Уровень пилотов или новые техтребования: что вернуло интригу в «Формулу-1»

    В сезоне-2024 уже семь гонщиков из четырех команд выигрывали Гран-при
    Zuma / ТАСС
    Zuma / ТАСС

    После 16 этапов сезона-2024 действующий чемпион голландец Макс Ферстаппен из «Ред Булл» (303 очка) лидирует в личном зачете, опережая на 62 балла британца Ландо Норрис из «Макларена» и на 86 – пилота из Монако Шарля Леклера («Феррари»). В Кубке конструкторов лидера и третье место разделяет всего 39 очков. Учитывая, что за победу в гонке полагается 25 баллов (18 и 15 – за вторую и третью позиции соответственно), концовка чемпионата обещает быть максимально интригующей.

    Назло скуке

    Последним чемпионом «Формулы-1» до Ферстаппена был Льюис Хэмилтон – в 2020 г. он взял седьмой титул, повторив рекорд Михаэля Шумахера. Сезон-2021 отложил развязку до последнего круга заключительного этапа, к которому Хэмилтон и Ферстаппен подошли с одинаковым количеством очков (по 369,5): в итоге голландец впервые в карьере стал чемпионом.

    За семь кругов до финиша Хэмилтон уверенно лидировал, опережая Ферстаппена более чем на 10 секунд. Но затем канадец Николас Латифи из команды «Уильямс» после контакта с немцем Миком Шумахером («Хаас») разбил болид. На трассе появилась машина безопасности, «благодаря» которой преимущество Хэмилтона растаяло, а Ферстаппен успел заехать на дополнительный пит-стоп. Рестарт гонки случился на последнем круге, где голландец благодаря более свежим шинам легко обошел Хэмилтона и впервые в карьере стал чемпионом «Ф-1».

    В следующие два года Ферстаппен не оставлял соперникам шансов. В сезоне-2022 он выиграл 15 гонок из 22; Леклер отстал на 146 очков. В 2023 г. итоговое преимущество голландца выросло до 290 баллов, вторым стал его напарник – мексиканец Серхио Перес.

    На фоне тотального доминирования Ферстаппена осенью 2023 г. вышло исследование компании Buzz Radar. Изучив больше 70 млн обсуждений «Формулы-1» в соцсетях за последние 10 лет, аналитики пришли к неутешительному выводу: интерес к чемпионату заметно снижается. Стало больше негативных реакций вроде «скучно» и «раздражает» вместо привычных ранее «захватывающе» и «интересно». Отмечалось, что гоночная серия может потерять до 50% новой аудитории к 2024 г., если ситуация не изменится.

    Но сезон-2024 начал удивлять со стартового этапа: впервые в истории «Ф-1» в открывающем Гран-при никто не сошел с дистанции. Следующие гонки подтвердили – в чемпионат вернулась непредсказуемость. В 2024 г. победы на этапах праздновали представители четырех команд – «Ред Булл», «Макларен», «Феррари» и «Мерседес», такого не случалось с 2021 г. Гонки в этом году выигрывали семь пилотов – Джордж Расселл и Льюис Хэмилтон («Мерседес»), Карлос Сайнс и Шарль Леклер («Феррари»), Макс Ферстаппен («Ред Булл»), Ландо Норрис и Оскар Пиастри («Макларен»). А на подиум поднимались восемь гонщиков.

    Чемпионат инженеров

    Известный автоспортивный журналист Филип Клирен выдвинул предположение, что конкурентный сезон 2024 г. – следствие падения уровня мастерства пилотов. По его наблюдениям, гонщики на 30–40% чаще стали совершать на трассе ошибки из-за отсутствия реального шанса потерять место в команде. Действительно, впервые в истории «Ф-1» составы команд на дебютный Гран-при сезона-2024 остались неизменными по сравнению с заявкой на последний этап 2023 г.

    Лучшие выпускники «Формулы-2» – главной юниорской серии – в очередной раз отправились ждать шанса в альтернативные чемпионаты. Последним победителем «Ф-2», который сразу попал в призовые пилоты «Ф-1», стал в 2020 г. сын Михаэля Шумахера Мик. Но теперь он выступает в гонках на выносливость.

    «В ситуации с пилотами есть две важные детали, – поясняет «Ведомости. Спорту» Грег Рашевский, механик и бывший член технической команды трехкратного чемпиона немецкой гоночной серии DTM Рене Раста. – Первая – команды не хотят брать молодежь, поскольку в «Ф-1» другие скорости и нагрузки на организм, из-за чего неопытные гонщики разбивают болиды, а они стоят очень дорого. Плюс осенью 2023 г. «Ф-1» увеличила сумму максимального штрафа – с 250 000 до 1 млн евро. До сих пор нет четких критериев, за что его можно получить. Но вероятность, что провинится молодой пилот, гораздо выше. Вторая деталь следует из первой: если опытных никто не подпирает, средний уровень начинает проседать».

    По словам Рашевского, соперничество в «Ф-1» обострилось и благодаря современным симуляторам, где можно с точностью до 100% воспроизводить манеру пилотирования любого гонщика. «Стоят такие штуки по отношению к затратам на обслуживание болидов «Ф-1» относительно недорого – 2–3 млн евро, – добавляет Рашевский. – Программа постоянно обновляется и до мелочей запоминает действия условного Ферстаппена на определенном Гран-при, можно брать лучшее из его манеры пилотирования и пытаться использовать».

    Иной точки зрения придерживается промоутер автогонок, комментатор и менеджер пилотов Оксана Косаченко. Она считает современную «Ф-1» чемпионатом инженерных разработок. «Наивно полагать, что за «Ред Булл» или «Макларен» выступают гении, а остальной пелотон управляется серой массой, – говорит Косаченко в интервью «Ведомости. Спорту». – На старт каждого Гран-при выходит два десятка талантливых пилотов, чей уровень более-менее сопоставим. Техника в современной «Ф-1» решает все».

    Косаченко считает, что «Феррари», «Макларен» и «Мерседес» смогли создать конкурентные с «Ред Булл» машины, поэтому доминирование австрийской команды пошло на спад.

    Соревновательный импульс

    В сезоне-2024 «Ред Булл» продолжает лидировать в Кубке конструкторов, но преимущество мизерное: «Макларен» отстает на восемь очков. И если в первых пяти гонках 2024 г. Ферстаппен четырежды финишировал первым, то в следующих 11 побеждал лишь три раза.

    А весной «Ред Булл» неожиданно объявил об уходе в сезоне-2025 технического директора – 65-летнего Эдриана Ньюи, проработавшего в команде 19 лет. С ним команда взяла шесть Кубков конструкторов и семь чемпионств в личном зачете. В качестве основной причины ухода нидерландские СМИ называли ухудшившиеся отношения Ньюи с боссом «Ред Булл» Кристианом Хорнером.

    Газета De Telegraaf в январе 2024 г. разразилась инсайдом, что одна из сотрудниц «Ред Булл» обвинила Хорнера в домогательстве. На фоне скандала отец Ферстаппена призвал Хорнера уйти в отставку, но в конце февраля выяснилось, что руководитель сохранит должность.

    «Кризис в «Ред Булл» точно придал «Ф-1» соревновательный импульс, их болид RB20 разбалансирован и обладает избыточной поворачиваемостью, – говорит Рашевский. – Пока решение проблемы не нашли, это признавал сам Хорнер. Остальные почувствовали запах крови и пользуются ситуацией. Но «Ред Булл» точно нельзя списывать, они все равно в лидерах и интересны спонсорам».

    Февраль 2022 г. ознаменовался для «Ред Булл» крупным контрактом на $695 млн с титульным спонсором – американской технологической компанией Oracle. Весной 2024 г. команда расширила партнерство с британским экипировщиком Castore. Многолетняя сделка на $200 млн является рекордной для одежного бренда в автоспорте.

    Адаптационный период

    По мнению Косаченко, еще один фактор повышенной конкуренции в сезоне-2024 – новый технический регламент. Он вступает в силу с сезона-2026 и заставляет команды уже сейчас решаться на эксперименты. Чтобы соответствовать требованиям, машины придется создавать почти с нуля. Изменения коснутся габаритов болидов: они станут на 200 мм короче и на 100 мм уже, а еще «похудеют» на 30 кг (не больше 768 кг) в сравнении с нынешними моделями.  

    Самые важные изменения касаются силовых установок: мощность их электрической составляющей должна вырасти в несколько раз. Двигатели будут работать на экотопливе. Под новый регламент в «Ф-1» в качестве поставщика моторов вернется «Хонда», «Ред Булл» планирует перейти на собственные двигатели Red Bull Powertrains, а «Ауди» станет участником чемпионата в качестве заводской команды. «Из-за грядущих перемен случилась волна переходов высшего инженерного состава, – добавляет Косаченко. – И выход из «Ф-1» таких гениев, как Ньюи, скорее всего, временное явление».

    Но существенные перемены в регламенте не ведут к наращиванию конкуренции, наоборот – они выводят в лидеры одну команду, лучше других приспособившуюся к нововведениям, полагает Косаченко. «Именно этим и объясняются эпохи доминирования то «Феррари», то «Мерседеса», то «Ред Булл», – резюмирует эксперт. – Чтобы увидеть реальную борьбу по тем или иным правилам, надо сохранить регламент на несколько лет. Тогда команды, подсматривая друг у друга эффективные разработки, успевают адаптировать технику под лучшие стандарты».

    Новый интерес

    Борьба в сезоне-2024 нашла отражение и в аналитических сводках чемпионата. В августе «Формула-1» отчиталась, что по итогам II квартала число подписчиков серии в соцсетях выросло более чем на 30%, а в первой половине сезона гонки посетило 3,7 млн человек. Выручка за II квартал 2024 г. составила $871 млн по сравнению с $724 млн за аналогичный период 2023 г., а операционная прибыль – $84 млн (+17% к 2023 г.). Спонсоры перечислили «Формуле-1» $345 млн.

    В июле 2024 г. онлайн-журнал Coronet написал, что швейцарская компания Rolex планирует прекратить спонсировать «Формулу-1» после 11 лет сотрудничества. По данным Forbes, Rolex платит «Ф-1» $50 млн ежегодно за статус официального часового партнера. Источники издания сообщили, что место Rolex в спонсорском портфеле «Ф-1» может занять французский холдинг Moet Hennessy Louis Vuitton (LVHM), который якобы готов платить уже $150 млн в год. В состав LVHM входит 75 компаний, в их числе конкуренты Rolex – часовые бренды Tag Heuer и Hublot.

    «Текущий сезон «Ф-1» кажется нам максимально захватывающим, поэтому у нас появились определенные планы, – сообщили «Ведомости. Спорту» в пресс-службе LVHM. – Мы прорабатываем разные варианты сотрудничества, возможно, в этом году будут подробности».