От болидов до подводной лодки: как Ньюи стал самым ценным инженером «Формулы-1»

    В сезоне-2025 только два пилота будут зарабатывать больше, чем 65-летний британец в «Астон Мартине»
    Zuma\TASS
    Zuma\TASS

    20 октября прошло Гран-при США в Техасе, «Формула-1» вернулась после очередного месячного перерыва. Тем не менее основной темой обсуждений остается не то, догонит ли Ландо Норрис Макса Ферстаппена в личном зачете гонщиков, а переход легендарного конструктора болидов Эдриана Ньюи.

    65-летний британец подписал пятилетнее соглашение с командой «Астон Мартин», которое начнет действовать с сезона-2025. Зарплата инженера составит $39 млн в год, а также Ньюи получит неразглашенный процент акций команды. В «Формуле-1» больше зарабатывают только два человека – пилоты Макс Ферстаппен ($55 млн) и Льюис Хэмилтон ($45 млн).

    Ньюи стал архитектором современного болида «Формулы-1» и изменил подход к развитию команд. Машины британца выиграли более 200 гонок и завоевали 14 личных и командных чемпионских титулов. Наиболее доминирующая из них, Red Bull 19 (RB19), показала рекордный результат – 21 победа в 22 гонках в сезоне-2023. Каждое новое сотрудничество Эдриана кардинально меняло расстановку сил в чемпионате. В первой половине 1990-х гг. благодаря его инновациям доминировал «Уильямс», позже эстафету принял «Макларен». В XXI веке Ньюи вновь удивил всех, выведя «Ред Булл» на два победных цикла. «Ведомости. Спорт» рассказывает о лучшем инженере в истории «Формулы-1», а также о целях британца в новой команде.

    Ньюи плохо знает точные науки

    Эдриан Мартин Ньюи родился в 1958 г. в Стратфорде. С детства британец окружал себя миром гонок через журналы Autosport, радиоуправляемые машины и модели болидов «Формулы-1». 

    В старшей школе Ньюи учился вместе с будущим ведущим передачи об автомобилях Top Gear Джереми Кларксоном. «Он списывал у меня на физике. Я помню, как рисовал двойной диффузор и систему рекуперации энергии, а он подглядывал», – вспоминал Кларксон на Top Gear. Также вместе с ними в престижной школе Рептон учился продюсер Top Gear Энди Уилман. Тем не менее учебу Эдриан так и не завершил, вылетев друг за другом вместе с Уилманом. Ньюи был на плохом счету у преподавателей, пару раз попадаясь с выпивкой в пабах. Окончательным толчком к отчислению стал случай, когда на концерте в школе Ньюи выкрутил динамики на полную мощность, и ветхие стены здания пошли трещинами.

    Осознав свои интересы и умения, 16-летний Ньюи решил посвятить жизнь гонкам. Даже посредственные знания точных наук не помешали этому выбору. Ньюи принял решение поступить в университет Саутгемптона – один из ведущих технических вузов Великобритании, чьей аэродинамической трубой пользовались команды «Формулы-1». Полагая, что автоспорт будет все больше полагаться на аэродинамику, Эдриан начал изучать аэронавтику. Тем не менее уже первые занятия по математике оказались для него сложными, несмотря на полный отказ от развлечений и изучение учебников. Ньюи уже собирался бросить учебу, но его отговорил Иан Рид, работавший на производителя гоночных автомобилей команды «Марч», и преподаватель Кен Берджин, который помог ему с математикой. «Кен и Иан говорили: «Не опускай руки, Эдриан, продолжай работать». Так я и сделал. Хотя я так и не поладил с математикой –  она по сей день остается моей ахиллесовой пятой. Я решил проблему зубрежкой. Никогда не понимал математику, но я умею сделать вид, что разбираюсь в ней», – признался Ньюи в автобиографии «Как построить машину».

    На втором году обучения теоретические занятия уступили место практическим, благодаря чему дела талантливого британского инженера наладились. Ньюи не только раскрыл свой творческий потенциал, но и стал настоящим профессионалом. В его жизни становилось все меньше вечеринок, девушек и гонок на мотоцикле Ducati. Дипломная работа Эдриана об аэродинамике спортивных автомобилей привлекла внимание конструктора Харви Постлтуэйта, на чьих болидах «Хескет» легендарный гонщик Джеймс Хант (главный герой фильма «Гонка») добился первых результатов в «Ф-1». Позже Харви предложил Эдриану стать младшим специалистом по аэродинамике в новом проекте с командой «Фиттипальди». Так 22-летний Ньюи получил первую работу в «Формуле-1».

    Ньюи несколько лет судили за причастность к смерти Сенны

    Через год после присоединения к «Фиттипальди» у команды закончились деньги на разработку нового болида, Постлтуэйт ушел в «Феррари», а Ньюи воссоединился с Ианом Ридом в «Марч». В новой команде Эдриан не только приобрел опыт, но и сформировал свой уникальный конструкторский стиль, который остается актуальным до сих пор. Его трактовки регламента на грани правил, акцент на прижимную силу вместо мощности мотора, узкие V-образное шасси и плотная компоновка болидов – все эти идеи были рождены и опробованы в «Марч». Еще тогда Ньюи начали называть «помешанным на аэродинамике человеком».

    Когда Ньюи перешел из «Марч» в топ-команду «Уильямс», британец за три года создал два чемпионских болида, которые привели к победам Найджела Мэнселла и Алена Проста, а следующим пилотом команды стал легендарный гонщик Айртон Сенна. 

    «Когда Айртон Сенна, наш заклятый соперник, перешел из «Макларена» в «Уильямс». Мне пришлось быстро научиться называть его по имени, а не по фамилии. Когда он впервые пришел на завод, мы показали ему все. Его любопытство, участие и харизма... Невозможно было не полюбить его, встретившись и пообщавшись с ним», – вспоминал Эдриан.

    В начале сезона-1994 команда столкнулась с трудностями, когда Сенна пытался выиграть на неготовом болиде, а технический штаб «Уильямса» спешно устранял недочеты. Под давлением ожиданий Айртона, инженеры шли на любые меры, чтобы не подвести его. Тем не менее в гонке на треке «Имола» болид Сенны потерял управление и влетел в отбойник. В тот же день трехкратный чемпион «Ф-1» скончался от полученных травм.

    После гибели Сенны руководство «Уильямс», включая Ньюи как главного конструктора, подозревали в непредумышленном убийстве, считая, что причиной трагедии могла стать ошибка инженеров. После нескольких лет разбирательств суд постановил, что вины команды и Ньюи не было. «Я всегда буду чувствовать ответственность за смерть Айртона, хотя я в этом не виновен. Я больше всего ощущаю вину не за возможный отказ рулевой колонки, а за то, что испортил аэродинамический обвес машины. Я допустил ошибки при переходе от активной подвески к пассивной, создав нестабильный аэродинамически болид, на котором Айртон пытался сделать невозможное», – признался Ньюи в автобиографии. После смерти Сенны отношения между руководством команды и британским инженером резко ухудшились.

    В 1997 г. Ньюи решил уйти из «Уильямса», когда владелец команды, нарушив договоренности, отстранил его от участия в ключевых решениях, включая подбор гонщиков. Для Ньюи это было особенно важно, ведь британец создавал машины, учитывая отзывы и пожелания гонщиков.

    Эдриан хотел стать техническим директором команды, но ему отказали. Поэтому в 1997 г., сконструировав свою последнюю чемпионскую машину для «Уильямс», Ньюи перешел в «Макларен». Сразу после ухода Ньюи победы «Уильямс» прекратились, и команда два года не могла выиграть ни одного Гран-при.

    С появлением машин Ньюи и новых двигателей Mercedes, «Макларен» стал одной из сильнейших команд с 1998 г. Мика Хаккинен на болидах Ньюи победил в сезонах 1998-1999 г. Тем не менее в XXI веке британская команда не смогла выдержать конкуренцию с «Феррари» Михаэля Шумахера. В начале 2000-х гг. Ньюи настаивал на повышении зарплаты и увеличении бюджета команды, что в конечном итоге привело к его уходу из «Макларен». На фоне неудачных результатов они решили разойтись.

    «Ред Булл» – лучший этап в карьере Ньюи

    Изначально начальник команды «Ред Булл» Кристиан Хорнер пытался впечатлить Эдриана Ньюи роскошью. Хорнер приглашал Ньюи и его жену на премьеру новых «Звездных войн» и возил их на частных самолетах для переговоров в Австрию. Тем не менее решающим фактором для британца стала свобода, которую «Ред Булл» предложил Ньюи, наряду с финансированием и временем. В ноябре 2005 г. было объявлено, что Эдриан присоединится к работе с командой в сезоне-2007. По данным The Guardian, зарплата Эдриана в «Ред Булл» составила $10 млн в год.

    «Когда я начинал с «Ред Булл», я не осознавал, насколько важно заставить всех работать вместе и поверить в себя. Это была команда-стартап, полная сомнений. Они не достигали даже подиума, не говоря уже о победах, и уверенность в успехе у них была на низком уровне. Моей задачей было убедить их в обратном, быть с ними рядом, а не просто произносить речи», – вспоминал Ньюи.

    На приведение «Ред Булл» в форму Ньюи потребовалось несколько лет. В 2007-2008 гг. болиды британца не выигрывали и редко попадали на подиум. Тем не менее с 2009 г. «Ред Булл» стали лидерами чемпионата. Ньюи внедрил революционные решения и нестандартные трактовки регламента. Некоторые из его инноваций, такие как гибкое днище, гибкое переднее антикрыло и выдувные диффузоры, вызвали споры и протесты со стороны других коллективов. Тем не менее именно благодаря этим решениям гонщик Себастьян Феттель четыре года подряд завоевывал чемпионский титул, а «Ред Булл» – Кубок конструкторов. После четырехлетней победной серии австрийской команды в «Формуле-1» изменился регламент, а Ньюи решил отойти на второй план в команде, занявшись другими проектами.

    Чтобы удержать Ньюи в «Ред Булл», Хорнер создал для него отдельную структуру – Red Bull Advanced Technologies. Там Эдриан занимался проектированием яхт для регаты «Кубок Америки» и гиперкара Aston Martin Valkyrie. Ньюи уделял «Формуле-1» не более 50% рабочего времени, а остальное тратил на другие проекты, включая разработку частной подводной лодки.

    Также Эдриан продолжает рисовать эскизы своих болидов вручную, используя чертежную доску, а не компьютерные программы CAD, которые давно стали стандартом в «Формуле-1». Кабинет Эдриана на базе «Ред Булл» оборудован кульманом и линейками, а два помощника переносят чертежи британца в цифровые модели. «Когда я начинал работать, CAD не был так распространен. Хотя большинство моих коллег давно работают с CAD, я верен своей чертежной доске. Можете называть меня динозавром, но это мой родной язык, я слишком стар, чтобы переучиваться», – признается Ньюи.

    Переход на моторы Honda в 2019 г. дал команде мощный силовой агрегат, способный претендовать на титул, что сподвигло Ньюи вернуться к полноценной работе в команде. В сезоне-2021 «Ред Булл» вернулся в борьбу за чемпионство, и болид RB16B, благодаря выдающимся усилиям Макса Ферстаппена в противостоянии с Льюисом Хэмилтоном, принес команде титул пилотов, но Кубок конструкторов достался «Мерседесу».

    В 2022 г. болид RB18 принес Ферстаппену второй титул на Гран-при Японии, а «Ред Булл» завоевал свой первый Кубок конструкторов с 2013 г. За ним последовал RB19, который стал самым доминирующим болидом в истории «Формулы-1». Конструкция Ньюи одержала 95,45% побед в гонках сезона-2023 (21 из 22), побив рекорд «Макларен» (93,8%) 1988 г. Такого результата болид Ньюи достиг благодаря перемещению пилота дальше по колесной базе, уменьшению коробки передач и высокому воздухозаборнику.

    На Гран-при Канады 2023 г. Ферстаппен одержал 100-ю победу для «Ред Булл», которая также стала 200-й победой болидов Ньюи в «Формуле-1». Позже в том же году «Ред Булл» побила легендарный рекорд «Макларен» в 11 побед подряд, выиграв Гран-при Венгрии, а в Италии Ферстаппен побил рекорд Себастьяна Феттеля с девятью победами подряд. 

    Ньюи разработал гиперкар для Red Bull за $7,3 млн

    Эдриан Ньюи и «Ред Булл» шокировали мир автоспорта, объявив о прекращении сотрудничества в апреле 2024 г. «Я осознал, что чувствую себя не совсем свежим. Последние годы «Ред Булл» доминировал, и я мог бы просто считать статистику, зарабатывать деньги и спокойно уходить домой по вечерам. Но я бы не был честен с собой, если бы делал это. Мне нужен был новый стимул, что-то, что подстегнуло бы меня. Поэтому я решил уйти. Если бы два-три года назад вы спросили меня, перейду ли я из «Ред Булл» в другую команду, я бы ответил: «ни за что». В целом, я не работаю в команде «Формулы-1» с конца апреля, после гонки на «Сузуке». Но я продолжаю работать над трековым автомобилем RB17, который стал моим страстным проектом. Это нечто другое, чем «Ф-1», хотя принципы те же», – рассказал Ньюи. 

    С момента отстранения от работы с командой «Ф-1», Ньюи сосредоточился на разработке гиперкара RB17 от Red Bull. Всего произведут 50 экземпляров по предзаказу на сумму от $7,3 млн за единицу. Покупатели смогут полностью кастомизировать автомобиль: от цвета и формы элементов обвеса до внутреннего интерьера, а также руль будет подогнан под каждого владельца персонально. Все машины будут собраны вручную на базе в Милтон-Кейнсе в 2025 г., где производятся болиды «Формулы-1».

    RB17 будет оснащен двигателем V10 от партнера компании Ford Cosworth с мощностью 986 л.с. и дополнительной гибридной составляющей в 187 л.с.. Мотор будет раскручиваться до 15 000 оборотов в минуту, а общая мощность составит 1200 л.с. Максимальная скорость по предварительным оценкам – минимум 350 км/ч. Весит автомобиль всего 900 кг, для сравнения, главный гиперкар планеты Bugatti Chiron весит почти две тонны.

    RB17 вобрал в себя множество технологий из «Ф-1», включая забаненные чемпионатом. Ньюи назвал гиперкар «продвижением всех границ и сборкой всего лучшего, что он создал за карьеру, в одной машине». Британец считает, что этот автомобиль сможет соревноваться в классе гиперкаров на гонках серии «Ле-Ман» и ездить по дорогам общего пользования.

    «Астон Мартин» собрал топ-команду инженеров

    Большую часть 2024 г. «Феррари» считали фаворитом в борьбе за привлечение Ньюи. Тем не менее переговоры сорвались из-за разногласий: итальянцы не смогли конкурировать с предложением «Астон Мартин» и не хотели передавать одному человеку полную власть над процессами формирования технического штаба, что противоречило традициям «Феррари» и подходу высшего руководства. «Да, у нас были переговоры, обсуждения, – подтвердил глава «Феррари» Фредерик Вассер. – Вероятно, его идеи не совпадали с моими представлениями о его роли в команде. Возможно, когда-нибудь мы сможем найти общий язык. Но, как я уже не раз говорил, один человек не может влиять на результаты команды. Сплоченная группа специалистов всегда сильнее».

    В то же время интерес к Ньюи со стороны «Астон Мартин» был настолько велик, что пилот команды Фернандо Алонсо, как сообщает Express, предложил отказаться от 20% своей зарплаты, чтобы привлечь его.

    Одной из причин, по которой Ньюи выбрал британскую команду, стал состав инженеров «Астон Мартина», который формирует настоящую «Команду мечты». С 2022 г. там работает бывший главный специалист «Ред Булл» по аэродинамике Дэн Фэллоус, его заместителем является бывший эксперт по аэрообвесу «Мерседес» и «Феррари» Эрик Бланден. 1 октября главным исполнительным директором проекта «Ф-1» стал бывший босс моторного подразделения «Мерседес» Энди Коуэлл, а в 2025 г. к ним присоединится Энрико Кардиле из «Феррари» – автор нынешнего болида. Кроме того, инженерный штат «Астон Мартина» расширился до 400 сотрудников (в среднем у команд чемпионата их около 100).

    Параллельно «Астон Мартин» завершает строительство новой базы стоимостью $250 млн. Первые здания с офисами, стендами и симуляторами уже сданы в эксплуатацию, а новейшая аэротруба будет готова к концу первого квартала 2025 г. Также владелец команды Лоренс Стролл договорился, что с 2026 г. «Астон Мартину» будут поставляться любимые двигатели Ньюи от Honda.

    В «Астон Мартин» Ньюи получил должность управляющего технического партнера, что позволит ему существовать наряду с технической иерархией, но не как ее часть. Стролл отметил, что Ньюи будет работать полный рабочий день, что подразумевает большую вовлеченность и контроль за техническим персоналом. Также в британской команде Ньюи получит обширные возможности и полномочия. Эдриан не будет непосредственно заниматься дизайном болида сезона-2026, но его задача – сформировать из этой группы инженеров настоящую команду и направить их идеи в правильное русло, со временем оптимизировав состав сотрудников.

    «Почему я выбрал «Астон Мартин»? Во-первых, я чувствую, что могу что-то изменить. Я всегда предпочитал работать с командами, испытывающими трудности, как это было с «Уильямс», «Макларен» и «Ред Булл». Во-вторых, это команда, в которой я могу внести изменения к лучшему. Моя цель – добавлять эффективности гоночному болиду», – сказал Ньюи.