Комедийная импровизация в Москве: куда пойти, чтобы посмеяться и отдохнуть
Фишка в неповторимости: юмор рождается здесь и сейчасПочти каждый стендап-клуб в столице сегодня предлагает на выбор сразу несколько вариантов импров-шоу. Фишка в неповторимости: юмор рождается здесь и сейчас. Вы сможете увидеть настоящий импровизационный баттл, выйти на сцену и задать свою тему или вместе с комиками полистать Tinder.
Комедийная импровизация, импров-шоу или просто импров – формат, в котором комик выступает перед живой аудиторией и разыгрывает сценки без предварительной репетиции, в отличие от стендапа, где шутки готовятся заранее.
Большинство импров-шоу строятся на простом принципе: участники получают задание, которое нужно на ходу оформить в смешную миниатюру. В стендап-клубах весело, это отличный способ расслабиться и снять стресс. Возможно, поэтому в Москве сегодня работает более 40 стендап-площадок и многие предлагают свой формат импровизации.
Где посмотреть импров-шоу
Понаблюдать за традиционным импровизационным баттлом можно в Stand Up Patriki на шоу «Импровизация. Команды», в котором две группы комиков соревнуются в придумывании шуток на ходу на заданную тему. Руководитель студенческого сообщества Improv Russia и руководитель проекта Мартин Разроев рассказывает, что за основу взято шоу, которое выходит на ТНТ.
«Мы реализуем одну из региональных сцен, где играет определенный набор команд, – поясняет Разроев. – Сезон длится полгода, и чемпион переходит в сцену выше уровнем. Победитель попадает прямиком на телевидение. В нашем случае это сцена «Студенты», где между собой в комедийной импровизации соревнуются студенческие команды из многих городов России». Билеты – от 600 до 800 руб. Программа длится 1,5–2 ч.
По словам Разроева, несмотря на напряженный эмоциональный фон, интерес людей к проекту не снижается. «В условиях нестабильности и постоянных изменений аудитория ищет некий оплот стабильности. Когда тебе плохо, ты обращаешься к тому, что тебе гарантированно дарит хорошие эмоции, будь то сериал, любимое блюдо или, как один из вариантов, вечер на концерте импровизации», – делится Разроев.
Познакомиться еще с одним популярным форматом импрова можно в «Клубе #1» на Новом Арбате на шоу «Stand up по заказу»: четыре комика придумывают шутки на темы, которые зрители предлагают из зала (стоимость – 900 руб.). Здесь готовят и новые форматы с амбициозными задачами: не только развлечь аудиторию, но и подсветить важные вопросы, помочь людям справиться с переживаниями, рассказывает генеральный продюсер «Клуба #1» Ксения Кабишева.
«В ноябре мы запускаем два новых импровизационных шоу. Они будут тематическими. Одно из них достаточно откровенное, на те темы, о которых обычно не принято говорить. Есть какие-то комплексы, есть какие-то внутренние запреты у людей, и мы решили, что с помощью юмора людям будет проще, т. е. это тоже такая своего рода психотерапия», – делится Ксения.
Прокачка «комедийных мышц»
В Stand-up House проходит конкурс «Комментаторы» – на сцене зрители показывают синхронные движения, а участникам шоу необходимо обыграть их словами. По словам комика Александра Быкова, важная особенность этого формата в его оперативности. «В импровизации вообще нет времени на анализ. Шутка должна быть быстрой и яркой, у зрителя нет времени подумать», – говорит он.
Одна из участниц, Лолита Аушева, добавляет, что выступать в импрове непросто, но такие проекты «очень хорошо прокачивают «комедийные мышцы». «Это как тренировки, по факту, мы такие спортсмены юмора», – говорит Аушева. Стоимость билетов – от 600 руб.
Когда решает зритель
Еще один необычный формат, практически игра Activity на сцене, проходит в StandUp Cafe на шоу «Следующий слайд!» – комики пробуют смешно представить презентацию, которую видят впервые. Также в программе можно найти и настоящее театральное представление «Есть приятное обстоятельство», совмещенное с импров-шоу от опытной команды актеров и импровизаторов. Билет – от 550 руб.
Вера Дровеникова, создатель и ведущая шоу «Есть приятное обстоятельство», рассказывает, что формат родился из уроков по актерскому мастерству для комиков, которые Дровеникова начала давать два года назад. «Мы собирались раз в неделю, делали разные упражнения, этюды, потом заметили, как люди со стороны приходят посмотреть на то, что мы делаем, и подумали, что это может быть интересно зрителям, и так оно и вышло», – говорит Дровеникова.
Со временем все трансформировалось в полноценное шоу. «У нас есть один ведущий и шесть участников. Разные форматы импровизации, в одном шоу мы делаем этюды на заданную тему, в другом – существуем в разных жанрах, в третьем – пробуем расколоть друг друга. Есть формат липсинг-баттла, где мы исполняем песню известного певца или певицы под фонограмму», – поясняет Дровеникова.
Ведущий вместе с залом задает обстоятельства, а в конце зрители с помощью голосования решают, кто из импровизаторов был лучшим. Шоу проходит два раза в месяц. Среди участников есть и стендап-комики, и актеры.
Тиндер-шоу
Понаблюдать за тем, как ведущие смотрят и комментируют анкеты реальных людей в тиндере, можно в клубе Stand Up Brothers, где проходит Tinder Show. Четыре комика выходят на сцену, выводят на проектор популярную соцсеть для знакомств, шутят и общаются с залом на тему свиданий.
По словам владельца клуба Stand Up Brothers Умида Хайитова, у импрова достаточно молодая аудитория, в основном студенты. «Зрители у импровизаторов точно моложе. Если среднестатистическому зрителю на стендапе 35 лет, то фанаты импровизаторов – это недавно отпраздновавшие совершеннолетие молодые люди», – рассказывает Хайитов.
Популярные темы
Чаще всего на сцене в импров-шоу высмеивают бытовые вопросы, офисные будни и проблемы в отношениях. «Все как везде, люди будут смеяться над тем, что им понятно, знакомо и близко. Актуальную повестку комики и импровизаторы обычно не берут за основу выступления, так как у них нет цели становиться новостной лентой. Комедия – это способ отвлечься от текущих проблем и переживаний, к счастью, артисты это понимают», – говорит Хайитов.
По словам Хайитова, многие стендап-комики занимаются импровизацией факультативно, не для того, чтобы состояться в этом жанре, а чтобы научиться быстро генерировать шутки, хорошо и свободно держаться на сцене и легко коммуницировать со зрителями. Стоимость билетов на Tinder Show – 200 руб. Также в клубе проходит «Фидбэк шоу» – три опытных комика слушают молодых ровно три минуты, затем в формате фидбэка придумывают шутки.
Каждый месяц в стендап-клубах появляются новые форматы импровизационных шоу, поэтому, если пока подходящего варианта в списке нет, стоит посмотреть афиши клубов – и точно отыщется импров по душе.