Александр Робак: «Все прекрасно, но при этом все замерзло»

Звезда «Эпидемии» – о несостоявшейся судьбе металлурга, переулках Москвы и любимых ролях
Пресс-служба фестиваля «Маяк»
Пресс-служба фестиваля «Маяк»

В российский кинопрокат 31 октября выходит «Вечная зима» – режиссерский дебют продюсера и аналитика Николая Ларионова, чье имя значится в титрах таких хитов, как «Т-34» и «Без меня». Действие фильма происходит в середине 2000-х гг., в городе, разделенном рекой на две половины: Европу и Азию. Очень скоро на две части, на «до и после», разделится и жизнь героев, в меру счастливой уральской семьи: отец-металлург (Александр Робак), мама-музыкант (Юлия Марченко), сын-старшеклассник с узнаваемыми для этого возраста проблемами (Сергей Грузинов).

Российская премьера фильма состоялась в начале октября на фестивале «Маяк» в Геленджике, а первые международные показы пройдут на смотрах в Сан-Паулу (Бразилия) и Стамбуле (Турция). В интервью «Ведомости. Городу» Александр Робак рассказал, почему роль в «Вечной зиме» стала для него одной из самых значимых в карьере, а также поделился своими любимыми локациями в Москве.

«Дорожка, наверное, была предначертана»

– Отвечая на вопросы зрителей после показа «Вечной зимы» на «Маяке», вы сказали, что без раздумий согласились на проект, потому что срезонировала не только история, но и фактура. Коля Ларионов, режиссер и сценарист фильма, родился в Магнитогорске, вы – в Златоусте, тоже городе металлургов. Ваши детские впечатления во многом совпадают?

– Да, когда я открыл сценарий, поразился, как много там точных нюансов, которые я понимаю. Казалось, что читаю про свое детство. Это интересно, потому что Коля-то писал про 2004 г. – про свой подростковый период. Мои подростковые годы пришлись на середину 1980-х гг. А снимали мы в 2023-м. Но по сути за все эти десятилетия ничего не поменялось.

Биография

Александр Робак Родился 28 декабря 1973 г. в Златоусте. После окончания Ярославского театрального института играл в московском Театре имени Маяковского. Как киноактер дебютировал в фильме «День полнолуния» (1998 г.). На сегодня фильмография Робака насчитывает почти 170 ролей. В числе самых успешных проектов сериалы «Эпидемия», «Шторм», фильмы «Снегирь», «Географ глобус пропил» и др.

– Кстати, где снимали?

– В Магнитогорске, где по сценарию и происходит действие. Там все так и есть: переезжая через реку, ты попадаешь из Азии в Европу – и наоборот. На левом берегу действительно стоит комбинат, где работает около 300 000 человек. В районах, где живут рабочие, все время дым, плохая экология. На правом берегу посвежее – там есть и парки, и рестораны, и школы, и кинотеатры. Поэтому тот, кто живет на правом берегу, ухватил бога за бороду.

Расстояние между Магнитогорском и Златоустом – километров 300–400, все рядышком. Мой отец всю жизнь работал на заводе. Соответственно, друзья родителей все из металлургии. У меня больше половины одноклассников заканчивали институт на металлургов, несколько учились в Московском институте стали и сплавов (МИСИС). В общем, все примерно как у Коли.

– Фактически в фильме вы сыграли свою альтернативную судьбу? Кем могли бы стать, если бы остались в родном городе.

– Так и есть. Я же поступал одновременно и в МИСИС, и в театральный. В Москве я срезался, но поступил в итоге в театральный институт в Ярославле. Позвонил маме, рассказал. У мамы была пауза секунд 10–15, и она говорит: «Я рада, поздравляю». И все. Мне было 16 лет, и мама одной-двумя фразами могла бы меня развернуть – ну какой театральный в Ярославле? Ведь 1990-е годы же. И дорожка, наверное, была предначертана – остаться учиться в Златоусте, где филиал Челябинского политехнического института. Но – спасибо родителям.

«Ты как в колесе сансары и не можешь выскочить»

– Получается, у вас переезд в столицу был не по прямой, а через Ярославль. Сейчас вы ощущаете Москву своим городом?

– Безусловно. Я в Москве с 20 лет, но она и до этого была моим городом. Я, еще когда жил в Златоусте, сюда наведывался. У меня сестра училась в МИСИСе, я приезжал в гости и уже тогда был очарован и влюблен в Москву.

– После института вы переехали в Москву и вопреки всему попали в штат Театра имени Маяковского. Места вокруг него до сих пор в списке ваших любимых?

– Да, конечно. Когда снова там оказываюсь, всегда приходят приятные воспоминания. Но и других любимых мест у меня много. Очень люблю Чистые пруды, все эти переулки вокруг Мясницкой, Нескучный сад, Хамовники.

– Возвращаясь к «Вечной зиме» – получилась интересная рифма с другим фильмом конкурса «Маяка», «Кончится лето». Обе картины про цепочку насилия, которую прерывает главный герой. Однако ваш персонаж делает это не через драматическое действие, а путем сложной внутренней работы. Что в нем происходит, какие процессы – нам не видно?

– Мы много с Колей думали, как сплести такую паутину внешних событий, чтобы объяснить зрителю персонажа. Это же уральский характер. Что бы ни случилось, он внешне спокоен. Не будет такой человек совершать какие-то романтические поступки. Для него любовь это «Ну хорошо же живем: квартира-трешка, дача, гараж. Все у тебя есть, что еще надо?»

– Но мы же видим отчуждение внутри этой семьи с самого начала, когда еще все хорошо. Почему, например, муж ночует в гараже один и пьет? Не хочет идти домой?

– Ну, гараж – это вообще целая субкультура. На Урале это отдельный мужской мир. Мужики там собирались, ремонтировали машину, пили пиво, играли в преферанс – в общем, такой клуб. Что случилось с семьей из фильма? Монотонная жизнь, вечная зима, дом, работа, дом, работа постепенно сушат отношения. Они уже почти не общаются и не слышат друг друга. Внешне все прекрасно, но при этом все замерзло.

– Расскажите про вашу партнершу Юлию Марченко. Ведь это ее первая главная роль – хотя ярких ролей второго плана было много. И в «Вертинском», и во второй «Почке», и в грядущем «Аутсорсе», и в «Преступлении и наказании». Очень тонкая актриса.

– С Юлей невероятно комфортно работать. «Комфортно» даже неправильное слово. Это как танго – когда ты дополняешь партнера. Ты чувствуешь движение и начинаешь идти за этим движением. И, когда вы оба чувствуете друг друга, возникает танец.

– Каверзный вопрос. На мой взгляд, Николай Ларионов совершил взрослый мужской поступок, на который немногие режиссеры способны, особенно дебютанты: безжалостно сократил фильм, убрав все, что мешало ритму. Но вам, как актеру, не обидно, когда во время монтажа выпадают хорошо сыгранные сцены?

– Когда я уже на фестивале «Маяк» посмотрел фильм во второй раз на большом экране, то понял: Коля сделал правильно. В этом драфте теряется ощущение времени. Вот вроде был Новый год, а вот уже старый Новый год. Героиня Юли подходит к музыкальной школе, ей говорят: «Твои в прошлом месяце завоевали какую-то там награду, возвращайся». А когда она ушла? Сколько уже не работает в музыкальной школе? Вся история погружается в состояние безвременья – ты как в колесе сансары и не можешь выскочить. Мой герой постоянно задает себе вопросы: «Почему это произошло? Что я сделал не так?» Но к концу фильма все-таки к персонажам приходит просветление.

«Без диалога с режиссером мне неинтересно»

– Если посмотреть на вашу фильмографию, складывается впечатление, что балабановская фраза «найти своих и успокоиться» про вас. Вы часто работаете с одними и теми же людьми. Например, с режиссерами Александром Велединским и Борисом Хлебниковым. Максим Лагашкин – ваш партнер по многим фильмам и по совместной продюсерской работе. С Анной Михалковой у вас уже несколько проектов, включая недавний «Убойный отпуск». Это действительно круг своих, ваша зона комфорта?

– Я бы сказал, что это круг людей, которых ты слышишь и понимаешь. И тебя слышат и понимают. Когда ты на уровне полутонов чувствуешь, о чем говорит этот режиссер, когда есть диалог. Без диалога с режиссером мне неинтересно. И когда партнер слышит тебя – это же самое драгоценное. Я счастлив, что работал и продолжаю работать с этими людьми. И для меня эта работа всегда в удовольствие.

– Борис Хлебников был креативным продюсером сериала «Мы здесь, чтобы вам помочь», который показали на фестивале «Новый сезон». И там вы играете маньяка. Это же первый маньяк в вашей карьере?

– Так-то да, но на самом деле у меня там небольшая роль. Это был момент творческого хулиганства. Режиссер сериала – Дмитрий Тюрин, мы с ним давно дружим. Он снимал вторую «Эпидемию», где мы играли вместе с Марьяной Спивак (у нее одна из главных ролей в «Мы здесь, чтобы вам помочь») и Эльдаром Калимулиным. И вот как-то Дима позвонил нам с Эльдаром и говорит: «Ребят, есть небольшие роли – на два-три съемочных дня. Будет прикольно, если мы все опять объединимся». Ну мы, конечно, согласились. Чистое озорство.

– Вы летом – осенью побывали на почти всех индустриально важных фестивалях: на «Новом сезоне», «Короче», «Маяке». Какие у вас впечатления от фильмов коллег – зрительские и профессиональные?

– Я стараюсь оптимистично смотреть на вещи. Если есть в программе хотя бы два хороших проекта, которые тебе зашли, – уже прекрасно. Не бывает так, чтобы тебе все нравилось. Что-то тебя трогает, а что-то нет. На «Маяке» были две-три картины, которые именно в меня попали. Например, «Кончится лето» Владимира Мункуева и Максима Арбугаева. На «Короче» – «Чистый лист» дебютантки Полины Кондратьевой, где три совершенно замечательные актерские работы – Елены Лядовой, Полины Цыгановой и Зинаиды Ястржембской. Причем Зинаида поразительно сыграла молодую женщину с ДЦП. Это же чрезвычайно сложная актерская задача – твоя палитра красок крайне ограничена.

– Пока мы сейчас разговаривали, подошел ребенок и попросил сфотографироваться. Хотя в детском кино вы не снимаетесь.

– У меня был сериал «Киберпапа». За него меня дети и полюбили.

– А вы засекли тот момент, когда ваша популярность из «индустриальной» переросла в «народную»?

– Наверное, после «Домашнего ареста». Хотя, возможно, просто к этому моменту уже поднакопилось количество узнаваемых ролей.

– Для вас сейчас есть принципиальная разница, где сниматься – в сериале или в полном метре?

– Сложно сказать. И сериал сериалу рознь, и полный метр бывает разный... Есть несколько моих работ, которые лично я считаю очень хорошими. Это сериал «Шторм» и фильм «Снегирь». Оба – режиссера Бориса Хлебникова. Еще фильм «Географ глобус пропил» Александра Велединского. И вот «Вечная зима» мне очень понравилась. Таких работ немного, но их много и не может быть – они штучные. Такой материал всегда ждешь, и, когда он наконец попадается, это большая актерская удача.

Самое популярное
Горожане
Собянин вручил медали «80 лет Победы» ветеранам Великой Отечественной войны
Мэр также наградил орденами участников спецоперации
Наш город
Ставка на инновации: столица сосредоточилась на высокотехнологичном производстве
Положительную динамику показывает выпуск компьютеров, оптики и электроники
Наш город
Гид со знаком качества: как в Москве проходит аттестация экскурсоводов
С 1 марта 2025 года экскурсии по столице могут проводить только специалисты, подтвердившие свою квалификацию
Наш город
На конкурс по воссозданию исторических павильонов ВДНХ подано более 300 заявок
Молодые архитекторы и творческие коллективы должны представить проекты до 31 мая 2025 года
Культурный город
На конкурс кадрового резерва от депкульта Москвы пришли заявки из 46 регионов
Прошедшие экспертный отбор повысят квалификацию в ведущих творческих вузах
Культурный город
Дворянское гнездо: в усадьбе Валуево восстановят 10 исторических объектов
Также завершены работы по реставрации особняка Лоськова в Мансуровском переулке
Наш город
Подъемная сила: в Москве откроется первый в России кластер лифтостроения
Он будет создан на базе Карачаровского механического завода
Благотворительность
Учатся и работают: в студотрядах Москвы состоят более 3000 волонтеров
Сергей Собянин поздравил горожан с Днем российских студотрядов
Умный город / Галерея
Центральный университет откроет новый кампус в здании Центрального телеграфа
Объект культурного наследия на Тверской улице приобретен у девелопера Vos`hod
Горожане
Важен каждый: в голосовании о московском цирке приняли участие 100 000 человек
На платформе «Активный гражданин» горожане могут высказаться о его будущем
Умный город
Интеллектуальная среда: Москва реализует около 100 проектов с использованием ИИ
За год в столице внедрили около 300 моделей инновационных разработок
Наш город
425 музыкантов в метро и 1,6 млн тонн собранного вторсырья – хорошие новости
Только позитивные события в завершение недели
Наш город
Старейший в городе: как идет реконструкция Ленинградского вокзала
После работ площадь залов ожидания вырастет более чем втрое
Наш город
Будет лучшим: Куклачев оценил идею строительства нового цирка в Москве
По словам мэра, старое здание на проспекте Вернадского исчерпало свой ресурс
Наш город
Собянин: в ОЭЗ «Технополис Москва» вошли еще четыре производственные площадки
В прошлом году резиденты и арендаторы особой зоны инвестировали в развитие 215 млрд рублей