Александр Робак: «Все прекрасно, но при этом все замерзло»

Звезда «Эпидемии» – о несостоявшейся судьбе металлурга, переулках Москвы и любимых ролях
Пресс-служба фестиваля «Маяк»
Пресс-служба фестиваля «Маяк»

В российский кинопрокат 31 октября выходит «Вечная зима» – режиссерский дебют продюсера и аналитика Николая Ларионова, чье имя значится в титрах таких хитов, как «Т-34» и «Без меня». Действие фильма происходит в середине 2000-х гг., в городе, разделенном рекой на две половины: Европу и Азию. Очень скоро на две части, на «до и после», разделится и жизнь героев, в меру счастливой уральской семьи: отец-металлург (Александр Робак), мама-музыкант (Юлия Марченко), сын-старшеклассник с узнаваемыми для этого возраста проблемами (Сергей Грузинов).

Российская премьера фильма состоялась в начале октября на фестивале «Маяк» в Геленджике, а первые международные показы пройдут на смотрах в Сан-Паулу (Бразилия) и Стамбуле (Турция). В интервью «Ведомости. Городу» Александр Робак рассказал, почему роль в «Вечной зиме» стала для него одной из самых значимых в карьере, а также поделился своими любимыми локациями в Москве.

«Дорожка, наверное, была предначертана»

– Отвечая на вопросы зрителей после показа «Вечной зимы» на «Маяке», вы сказали, что без раздумий согласились на проект, потому что срезонировала не только история, но и фактура. Коля Ларионов, режиссер и сценарист фильма, родился в Магнитогорске, вы – в Златоусте, тоже городе металлургов. Ваши детские впечатления во многом совпадают?

– Да, когда я открыл сценарий, поразился, как много там точных нюансов, которые я понимаю. Казалось, что читаю про свое детство. Это интересно, потому что Коля-то писал про 2004 г. – про свой подростковый период. Мои подростковые годы пришлись на середину 1980-х гг. А снимали мы в 2023-м. Но по сути за все эти десятилетия ничего не поменялось.

Биография

Александр Робак Родился 28 декабря 1973 г. в Златоусте. После окончания Ярославского театрального института играл в московском Театре имени Маяковского. Как киноактер дебютировал в фильме «День полнолуния» (1998 г.). На сегодня фильмография Робака насчитывает почти 170 ролей. В числе самых успешных проектов сериалы «Эпидемия», «Шторм», фильмы «Снегирь», «Географ глобус пропил» и др.

– Кстати, где снимали?

– В Магнитогорске, где по сценарию и происходит действие. Там все так и есть: переезжая через реку, ты попадаешь из Азии в Европу – и наоборот. На левом берегу действительно стоит комбинат, где работает около 300 000 человек. В районах, где живут рабочие, все время дым, плохая экология. На правом берегу посвежее – там есть и парки, и рестораны, и школы, и кинотеатры. Поэтому тот, кто живет на правом берегу, ухватил бога за бороду.

Расстояние между Магнитогорском и Златоустом – километров 300–400, все рядышком. Мой отец всю жизнь работал на заводе. Соответственно, друзья родителей все из металлургии. У меня больше половины одноклассников заканчивали институт на металлургов, несколько учились в Московском институте стали и сплавов (МИСИС). В общем, все примерно как у Коли.

– Фактически в фильме вы сыграли свою альтернативную судьбу? Кем могли бы стать, если бы остались в родном городе.

– Так и есть. Я же поступал одновременно и в МИСИС, и в театральный. В Москве я срезался, но поступил в итоге в театральный институт в Ярославле. Позвонил маме, рассказал. У мамы была пауза секунд 10–15, и она говорит: «Я рада, поздравляю». И все. Мне было 16 лет, и мама одной-двумя фразами могла бы меня развернуть – ну какой театральный в Ярославле? Ведь 1990-е годы же. И дорожка, наверное, была предначертана – остаться учиться в Златоусте, где филиал Челябинского политехнического института. Но – спасибо родителям.

«Ты как в колесе сансары и не можешь выскочить»

– Получается, у вас переезд в столицу был не по прямой, а через Ярославль. Сейчас вы ощущаете Москву своим городом?

– Безусловно. Я в Москве с 20 лет, но она и до этого была моим городом. Я, еще когда жил в Златоусте, сюда наведывался. У меня сестра училась в МИСИСе, я приезжал в гости и уже тогда был очарован и влюблен в Москву.

– После института вы переехали в Москву и вопреки всему попали в штат Театра имени Маяковского. Места вокруг него до сих пор в списке ваших любимых?

– Да, конечно. Когда снова там оказываюсь, всегда приходят приятные воспоминания. Но и других любимых мест у меня много. Очень люблю Чистые пруды, все эти переулки вокруг Мясницкой, Нескучный сад, Хамовники.

– Возвращаясь к «Вечной зиме» – получилась интересная рифма с другим фильмом конкурса «Маяка», «Кончится лето». Обе картины про цепочку насилия, которую прерывает главный герой. Однако ваш персонаж делает это не через драматическое действие, а путем сложной внутренней работы. Что в нем происходит, какие процессы – нам не видно?

– Мы много с Колей думали, как сплести такую паутину внешних событий, чтобы объяснить зрителю персонажа. Это же уральский характер. Что бы ни случилось, он внешне спокоен. Не будет такой человек совершать какие-то романтические поступки. Для него любовь это «Ну хорошо же живем: квартира-трешка, дача, гараж. Все у тебя есть, что еще надо?»

– Но мы же видим отчуждение внутри этой семьи с самого начала, когда еще все хорошо. Почему, например, муж ночует в гараже один и пьет? Не хочет идти домой?

– Ну, гараж – это вообще целая субкультура. На Урале это отдельный мужской мир. Мужики там собирались, ремонтировали машину, пили пиво, играли в преферанс – в общем, такой клуб. Что случилось с семьей из фильма? Монотонная жизнь, вечная зима, дом, работа, дом, работа постепенно сушат отношения. Они уже почти не общаются и не слышат друг друга. Внешне все прекрасно, но при этом все замерзло.

– Расскажите про вашу партнершу Юлию Марченко. Ведь это ее первая главная роль – хотя ярких ролей второго плана было много. И в «Вертинском», и во второй «Почке», и в грядущем «Аутсорсе», и в «Преступлении и наказании». Очень тонкая актриса.

– С Юлей невероятно комфортно работать. «Комфортно» даже неправильное слово. Это как танго – когда ты дополняешь партнера. Ты чувствуешь движение и начинаешь идти за этим движением. И, когда вы оба чувствуете друг друга, возникает танец.

– Каверзный вопрос. На мой взгляд, Николай Ларионов совершил взрослый мужской поступок, на который немногие режиссеры способны, особенно дебютанты: безжалостно сократил фильм, убрав все, что мешало ритму. Но вам, как актеру, не обидно, когда во время монтажа выпадают хорошо сыгранные сцены?

– Когда я уже на фестивале «Маяк» посмотрел фильм во второй раз на большом экране, то понял: Коля сделал правильно. В этом драфте теряется ощущение времени. Вот вроде был Новый год, а вот уже старый Новый год. Героиня Юли подходит к музыкальной школе, ей говорят: «Твои в прошлом месяце завоевали какую-то там награду, возвращайся». А когда она ушла? Сколько уже не работает в музыкальной школе? Вся история погружается в состояние безвременья – ты как в колесе сансары и не можешь выскочить. Мой герой постоянно задает себе вопросы: «Почему это произошло? Что я сделал не так?» Но к концу фильма все-таки к персонажам приходит просветление.

«Без диалога с режиссером мне неинтересно»

– Если посмотреть на вашу фильмографию, складывается впечатление, что балабановская фраза «найти своих и успокоиться» про вас. Вы часто работаете с одними и теми же людьми. Например, с режиссерами Александром Велединским и Борисом Хлебниковым. Максим Лагашкин – ваш партнер по многим фильмам и по совместной продюсерской работе. С Анной Михалковой у вас уже несколько проектов, включая недавний «Убойный отпуск». Это действительно круг своих, ваша зона комфорта?

– Я бы сказал, что это круг людей, которых ты слышишь и понимаешь. И тебя слышат и понимают. Когда ты на уровне полутонов чувствуешь, о чем говорит этот режиссер, когда есть диалог. Без диалога с режиссером мне неинтересно. И когда партнер слышит тебя – это же самое драгоценное. Я счастлив, что работал и продолжаю работать с этими людьми. И для меня эта работа всегда в удовольствие.

– Борис Хлебников был креативным продюсером сериала «Мы здесь, чтобы вам помочь», который показали на фестивале «Новый сезон». И там вы играете маньяка. Это же первый маньяк в вашей карьере?

– Так-то да, но на самом деле у меня там небольшая роль. Это был момент творческого хулиганства. Режиссер сериала – Дмитрий Тюрин, мы с ним давно дружим. Он снимал вторую «Эпидемию», где мы играли вместе с Марьяной Спивак (у нее одна из главных ролей в «Мы здесь, чтобы вам помочь») и Эльдаром Калимулиным. И вот как-то Дима позвонил нам с Эльдаром и говорит: «Ребят, есть небольшие роли – на два-три съемочных дня. Будет прикольно, если мы все опять объединимся». Ну мы, конечно, согласились. Чистое озорство.

– Вы летом – осенью побывали на почти всех индустриально важных фестивалях: на «Новом сезоне», «Короче», «Маяке». Какие у вас впечатления от фильмов коллег – зрительские и профессиональные?

– Я стараюсь оптимистично смотреть на вещи. Если есть в программе хотя бы два хороших проекта, которые тебе зашли, – уже прекрасно. Не бывает так, чтобы тебе все нравилось. Что-то тебя трогает, а что-то нет. На «Маяке» были две-три картины, которые именно в меня попали. Например, «Кончится лето» Владимира Мункуева и Максима Арбугаева. На «Короче» – «Чистый лист» дебютантки Полины Кондратьевой, где три совершенно замечательные актерские работы – Елены Лядовой, Полины Цыгановой и Зинаиды Ястржембской. Причем Зинаида поразительно сыграла молодую женщину с ДЦП. Это же чрезвычайно сложная актерская задача – твоя палитра красок крайне ограничена.

– Пока мы сейчас разговаривали, подошел ребенок и попросил сфотографироваться. Хотя в детском кино вы не снимаетесь.

– У меня был сериал «Киберпапа». За него меня дети и полюбили.

– А вы засекли тот момент, когда ваша популярность из «индустриальной» переросла в «народную»?

– Наверное, после «Домашнего ареста». Хотя, возможно, просто к этому моменту уже поднакопилось количество узнаваемых ролей.

– Для вас сейчас есть принципиальная разница, где сниматься – в сериале или в полном метре?

– Сложно сказать. И сериал сериалу рознь, и полный метр бывает разный... Есть несколько моих работ, которые лично я считаю очень хорошими. Это сериал «Шторм» и фильм «Снегирь». Оба – режиссера Бориса Хлебникова. Еще фильм «Географ глобус пропил» Александра Велединского. И вот «Вечная зима» мне очень понравилась. Таких работ немного, но их много и не может быть – они штучные. Такой материал всегда ждешь, и, когда он наконец попадается, это большая актерская удача.

Самое популярное
Наш город
Зеленый маршрут: как преобразились рекреационные зоны на юге Москвы
Продолжается благоустройство общественных пространств вдоль реки Городни
Культурный город / Галерея
«Передвижники»: масштабный художественный проект стартовал в Третьяковке
Экспозиция разместилась в новом здании галереи на Кадашевской набережной
Наш город
Зеленый город: как в столице работают программы по улучшению экологии
Более 10 лет назад Москва взяла курс на снижение негативного воздействия на окружающую среду
Наш город
Старое по-новому: в Москве продолжается обновление бывших промзон
Собянин рассказал о реорганизации промышленных площадок Воронцово и «Силикатные улицы»
Наш город
Раздельный сбор: как работают «Экоточки Москвы»
Новый проект объединил усилия властей и предпринимателей в утилизации вторсырья
Наш город
Конструктор маршрутов: как Russpass меняет туризм в Москве и России
За четыре года работы сервис вырос из локального проекта в национальную цифровую экосистему
Свободное время / Интервью
«В отрасли есть запрос на комплексность услуг»
Основательница сети «Saxap» – о желаниях клиентов и возможностях для бизнеса в бьюти-сфере
Москва 2030
Как технопарки становятся драйвером развития Москвы
Они внедряют инновации и обновляют городское пространство
Москва 2030
Зачем Москва строит транспортную инфраструктуру ускоренными темпами
К 2030 году планируется построить 540 км автодорог, а количество станций рельсового транспорта вырастет на 10%
Москва 2030
Москва с начала года утвердила более 30 проектов КРТ
Ежегодный бюджетный эффект превысит 20 млрд рублей
Москва 2030
Москва планирует вложить в программу реновации в ближайшие три года 1,2 трлн рублей
В 2025–2027 годах в городе появится 7 млн кв. м нового жилья по программе реновации
Москва 2030
В Москве активно модернизируется социальная инфраструктура
Новые и обновленные социальные объекты позволяют москвичам получать более качественные социальные услуги
Москва 2030
К 2030 году турпоток в столицу вырастет более чем в 2 раза – с 24,5 млн до 52 млн человек
Для этого московские власти развивают туристическую инфраструктуру и сопутствующие услуги
Городская недвижимость
Москва вошла в топ-3 регионов по стоимости суточной аренды квартир
Столицу в рейтинге в сентябре обогнал Владивосток