Toyota возвращается в «Формулу-1» спустя 15 лет

    Японский автоконцерн стал техническим партнером команды Haas, но поставлять ей двигатели не будет
    Сотрудничество Haas (болид команды на фото) с Toyota стартует 20 октября на Гран-При США
    Сотрудничество Haas (болид команды на фото) с Toyota стартует 20 октября на Гран-При США /EPA / ТАСС

    Японский автопроизводитель Toyota вернулся в гоночную серию «Формула-1», объявив о техническом партнерстве с американской командой Haas.

    Многолетнее сотрудничество с Toyota Gazoo Racing (автоспортивное подразделением Toyota) стартует 20 октября на Гран-При США. На болидах пилотов Haas – немца Нико Хюлькенберга и датчанина Кевина Магнуссена – появится логотип Toyota. 

    Стороны будут обмениваться опытом, знаниями и ресурсами. Toyota возьмет на себя дизайнерскую, техническую и производственную составляющие производства болидов, а Haas – управленческие процессы. 

    Американская команда получит доступ к инновационным разработкам японского производителя, среди которых аэродинамическая труба, используемая Toyota Gazoo Racing и арендуемая другими командами в автогонках на выносливость. Toyota является действующим обладателем Кубка конструкторов в чемпионате мира по гонкам на выносливость.

    При этом Haas продолжит использовать двигатели и коробки передач от итальянского производителя Ferrari, с которым плотно сотрудничает с самого прихода в «Формулу-1» в 2016 г. В июле стороны продлили контракт до конца 2028 г. Таким образом, пилоты Haas будут ездить на японских болидах с итальянскими моторами. 

    «Те отношения, которые мы поддерживаем с Ferrari, и то, что мы получаем от них – удивительно. Это основа команды Haas. Но есть области, в которых Toyota может нам помочь. – заявил журналистам руководитель Haas Аяо Комацу. – Мы были честны с руководством Ferrari с самого начала переговоров с Toyota. У нас есть четкое понимание того, как мы взаимодействуем с Toyota и как мы будем защищать интеллектуальную собственность каждой из компании».

    Еще одним направлением партнерства Haas и Toyota является развитие молодых пилотов и инженеров. Американский коллектив будет предоставлять пилотам Toyota старые болиды для тренировочных заездов, а также откроет доступ к специальным виртуальным симуляторам. Toyota командирует в Haas инженеров для обучения самого маленького по стандартам «Ф-1» штата сотрудников (около 300 человек). Для сравнения, в Red Bull трудятся около 800 человек. 

    Toyota вернется в самую престижную автогоночную серию впервые с 2009 г. В 2002 г. японский производитель пришел в «Ф-1» с заводской командой и солидным бюджетом. В 2008 г. он составлял $445 млн, самый высокий на тот момент показатель среди всех коллективов «Ф-1». Но вложения не принесли желаемого эффекта: пилоты Toyota не выиграли ни одну из 139 гонок, в которых участвовали и лишь 13 раз оказывались на подиуме. Более того, гонщики Toyota ни разу не попадали в топ-5 общего зачета, а в Кубке конструкторов команда не поднималась выше четвертого места. 

    В ноябре 2009 г. на пресс-конференции в Токио представители Toyota официально объявили об уходе из «Формулы-1». По словам президента компании Акио Тоеды, автопроизводитель в условиях сложной экономической ситуации «поставил под сомнение целесообразность трат настолько больших сумм на гонки». По разным оценкам, концерн за все время существования команды в чемпионате вложил в нее более $4 млрд.

    В мае стало известно, что Toyota не будет продлевать многолетнее спонсорское соглашение с Международным олимпийским комитетом (МОК). Представители японского автоконцерна посчитали, что МОК расходует деньги от спонсоров неэффективно. Но главным фактором, согласно изданию SportsPro, послужили огромные затраты Японии на проведение Олимпиады-2020. Потраченная сумма составила почти $13 млрд, что вдвое больше первоначальных прогнозов. В Toyota посчитали, что спонсировать убыточное мероприятие в дальнейшем бессмысленно. 

    В свою очередь, команда Haas в конце августа закончила судебное разбирательство с российской компанией «Уралкалий», которая была титульным спонсором коллектива с 2021 по 2022 гг. Конфликт между двумя сторонами начался после того, как Haas в одностороннем порядке расторг спонсорский договор и весной 2022 г. уволил гонщика Никиту Мазепина. Согласно решению арбитражного суда Швейцарии, Haas выплатила российской компании $9 млн и передала во владение гоночный болид сезона-2021, что было указано в условиях спонсорского договора.