«За два года рынок потерял 40% игроков». Российская фитнес-индустрия адаптируется к новой реальности

    Глава Национального фитнес-сообщества Елена Силина — о проблемах и надеждах отрасли
    Елена Силина — один из пионеров российской фитнес-индустрии
    Елена Силина — один из пионеров российской фитнес-индустрии /Личный архив

    Елена Силина — одна из тех, кто стоял у истоков российской фитнес-отрасли. 32 года назад она начала работать учителем физкультуры в Великом Новгороде, съездила на стажировку в Германию и после возвращения открыла в родном городе первый фитнес-клуб. Позже Силина основала еще несколько фитнес-центров по стране, успела поработать на ТВ и радио, а с 2009 г. возглавляет Национальное фитнес-сообщество, которое отвечает в том числе за эффективность взаимодействия отрасли и государственной власти. Членами организации являются 2000 клубов из 80 регионов России, а также различные профильные федерации и ассоциации.

    В интервью «Ведомости. Спорту» Силина рассказала о последствиях пандемии и политического кризиса 2022 г. для индустрии, проблемах импортозамещения и фитнес-клубах будущего.

    «В будущем в залах будет минимум персонала»

    — Как изменили российскую фитнес-индустрию кризисы последних лет — сначала пандемия, затем обострение ситуации на Украине?

    — По нашим данным, за два года рынок потерял 40% игроков, или 5800 объектов. В это число включаются все организации, имеющие отношение к фитнесу: физкультурно-оздоровительные комплексы (ФОК), многофункциональные клубы, крупные и маленькие студии и т. д. До начала пандемии в отрасли работало более 13 000 объектов, сейчас их осталось 7800.

    Если сравнивать III квартал 2022 г. с тем же периодом в 2019 г., мы зафиксировали падение продаж клубных карт в среднем на 7,6%. Это цифры по 50 регионам России. Львиная доля выручки фитнес-клубов приходится на дополнительные услуги (персональный тренинг, массаж и т. д.). По сравнению с III кварталом 2019 г. здесь падение на 12,4%. До пандемии объем рынка оценивался в 167 млрд руб., в 2022 г. он составляет около 140,4 млрд руб.

    Но есть и другие показатели, дающие надежду: в частности, по сравнению с III кварталом 2021 г. выручка по отрасли в среднем выросла на 4,4%, хотя цифры далеки от допандемийных. Возможно, если бы не нынешний политический кризис, отрасль могла бы сделать рывок. Но жизнь есть жизнь.

    — Какие темпы роста показывала индустрия до пандемии?

    — Примерно 14% в год. Но в сравнении с периодом до 2014 г. это еще низкий показатель. До первой волны санкций отрасль росла в среднем на 20–25% в год. Активно развивались крупные сети — World Class, X-Fit, Alex Fitness, «СССР» и др. — появлялись новые объекты и форматы клубов.

    Но, конечно, все проблемы померкли в сравнении с пандемией — никто не думал, что мы будем три месяца сидеть без работы в закрытом помещении. При этом предприниматель должен был оплачивать аренду, ЖКХ, налоги, зарплату сотрудникам. У кого был задел по прибыли, ее приходилось тратить, а многие вынуждены были влезать в кредиты.

    При этом я всегда говорю: нет худа без добра. Пандемия задала тренд мониторинга здоровья и укрепления иммунитета. За год по итогам III квартала 2022 г. посещаемость фитнес-центров выросла на 5,9%.

    — Пандемия изменила ассортимент фитнес-услуг?

    — Да, она дала колоссальный толчок развитию онлайна. Из-за локдауна клубы начали проводить открытые тренировки через соцсети — пытались сформировать мотивацию клиентов заниматься и предотвратить возвраты за оплаченные услуги.

    В итоге онлайн-услуги закрепились в программе фитнес-клубов. Например, в World Сlass онлайн занимаются порядка 10 млн человек. Причем потренироваться можно за доступную цену — порядка 200 руб.

    Также начали появляться новые форматы фитнес-центров. X-Fit сейчас продвигает концепцию полностью автоматизированного клуба, где нет сотрудников, кроме инструкторов, приезжающих к конкретным клиентам. Позже и от инструкторов можно будет отказаться — они будут консультировать виртуально.

    Еще один вектор развития, заданный пандемией, — коллаборация фитнес-отрасли с медициной. После коронавируса потребитель сильно изменился: мы увидели огромный разрыв в показателях физической готовности, которые клиент имел до и после болезни. Появилась потребность в реабилитационных программах, чтобы вернуть клиента в нормальный тренировочный процесс. Так, колледж имени Бена Вейдера уже разработал образовательный курс по медицинскому фитнесу. Подобная специализация широко используется в США и Европе, но у нас это направление получило развитие только в пандемию.

    Национальное фитнес-сообщество, которое возглавляет Елена Силина, объединяет 2000 клубов из 80 субъектов РФ и имеет 52 региональных представительства
    Национальное фитнес-сообщество, которое возглавляет Елена Силина, объединяет 2000 клубов из 80 субъектов РФ и имеет 52 региональных представительства /Личный архив

    Сильно повлияло на нашу работу и развитие шеринговой экономики. Сейчас потребитель может выбрать в приложениях один из 250–300 клубов, заплатив 1500 руб. за месячный абонемент или вообще оплатив тренировку поминутно, а в следующий раз прийти уже в другой клуб. При таком потреблении услуг клиент не видит смысла оформлять карту.

    Кроме того, через приложения он может выбрать персонального тренера, который приедет, куда необходимо: в квартиру, в офис или на улицу. Из-за этого 30% тренерского состава ушло в тень и увело туда свои клиентские базы.

    — Звучит как сильный удар по отрасли. Реально ли вернуть этих тренеров в официальную систему?

    — Пока непонятно, как это сделать, — они в своем праве. Во многом мы сами запустили процесс, когда решили сократить ФОТ и предложили тренерам стать индивидуальными предпринимателями или самозанятыми. Вот у них и образовался собственный бизнес. Причем многие работают в фитнес-клубе, но при этом еще имеют отдельную онлайн-занятость.

    — А как изменилось поведение фитнес-потребителя в последние годы?

    — Поколение зумеров не нуждается в коммуникациях — они могут достать любую информацию с помощью трех кликов. Они более свободолюбивы и аутичны, активно пользуются соцсетями, при этом открыты к новым технологиям. Фитнес-клубам придется подстраиваться под поведенческие особенности молодого поколения — думаю, что дальше все популярнее будут концепции залов с минимизацией персонала. К сожалению, но это так.

    Но «классика жанра» в ближайшее время никуда не уйдет. Поколения X и Y тоже хотят заниматься спортом. А они без живой коммуникации не могут — им требуются общение, советы профессионалов, тактильные корректировки в процессе выполнения упражнений. 

    «На рынке оборудования лишь 20% российских производителей»

    — Санкции создали проблемы во многих сферах экономики. Фитнес-индустрия сильно пострадала?

    — Конечно. Поставщики оборудования столкнулись с проблемами доставки и в целом своего выживания. Простой пример: логистические цепочки из-за обходных путей удлинились в два раза, увеличилась стоимость доставки грузов. Если раньше оборудование можно было привезти за две-три недели, то теперь срок растягивается на три-четыре месяца. Из-за санкций многие американские и европейские компании-производители ушли с российского рынка. В первую очередь это премиальные бренды типа Life Fitness, Cybex, Hammer.

    Сейчас фитнес-клубам нужны комплектующие, поскольку амортизацию и обслуживание оборудования никто не отменял. Раньше мы получали детали из США и Европы, но эти рынки закрылись. Да, доступны китайские производители, но все потребности рынка они заместить не могут. Есть вариант с параллельным импортом, но завоз оборудования по такой схеме будет намного дороже и ударит по репутации крупных брендов фитнес-клубов.

    Существует еще один серьезный барьер: все брокеры, занимающиеся доставкой оборудования, теперь требуют предоплату 100%. То есть компании-поставщики сразу платят большую сумму денег, затем ждут три-четыре месяца и лишь затем получают отдачу. Нет серьезного валового оборота, это оказывает давление на рынок.

    Что касается производителей, соотношение зарубежных и российских компаний на рынке — примерно 80 на 20%. Эти 80% включают высокотехнологичное оборудование с активным цифровым интерфейсом, кардиооборудование (беговые дорожки, степперы и др.), а оно жизненно важно для фитнес-клубов. Российские производители (те самые 20%) никогда не делали ничего, кроме железа и силовых тренажеров, пусть и вышли в этой сфере на достойный уровень.

    — То есть оперативно организовать импортозамещение в фитнес-индустрии будет сложно?

    — Если объективно оценивать уровень готовности фитнес-отрасли заменить зарубежных производителей своими, то это 2 из 10. Сейчас требуется совместная работа с органами государственной власти. Наша сфера сильно «закручена» с точки зрения законодательства.

    В среднем, чтобы открыть самое простое производство, потребуется от 1 млрд руб. Но много ли у нас бизнесменов, готовых в нынешних условиях вложить такие деньги в долгосрочный проект?

    Мы задавали разным производителям вопрос, сколько нужно времени, чтобы выйти на приличный уровень массового импортозамещения, — кто-то говорит пять лет, кто-то 10. Многое будет зависеть от доступности высоких технологий. Но я уверена, что при поддержке государства все можно сделать гораздо быстрее и запустить производство спортивного оборудования в течение двух лет или года.

    — Что для этого нужно?

    — Мы создали в Национальном фитнес-сообществе комиссию по поддержке поставщиков спортивного оборудования и развитию отечественного производства. Она состоит из восьми крупных поставщиков. До введения санкций всего в России их было около 50, а сейчас на 20% меньше, около 40. В комиссии, в частности, работает представитель компании «Арни» Павел Половников — создатель первой беговой дорожки российского производства. Но пока ее не поставили на поток.

    Вместе с членами комиссии мы написали письма в правительство и Евразийскую экономическую комиссию с просьбой снизить таможенные пошлины на ввозимое спортоборудование с 5% хотя бы до 2%. Кроме того, совершенно точно поставщикам, как и представителям фитнес-бизнеса, необходимо снижение налогов и страховых выплат по аналогии с IT-отраслью. Государство предоставило им единый льготный тариф — 7,6% вместо 30%, а мы сейчас платим только страховых взносов и налогов с ФОТ 43%. По сути, мы отдаем почти половину денег, а еще 30% валовой выручки уходит на аренду, плюс ЖКХ, зарплата и расходные материалы. Все это является большой нагрузкой.

    Но все же есть повод и для оптимизма. В октябре поставщики оборудования отметили потепление рынка, продажи выросли почти на 20%.

    — Сколько сейчас стоит открыть фитнес-клуб?

    — Зависит от масштаба. Затраты на студию в 70 кв. м и на крупный многофункциональный клуб в 10 000 кв. м сильно отличаются. Минимальное вложение, чтобы открыть маленькую простую фитнес-студию, — 1 млн руб.

    — С 2022 г. у россиян появилась возможность получить налоговый вычет с расходов на занятия спортом. Как это повлияло на рынок?

    — Это историческое событие. Людям долго говорили с экранов ТВ и из радиоприемников, что нужно заниматься спортом, теперь сделан следующий шаг: государство возвращает за это деньги. Фитнес-отрасль может только приветствовать такой вектор развития в области физической культуры. Для нас введение налогового вычета — отличный маркетинговый инструмент.

    Пока число клиентов, пользующихся новой опцией, небольшое, около 2–3%. Но здесь нужно понимать, что с рынка ушли сотни компаний — люди потеряли работу и, как следствие, возможность через нее оформить налоговый вычет.

    Тем не менее сейчас мы работаем над следующим проектом в этой сфере. Продвигаем идею предоставления налоговых льгот и других преференций для компаний, которые занимаются развитием корпоративного спорта: оплачивают сотрудникам занятия в фитнес-клубах и других спортивных секциях.

    — Как индустрию затронула мобилизация?

    — В среднем в связи с мобилизацией отрасль потеряла чуть более 5% сотрудников. Национальное фитнес-сообщество обратилось к председателю правительства Михаилу Мишустину с просьбой дать отсрочку представителям отрасли, но ответа мы не дождались. Сами при этом выстроили сотрудничество с Министерством обороны РФ — собрали средства и закупили 363 спальных мешка, а также медицинские перевязочные товары, которые были направлены в зону СВО. Кроме того, мы запустили акцию поддержки семей мобилизованных граждан, предоставляем детям бесплатные занятия в фитнес-клубах.