Александр Робак: «Все прекрасно, но при этом все замерзло»
Звезда «Эпидемии» – о несостоявшейся судьбе металлурга, переулках Москвы и любимых роляхВ российский кинопрокат 31 октября выходит «Вечная зима» – режиссерский дебют продюсера и аналитика Николая Ларионова, чье имя значится в титрах таких хитов, как «Т-34» и «Без меня». Действие фильма происходит в середине 2000-х гг., в городе, разделенном рекой на две половины: Европу и Азию. Очень скоро на две части, на «до и после», разделится и жизнь героев, в меру счастливой уральской семьи: отец-металлург (Александр Робак), мама-музыкант (Юлия Марченко), сын-старшеклассник с узнаваемыми для этого возраста проблемами (Сергей Грузинов).
Российская премьера фильма состоялась в начале октября на фестивале «Маяк» в Геленджике, а первые международные показы пройдут на смотрах в Сан-Паулу (Бразилия) и Стамбуле (Турция). В интервью «Ведомости. Городу» Александр Робак рассказал, почему роль в «Вечной зиме» стала для него одной из самых значимых в карьере, а также поделился своими любимыми локациями в Москве.
«Дорожка, наверное, была предначертана»
– Да, когда я открыл сценарий, поразился, как много там точных нюансов, которые я понимаю. Казалось, что читаю про свое детство. Это интересно, потому что Коля-то писал про 2004 г. – про свой подростковый период. Мои подростковые годы пришлись на середину 1980-х гг. А снимали мы в 2023-м. Но по сути за все эти десятилетия ничего не поменялось.
Биография
Александр Робак Родился 28 декабря 1973 г. в Златоусте. После окончания Ярославского театрального института играл в московском Театре имени Маяковского. Как киноактер дебютировал в фильме «День полнолуния» (1998 г.). На сегодня фильмография Робака насчитывает почти 170 ролей. В числе самых успешных проектов сериалы «Эпидемия», «Шторм», фильмы «Снегирь», «Географ глобус пропил» и др.
– В Магнитогорске, где по сценарию и происходит действие. Там все так и есть: переезжая через реку, ты попадаешь из Азии в Европу – и наоборот. На левом берегу действительно стоит комбинат, где работает около 300 000 человек. В районах, где живут рабочие, все время дым, плохая экология. На правом берегу посвежее – там есть и парки, и рестораны, и школы, и кинотеатры. Поэтому тот, кто живет на правом берегу, ухватил бога за бороду.
Расстояние между Магнитогорском и Златоустом – километров 300–400, все рядышком. Мой отец всю жизнь работал на заводе. Соответственно, друзья родителей все из металлургии. У меня больше половины одноклассников заканчивали институт на металлургов, несколько учились в Московском институте стали и сплавов (МИСИС). В общем, все примерно как у Коли.
– Так и есть. Я же поступал одновременно и в МИСИС, и в театральный. В Москве я срезался, но поступил в итоге в театральный институт в Ярославле. Позвонил маме, рассказал. У мамы была пауза секунд 10–15, и она говорит: «Я рада, поздравляю». И все. Мне было 16 лет, и мама одной-двумя фразами могла бы меня развернуть – ну какой театральный в Ярославле? Ведь 1990-е годы же. И дорожка, наверное, была предначертана – остаться учиться в Златоусте, где филиал Челябинского политехнического института. Но – спасибо родителям.
«Ты как в колесе сансары и не можешь выскочить»
– Безусловно. Я в Москве с 20 лет, но она и до этого была моим городом. Я, еще когда жил в Златоусте, сюда наведывался. У меня сестра училась в МИСИСе, я приезжал в гости и уже тогда был очарован и влюблен в Москву.
– Да, конечно. Когда снова там оказываюсь, всегда приходят приятные воспоминания. Но и других любимых мест у меня много. Очень люблю Чистые пруды, все эти переулки вокруг Мясницкой, Нескучный сад, Хамовники.
– Мы много с Колей думали, как сплести такую паутину внешних событий, чтобы объяснить зрителю персонажа. Это же уральский характер. Что бы ни случилось, он внешне спокоен. Не будет такой человек совершать какие-то романтические поступки. Для него любовь это «Ну хорошо же живем: квартира-трешка, дача, гараж. Все у тебя есть, что еще надо?»
– Ну, гараж – это вообще целая субкультура. На Урале это отдельный мужской мир. Мужики там собирались, ремонтировали машину, пили пиво, играли в преферанс – в общем, такой клуб. Что случилось с семьей из фильма? Монотонная жизнь, вечная зима, дом, работа, дом, работа постепенно сушат отношения. Они уже почти не общаются и не слышат друг друга. Внешне все прекрасно, но при этом все замерзло.
– С Юлей невероятно комфортно работать. «Комфортно» даже неправильное слово. Это как танго – когда ты дополняешь партнера. Ты чувствуешь движение и начинаешь идти за этим движением. И, когда вы оба чувствуете друг друга, возникает танец.
– Когда я уже на фестивале «Маяк» посмотрел фильм во второй раз на большом экране, то понял: Коля сделал правильно. В этом драфте теряется ощущение времени. Вот вроде был Новый год, а вот уже старый Новый год. Героиня Юли подходит к музыкальной школе, ей говорят: «Твои в прошлом месяце завоевали какую-то там награду, возвращайся». А когда она ушла? Сколько уже не работает в музыкальной школе? Вся история погружается в состояние безвременья – ты как в колесе сансары и не можешь выскочить. Мой герой постоянно задает себе вопросы: «Почему это произошло? Что я сделал не так?» Но к концу фильма все-таки к персонажам приходит просветление.
«Без диалога с режиссером мне неинтересно»
– Я бы сказал, что это круг людей, которых ты слышишь и понимаешь. И тебя слышат и понимают. Когда ты на уровне полутонов чувствуешь, о чем говорит этот режиссер, когда есть диалог. Без диалога с режиссером мне неинтересно. И когда партнер слышит тебя – это же самое драгоценное. Я счастлив, что работал и продолжаю работать с этими людьми. И для меня эта работа всегда в удовольствие.
– Так-то да, но на самом деле у меня там небольшая роль. Это был момент творческого хулиганства. Режиссер сериала – Дмитрий Тюрин, мы с ним давно дружим. Он снимал вторую «Эпидемию», где мы играли вместе с Марьяной Спивак (у нее одна из главных ролей в «Мы здесь, чтобы вам помочь») и Эльдаром Калимулиным. И вот как-то Дима позвонил нам с Эльдаром и говорит: «Ребят, есть небольшие роли – на два-три съемочных дня. Будет прикольно, если мы все опять объединимся». Ну мы, конечно, согласились. Чистое озорство.
– Я стараюсь оптимистично смотреть на вещи. Если есть в программе хотя бы два хороших проекта, которые тебе зашли, – уже прекрасно. Не бывает так, чтобы тебе все нравилось. Что-то тебя трогает, а что-то нет. На «Маяке» были две-три картины, которые именно в меня попали. Например, «Кончится лето» Владимира Мункуева и Максима Арбугаева. На «Короче» – «Чистый лист» дебютантки Полины Кондратьевой, где три совершенно замечательные актерские работы – Елены Лядовой, Полины Цыгановой и Зинаиды Ястржембской. Причем Зинаида поразительно сыграла молодую женщину с ДЦП. Это же чрезвычайно сложная актерская задача – твоя палитра красок крайне ограничена.
– У меня был сериал «Киберпапа». За него меня дети и полюбили.
– Наверное, после «Домашнего ареста». Хотя, возможно, просто к этому моменту уже поднакопилось количество узнаваемых ролей.
– Сложно сказать. И сериал сериалу рознь, и полный метр бывает разный... Есть несколько моих работ, которые лично я считаю очень хорошими. Это сериал «Шторм» и фильм «Снегирь». Оба – режиссера Бориса Хлебникова. Еще фильм «Географ глобус пропил» Александра Велединского. И вот «Вечная зима» мне очень понравилась. Таких работ немного, но их много и не может быть – они штучные. Такой материал всегда ждешь, и, когда он наконец попадается, это большая актерская удача.