалисты проводят исследования и моделируют транспортные потоки. Он отметил, что регулярный речной транспорт в Москве доказал свою эффективность и поэтому столичные власти намерены продолжить его развитие.
Благодаря появлению нового – уже третьего – маршрута примерно 60 000 жителей Даниловского, Таганского и Южнопортового районов, а также Замоскворечья получат доступ к инновационному виду транспорта. На пути следования судов построят шесть причалов возле крупных жилых комплексов.
11 сентября мэр Москвы Сергей Собянин сообщил в своем Telegram-канале, что за четыре года после возобновления работы Северный речной вокзал посетили почти 10 млн человек, а его услугами воспользовались около 1 млн пассажиров. Причалы вокзала более 5000 раз приняли и отправили круизные суда.